СЭВ Люсьен

Найдено 1 определение
СЭВ Люсьен
(p. 1926, Шамбери) – один из крупных деятелей и теоретиков ФКП. В 1945 окончил Высшую нормальную школу в Париже. До 1970 преподавал в лицее. С 1961 – член ЦК ФКП; с1970 по 1982 – директор Editions sociales; с момента создания марксистского Центра научных исследований (1979) состоял членом его правления. Первая философская работа С. «Различие. Введение в ленинизм» (1960) посвящена критике ревизионизма А. Лефевра с позиций верного последователя В.И. Ленина (С. безоговорочно принял его работу «Материализм и эмпириокритицизм»). Обращаясь к истории философии, С. подчеркивает в ней борьбу материализма и идеализма и классовый характер философии. Он убежден в том, что осуществленный классиками марксизма синтез материализма и диалектики является глубоко научным и социально прогрессивным. Ряд работ С. посвятил проблемам формирования личности («Марксизм и теория личности», 1969; «Марксистская критика психоанализа», 1973). Его интерес к ним был в значительной мере стимулирован оживленными дискуссиями, которые проходили в ФКП в связи с выступлениями Р. Гароди (коммунисты критиковали его «абстрактный гуманизм») и Л. Альтюссера (критике со стороны коммунистов подвергалось его определение марксизма как «теоретического антигуманизма»). В противовес Гароди С. доказывает, что К. Маркс рассматривал человека в контексте истории и ставил изменения личности в зависимость от изменений социальной среды. С. даже радикализирует мысль Маркса, заявляя, что сущность человека находится вне его, в совокупности социальных отношений. Этот чрезмерный социологизм в трактовке личности несколько смягчают апелляции к биологической природе человека, в результате чего история толкуется как процесс, в ходе которого происходит переработка природного начала личности в социальный феномен. В противовес Альтюссеру С. стремится доказать, что марксистская философия представляет собой «научный гуманизм». Как и Альтюссер, он критически относится к ранним работам Маркса и обращается к его более зрелым работам, но, в отличие от Альтюссера, не хочет сводить историю к динамике взаимодействия различных общественных структур, заявляя, что структурализм вообще и в трактовке Альтюссера в частности ведет к изгнанию из истории человека. Поскольку все объективные социальные процессы проходят сквозь человека, он, по убеждению С., является активным субъектом истории. В фундаментальном труде «Введение в марксистскую философию» (1980) С. стремится возродить «критическую» суть марксизма, его творческий потенциал. В этой связи он пересматривает догматические представления о марксистской философии, порывает с унаследованным от эпохи сталинизма делением ее на диалектический материализм (своеобразную философию природы) и исторический материализм, а также с толкованием последнего как формы применения к истории законов и категорий диалектического материализма. Предметом марксистской философии считает развитие знания о бытии и истории, определяя ее как «диалектикоисторический материализм». Совместно с Ж. Фабром и Ф. Энкером С. издает книгу «Коммунисты и государство» (1977) с целью обоснования новой стратегии ФКП, которая в начале 1970-х после долгого периода вражды с социалистами взяла курс на создание союза с ними. Ссылаясь на то, что диалектика требует «конкретного анализа конкретной ситуации», авторы доказывают, что любая страна имеет право на свой путь к социализму и не обязана копировать советскую модель. Они отказываются от устаревших, с их точки зрения, идей о неизбежности вооруженного захвата власти в революционный период, разрушения старого государственного аппарата, установления диктатуры пролетариата и обосновывают возможность мирных социалистических преобразований в условиях демократии при поддержке широких масс населения, выдвигая цель создания антимонополистического государства и развития форм демократического участия трудящихся в управлении производством, социальной сферой и страной в целом.
Соч.: Современная французская философия. Исторический очерк: от 1789 г. до наших дней. М., 1968; Марксизм и теория личности. М., 1972; Марксистская критика психоанализа (в соавт.). М., 1976; Introduction au léninisme. La différence. P., 1960; La philosophie française contemporaine et sa genèse de 1789 à nos jours. P., 1962; Les communistes et l’Etat (en coll.). P., 1977; Une introduction à la philosophie marxiste. P., 1980; Structuralisme et dialectique. P., 1984; Penser avec Marx aujourd’hui. P., 2004. V. 1. Marx et noux; Qu’est-ce que la personne humaine? // Bio- éthique et démocratie. P., 2006. Лит.: Курсанов, Г. Проблемы марксистской теории личности // Сэв, Л. Марксизм и теория личности. M., 1972; Грецкий, M.Н. Марксистская философия в современной Франции. М., 1984; Seeger, D., Holodynski, M. Grundlagen einer materialistischen Theorie der Persönlichkeit. В., 1984. E.A. Самарская

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.