ШАНТАРАКШИТА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ШАНТАРАКШИТА
прибл. 705— 765) — основатель школы йогачара-мадхьямика-сватантрика в Индии. Нек-рое время преподавал в Наланде, 13 лет провел в Тибете; при его участии там основаны неск. монастырей, в частн., крупный центр в Самъе. Автор фундаментального «Компендиума категорий» («Таттвасанграха»), где подвергнуты критич. анализу 26 осн. категорий гл. филос. школ Индии с целью апологии буддизма. Ему приписываются также неск. сочинений по тантре. Н. А. Канаева

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

ШАНТАРАКШИТА
(санскр. s a–nta-raks ita, тиб. zhi ba tsho, Хранитель мира) — крупнейший буддийский мыслитель Индии VIII в. (род. в царской семье, по-видимому, в Западной Бенгалии, умер в Тибете примерно в 791 г.). Ш. — настоятель университета-монастыря Наланды, проповедник буддизма в Тибете, основатель первого тибетского монастыря Самъе, автор монументальной энциклопедии полемической индийской философии («Таттва-санграха», или «Собрание сущностных проблем») и ряда других работ по мадхьямаке, эпистемологии, тантре. В тибетском Тенгьюре имеются переводы его 11 трудов разного содержания: от тантричесгих гимнов и комментариев на сочинения по тантре до трактатов по буддийской логике. Главный манускрипт Ш. — «Таттва-санграха» — сохранился и на санскрите вместе с толкованием (паньджика) Камалашилы (VIII в.). Благодаря этой энциклопедии, а также не менее знаменитой «Мадхьямака-аланкаре» («Украшение мадхьямаки») с автокомментарием (вритти) имя Ш. вошло не только в список великих индийских мыслителей, но и в мировую историю философии. В Тибете вклад Ш. в буддийскую сокровищницу высоко оценивается всеми школами, а он считается «одним из четырёх Солнц, воссиявших светом истинного Учения над Страной снегов». Его философско-творческий метод опирался на установки мадхьямиковской подшколы свататрики, которая принимала и отдельные положения йогачары — йогачара-сватантрика-мадхьямаки. Он главный представитель этой подшколы, хотя у него были предшественники и последователи. В этой подшколе «опустошались» взгляды идейных противников в духе Нагарджуны и мадхьямаки, но при этом отчётливо вырисовывалась и собственная позиция (сватантра), которая близка воззрениям йогачаров на самодостоверность, или безотносительность, сознания (виджняна). Однако в отличие от последних Ш. считал, что «сознание» было множественно и не отождествлялось (в полемике) с абсолютной реальностью. Ш. стал духовным наставником тибетского царя Трисонга Децэна (740– 798) и приступил к организации строительства монастыря — важнейшей экономической и духовно-политической ячейки буддизма. Строительство развернулось юго-восточнее Лхасы в местности Самъе, или Самъяй, давшей название монастырю, существующему поныне. Идея Ш. состояла в том, чтобы расположение храмов и других сооружений отражало строение вселенной в соответствии с буддийской космографией, а также тантрическими культами Амитабхи и Авалокитешвары. Ш. стал первым настоятелем (упадхьяя) нового монастыря. Ему же принадлежит инициатива организации учебного процесса по примеру классических буддийских университетов-монастырей Индии (Наланда, Викрамашила, Одантапури и др.). Влияние Ш. на царя и правительство сказалось также в том, что религиозному учреждению жаловались феодальные привилегии, благодаря чему в монастырь регулярно поступали продукты сельского хозяйства, необходимые ремесленные товары и т.д. Такой порядок снабжения монастырей и обеспечения монахов всем необходимым тоже был заимствован из Индии. Особым указом, высеченным в камне, царь объявил буддизм государственной религией, а монастыри — государственными структурами со своими обязанностями и льготами. Ш. понимал, что буддийские идеи недолго удержатся в умах тибетцев, если они сами не станут их проповедовать. Поэтому он всемерно ратовал за посвящение в духовное звание коренных горцев. «Прежде в Тибете не было так, чтобы кто-либо становился монахом. Для того чтобы в Тибете были монахи, семь способных детей из знатных и могущественных семей стали монахами с благословения Ш.». Его главный ученик, комментатор большинства трудов и продолжатель миссионерства в Тибете — Камалашила.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.