ШАККА Микеле Федерико

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

ШАККА Микеле Федерико
род. в 1908) - итал. философ-идеалист, представитель т. н. христ. спиритуализма. Центр, пунктом разрабатываемой Ш. «философии целостности» является положение об индивиде, к-рый в своем «объективном» внутр. опыте интуитивно воспринимает идею абсолют. бытия (бога), трансцендентную и одновременно имманентную индивид, сознанию. Выступает против обновленческих тенденций в совр. католицизме, в части, против диалога с инакомыслящими, в т. ч. и с марксистами (см. Диалог марксистов и верующих).

Источник: Атеистический словарь

ШАККА Микеле Федерико

(р. 12 июля 1908) – итал. философ, видный представитель т.н. христ. спиритуализма, проф. истории философии в Павии (с 1938), теоретич. философии в ун-те Генуи (с 1947), основатель филос. журналов "Giornale di metafisica" (1946) и "Humanitas" (1946); один из вдохновителей и организаторов "Галларатского кружка" – объединения итал. католич. философов в Галларате. Помимо платоновско-августинианской и томистской традиций, истоками философии Ш. на итал. почве явились Розмини-Сербати и Джентиле (влияние последнего заметно в филос. деятельности Ш. вплоть до конца 30-х гг.). Ш. развил "философию целостности" (filosoficy delle integratit?), в центре к-рой учение об индивиде, в своем "объективном" внутр. опыте (intertorita oggettiv?) интуитивно воспринимающем идею абс. бытия (бога), трансцендентную и вместе с тем имманентную индивидуальному сознанию. Ш. выступает против обновленч. тенденций в католич. философии, в частности против диалога с "инакомыслящими". Соч.: Opere complete, v. 1–28–, Mil., 1952–68–; Il secolo XX, 2 ed., v. 1–2, Mil., 1947; Platone, v. 1–2, [Mil., 1967]. Лит.: Эфиров С. A., Итал. буржуазная философия 20 в., ?., 1968; Schiavone M., L´idealismo di M. F. Sciacca come sviluppo del rosminianismo, Domodossola, 1957; Studi in onore di M. F. Sciacca, Mil., [1959]; El pensamiento de M. F. Sciacca, В. Aires, [1959]; H?llhuber J., M. F. Sciacca – ein Wegweiser abendl?ndischen Geistes, Meisenheim am Glan, 1962; M. F. Sciacca. In occasione del 30-mo anno di cattedra universitaria, Mil., 1968. С. Эфиров. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

ШАККА Микеле Федерико
итальянский философ; р. 12.7.1908 (Джьярре, Катания) — ум. 24.2.1975 (Генуя); профессор теоретической философии в Генуе. Ученик Дж. Джентиле и А. Алиотты; пытался преодолеть имманентную философию путем домысливания до конца ее собственной позиции и показать, что ее внутренняя сущность, которая носит объективный характер и которую не следует путать с субъективностью, неизбежно должна привести к трансценденции. Самосознание является первой конкретизацией этой сущности. «Я есть» или сознание бытия есть синтетический акт реального бытия моей конечной экзистенции и потенциальной бесконечности интуиции бытия. Осн. соч.: Linee di uno spiritualismo critico, 1936; Teoria e pratica della volontá, 1938; Intériorité objective, 1951; Filosofía e metafísica, 1965; Atto ed Essere, 1972, нем. изд. под названием: Akt und Sein, 1964; L'interioritá oggettiva, 1965, нем. изд. под названием: Objektive Inwendigkeit, 1965; L'uomo, questo squilibrato, 1966; Das Wesen des Seins und die Dialektik seiner Formen, in: ZphF, XIII, 1959; Morte ed immortalitá, 1965; La liberta e il tempo, 1969; Filosofía e antifílosofia, 1971; L'oscuramento dell'intelligenza, 1971; Platone, 1969; Ontologia triadica e trinitaria, 1972; Prospettiva sulla metafísica di San Tommaso, 1975.
Hóllhuber. M. F. S., ein Wegweiser abendlánd. Denkens, 1962; E. Pignoloni. Genesi e sviluppo del rosminianesimo nel pensiero di M. F. S., 2 vol., 1964—1967; J. Zabker. Das Sein ais Idee bei M. F. S., in: ZphF, 27, 1973; Quaderni della «Cattedra Rosmini»: M. F. S., 1976; P. P. Ottonello. Saggisce S., 1978; M. F. S., 1976—1979; F. L. Peccorini. From Gentile's «Actualism» to S.'s «Idea», 1981.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

ШАККА Микеле Федерико
12 июля 1908, Джьярре — 26 февраля 1975, Генуя) — итальянский философ, один из инициаторов Галларатского движения. Учился в университетах Катании и Неаполя. В 1930—35 преподавал в лицеях; в 1935— 38 — преподаватель античной философии в университете Неаполя, в 1938—47 — в университете Павии. С 1947 до конца дней возглавлял кафедру теоретической философии в Генуе.
В автобиографической книге «Клессидра» (La Clessidra, 1963) описал свой путь в философию со времени учебы в лицее, где испытал влияние идей Платона и Леопарди. Позже увлекался философией Дж. Джептиле, а также сочинениями Г. дАннунцио и Ницше. В Неаполе — ученик А. Алиотты, видного представителя итальянского релятивизма. Помимо Платона и Джентиле близкими себе по духу считал в первую очередь Августина и А. Розмини-Сербати (фактически заново им открытого), М. Блонделя и французскую «философию духа» Л. Лавеля и Р. Ле Сенна. Важнейший из этапов его философской эволюции — переход от имманентистского вдеализма в духе Джентиле к трансцендентному идеализму (иначе говоря, к теизму) и создание собственной метафизической системы неоплатоновско-августинианского плана (см.: Dallattualismo all spiritualisme critico. 1931—38, Opere complete, v. 12, 1961; Filosofia e metafisica. Opere complete. 13—14,1962). В разработанной Шаккой «философии интегральности» человек представлен как средоточие различных форм бытия, среди которых ключевую роль играет бытие как идея. С одной стороны, Идея как бы замещает непосредственное присутствие Бога в человеке, а с другой — выступает гарантом наличия в его уме вечных, незыблемых истин, т. e. истинности человеческого мышления в целом, включая моральные суждения. Понятие бытия как Идеи в качестве наиболее важного для человеческого сознания конститутивного принципа выходит к августиновской концепции «иллюминации» (божественного «озарения») твари Творцом, а также к онтологическому доказательству бытия Бога Ансельмом Кентерберийским. Шакка долгое время не признавал философии Фомы Аквинского, полагая, что она базируется на аристотелевской метафизике бытия как такового, а не на представлении о конкретном бытии мыслящей твари.
Работы позднего периода (60—70-е гг.) посвящены преимущественно культурологической проблематике. Наряду с этим Шакка возвращается к проблемам метафизики; намечая точку сближения своей философии с учением Фомы Аквинского (связь томистского понятия партиципации с августиновской «иллюминацией»), главными вопросами для Шакки всегда оставались связь идеализма, философского теизма и христианства; ценность человека как духовного существа в противовес всевозможным формам житейского «позитивизма» и материализма; наконец, проблематичность возможности существования в современной Европе культуры, корни которой (хотя бы и бессознательно) не уходили бы в христианство.
Соч.: Opere complete. 1—41. Mil., 1952—76. Лит.: Кошкарян M. С. Метафизика Шакки и историко-философская традиция.— В кн.: Новые идеи в философии. Ежегодник Философского общества. М., 1991; CaturelliA. Michele Federico Sciacca: Metafisica de la integralidad, vol. I—III. Genovo, 1990.
M. C. Кошкарян

Источник: Новая философская энциклопедия