(Schaff, Philip, 18191893). Теолог, историк Церкви, экуменист. Сын швейцарского плотника; религиозное становление прошло под руководством лютеранинапиетиста. Учился в Тюбингене, Галле, Берлине. Применил гегелевский подход к церковной истории и библейским исследованиям, находился под влиянием евангелистов Неандера и Толука, конфессионализма Хенгстенберга. Многообещающий молодой берлинский теолог, вдохновляемый идеалом церковного единства, был приглашен на должность профессора в малоизвестную теологическую семинарию Немецкой реформатской церкви в Мерсербурге (Пенсильвания).
Со своим коллегой Дж.У. Невином Шафф скоро стал выразителем интеллектуально глубокой и полемической Мерсербургской теологии. В Христе и боговоплощении они видели исходную точку всей теологии,органического развития Церкви, богослужения и экуменизма. По сути дела, это была первая попытка примирить немецкий идеализм с американским протестантизмом. В своей речи "Начала протестантизма" (The Principle of Protestantism, 1844), произнесенной при вступлении в профессорскую должность, Шафф обосновал эволюционный принцип, согласно к-ром у Реформация есть развитие всего лучшего в средневековом католицизме, а протестантизм и католицизм постепенно соединятся в новую евангелическую веру. В книге "Что такое история Церкви?" (Whatis Church History?, 1846) Шафф примкнул к новой "исторической школе", отстаивающей единство прошлого и настоящего. Он резко критиковал американскую склонность к субъективизму, сектантству и ривайвелизму, утверждая, что самый опасный враг это не папа Римский, а "бесчисленные папы", поработившие протестантизм властью человека. Церковь виделась Шаффу в экуменическом свете как единый дух, единое тело, единое стадо с единым пастырем.
Попытки обвинить Шаффа в ереси оказались безуспешными, однако Мерсербургское движение скоро сошло на нет. В 1863 г. Шафф перешел в Андоверскую семинарию, а в 1870 г. в Объединенную теологическую семинарию в НьюЙорке, где и завершилась его карьера. Научное наследие Шаффа огромно: он был не только ведущим исследователем американской религиозной жизни (статьи об Америке [1854]; о Гражданской войне [1865]; о религиозной свободе [1888]), но и ведущим историком Церкви и автором многочисленных библейских и теологических трудов .Широко известны его восьмитомная "История христианской Церкви" (History of the Christian Church), ценнейший трехтомный труд "Вероучительные символы христианства" (Creeds of Christendom, 1877), многотомное издание отцов Церкви, "Энциклопедия религиозных знаний ШаффаГерцога" (ShaffHerzog Encyclopedia of Religious Knowledge, 1884), американское издание обширных комментариев Ланге (186480), исследование о церковных гимнах (1868), опровержение учения ШтраусаРенана о Христе (1865). Как экуменист, Шафф принимал участие в движении Воскресной школы, состоял в Евангелическом союзе, работал над Пересмотренным переводом Библии. Он содействовал основанию в 1888 г. Американского общества церковной истории и был его первым президентом.
R.V.PlERARD(nep.IO.T.) Библиография: D.S. Schaff, The Life of Philip Schaff; J. H. Nichols, Romanticism in American Theology: Nevin and Schaff at Mercersburg; C. Yrigoyen and G. Bricker, eds., Reformed and Catholic: Selected Historical and Theological Writings of Philip Schaff; R. Schnucker,NIDCC, 88182.
См. также: Мерсербургская теология.