(р. 2.5.1921) — спец. по теории познания, филос. науки; д. филос.н., проф. Р. в п. Любавичи Руднянского р-на Смоленской обл. Окончил ВПШ (1950) и АОН (1959), работал лектором Курганского обл. комитета КПСС. Докт. дисс. — «Абстрактное мышление и вычислительная техника» (1987). Затем работал зав. кафедрой филос, проректором Курганского пед. ин-а. С 1996 — проф. кафедры филос. Курганского ун-та, с 2000 — на пенсии. Заслуженный деятель культуры РФ. В работах конца 1950 — начала 1960-х гг. обосновывал право кибернетики на существование и выявлял роль процессов управления как механизмов подчинения низших форм движения высшим. В работах, посвященных искусственному интеллекту (ИИ), Ш. показывал необходимость и пути использовании для решения проблем ИИ характеристик мышления, раскрытых гносеологией. Наиболее значимыми из них он считает категориальный строй мышления, его семиотические системы, совокупность логич. структур и систему организации знания. Дал анализ свойств мышления, как облегчающих, так и затрудняющих передачу его функций машинам. На основе иссл. формальных методов познания Ш. показал, что чисто матем. методами невозможно определить классы задач, доступных или недоступных ЭВМ в отличие от человека. С конца 1980-х Ш. сосредоточил свои иссл. на проблемах филос. антропологии и аксиологии. В изменчивой сущности человека Ш. считает инвариантами свободу и нормативность поведения. К сущности индивида он относит совокупность ее ценностей, ценностно ассимилированное содержание интеллекта и психические качества личности. Все они, однако, определяют поведение индивида лишь стохастически. В работах подчеркивается значение сакрализации ценностей для поведения и эволюции как индивида, так и сообществ. Такая сакрализация возможна как на религ., так и на атеистической основе. Духовность как верующей, так и атеист, личности (а также сообществ) определяется приматом дух. ценностей над утилитарными. Из концепции сущности человека Ш. делает вывод о базовых ориентирах воспитания личности, к-рыми он признает формирование потребности и способности, с одной стороны, к свободе, а с другой — к нормативному поведению.
Соч.: О кибернетике и сфере ее применения // Философские вопросы кибернетики. М., 1961; Алгоритмы и возможности кибернетики // ВФ. 1962. № 6; О принципиальных возможностях кибернетического моделирования // Кибернетика. Мышление. Жизнь. М., 1964; Об отражении как общем свойстве материи // Теория познания и современная наука. М., 1967; Высшие и низшие формы движения. М., 1967; Кибернетические процессы в системе форм движения // Пространство, время, движение. М., 1971; Логические структуры в процессе отражения // Ленинская теория отражения и современная наука. София, 1973; Содержательные и формальные аспекты познавательного процесса // Диалектика познания и современная наука. М., 1973; Абстрактное мышление и кибернетика. Челябинск, 1976; Язык и мышление. М., 1980; Искусственный интеллект: Гносеологический аспект. М.,1985; Машины. Люди. Ценности. Курган, 2006; Может ли аксиология замкнуть аксиосферу? // Вестник Курганского университета. 2006. № 3.
ШАЛЮТИН Соломон Михайлович
ШАЛЮТИН Соломон Михайлович
Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009