СЕРНО-СОЛОВЬЕВИЧ Николай Александрович

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

СЕРНО-СОЛОВЬЕВИЧ Николай Александрович (1834—66)
рус. революционный демократ, публицист, социолог. Служил в различных учреждениях, готовивших “крестьянскую реформу”. Будучи просветителем, ожидал решения крестьянского вопроса от проведения реформы “сверху”. К 1860 С.-С. перешел на позиции революционной демократии, сблизился с Чернышевским. возлагал надежды на крестьянскую революцию “снизу”. В 1860 за границей встретился с Герценом и Огаревым. В 1861 участвовал в создании об-ва “Земля и воля”, развернул активную революционную пропаганду. В 1862 заключен в Петропавловскую крепость, в 1865 сослан в Сибирь. В центре внимания С.-С. были проблемы освобождения крестьян от крепостной зависимости, демократизации страны, критики капитализма и обоснования социалистического идеала. Будучи социалистом-утопистом, он возлагал надежды на общину, как “великое мирское начало”. С.-С. стоял на позициях философского материализма; считал, что “системой мира, как и развитием человечества, правят постоянные законы”, к-рые, как и всякая истина, познаются в практике человеческой деятельности, в процессе изучения общественной жизни. С.-С. приходил к выводу, что научной социологии еще не создано, ибо недостаточен уровень развития науки о природе и человеке, политэкономии, статистики и др.; указывал, что в сознание масс следует внести идею необходимости революционного изменения жизни в России. Осн. соч.: “Окончательное решение крестьянского вопроса” (1861), “Мысли вслух” (1862), “Ответ Великороссу” (1861), “Не требует ли нынешнее состояние знаний новой науки?” (1865).

Источник: Философский энциклопедический словарь

СЕРНО-СОЛОВЬЕВИЧ Николай Александрович
13(25).11.1834, Петербург - 9(21).02.1866, Иркутск) - революционный мыслитель, социолог, общественный деятель. Окончил Александровский лицей (1853). До 1860 г. - на государственной службе. Выйдя в отставку, уехал за границу, в Лондоне познакомился с Герценом. В кон. 1860 г. возвратился в Россию, сблизился с Чернышевским, был одним из создателей тайного об-ва "Земля и воля". В 1862 г. арестован и заключен в Петропавловскую крепость "за сношения с лондонскими пропагандистами". В 1865 г. по приговору был отправлен на вечное поселение в Сибирь. Важнейшим теоретическим трудом С.-С. было написанное в крепости в 1863 г. и единственное опубликованное при его жизни соч. "Не требует ли нынешнее состояние знаний новой науки" (Русское слово. 1865. № 1). Считая необходимым построение новой социальной науки, ее главную задачу С.-С. видел в том, чтобы между общественной наукой и естествознанием в скорейшем времени произошел "обмен главных сил, то есть одна может позаимствоваться у другого превосходным методом и дать ему, в свою очередь, превосходные стремления". Конгломерату наук об общественной жизни, по С.-С, "недостает центра", "центральной и верховной науки", к-рая призвана их объединить. Эту функцию выполняет социология, обладающая точным, объективным методом и обобщающей теорией. Таковым может быть метод сравнительно-исторический, преодолевающий ограниченность и пороки априористического и гипотетического методов, нередко ведущих к субъективизму. Эти идеи С.-С. развил в ст. "О законах исторического развития" (1864), где ставится задача "изучения и открытия общих законов", "уяснения вопросов, важных для всего человечества". Для этого необходимо, считал он, "переисследовать экономические законы" и "дать новые основания политической экономии". С.-С. подверг критике представителей т. наз. государственной школы в рус. историографии, в т. ч. Чичерина. С.-С. считал главной ошибкой этой школы формулу "все для народа, но не народом". В противоположность государству С.-С. подчеркивал важнейшую для России и ее "общественного быта" роль "великого мирского начала".

Источник: Русская философия: словарь

СЕРНО-СОЛОВЬЕВИЧ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

[13 дек. 1834 – 9 февр. 1866] – рус. революционер, демократ, публицист и философ. Род. в Петербурге в семье чиновника. Окончил Александровский лицей (1853). В 1853–59 – на гос. службе. К концу 50-х гг. складываются антикрепостнич. воззрения С.-С., но он еще верит в возможность коренного преобразования России путем реформ ("Записка об отмене крепостного права и откупов", 1858, не опубл.). С конца 1859 в идейном развитии С.-С., тесно сблизившегося с Чернышевским, происходит перелом. Он склоняется к признанию революц. средств борьбы, действия масс "с н и з у, насильственно", если будет продолжаться "противодействие" ликвидации "старого порядка" (см. Публицистика. Письма, 1963, с. 7). Уйдя в отставку, С.-С. уезжает за границу, где знакомится с Герценом и Огаревым. Здесь происходит дальнейшее углубление революционного характера воззрений С.-С. В "Проекте действит. освобождения крестьян" (1860) он резко критикует правительств. проект крест. реформы, защищает демократич. программу решения агр. вопроса в России. Возвратившись на родину, С.-С. развертывает большую обществ.-просветит. деятельность; в это время окончательно завершается становление его революц.-демократич. убеждений. Он отвергает реформу как один из предполагаемых и даже предпочтит. путей обществ. пребразований в России. Ликвидация царизма даст "...простор великому мирскому началу развиваться во всех своих проявлениях" ("Мысли вслух", там же, с. 168). При активном участии С.-С. в 1861–62 в Петербурге возникает тайное революц. об-во "Земля и воля", важнейшую задачу к-рого С.-С. видел в слиянии революц. интеллигенции с народом. 7 июля 1862 С.-С. (одновременно с Чернышевским) был арестован и заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. В июне 1865 отправлен в сибирскую ссылку. Умер в Иркутске. С.-С. был одним из представителей атеистич. традиции в России. Видя гл. задачу науки в удовлетворении потребностей обществ. жизни, С.-С. в написанной в тюрьме статье "Не требует ли нынешнее состояние знаний новой науки" (опубл. в "Рус. слове", 1865, No 1) призывал к созданию новой науки – социологии. "Если до сих пор не создалась общественная наука, то это только доказывает, что люди предшествовавших поколений не вполне сознавали солидарность, связывающую все человечество, не вполне понимали, что его существование управляется известными законами" (там же, с. 199). Полагая, что "мысль о правильности исторического развития" высказал Бокль, С.-С. считал необходимым "продолжать и дополнять" его "бессмертный труд" (см. тамже, с. 228). Лит.: Герцен А. И., Иркутск и Петербург, Собр. соч., т. 19, М., 1960; Лемке М., Очерки освободит. движения "шестидесятых годов", СПБ, 1908; Романенко В. И., Мировоззрение Н. А. С.-С., [М.], 1954; Богатов В. В., Социологич. взгляды Н. С.-С., М., 1961; Володарский И. Б., Н. А. С.-С., в кн.: Серно-Соловьевич ?. ?., Публицистика. Письма, М., 1963; Коган Л. ?., Филос. драматургия Н. А. С.-С., "ВФ", 1959, No 10; его же, Атеистич. взгляды Н. А. С.-С., в кн.: Вопр. истории религии и атеизма, сб. 12, М., 1964; Виленская Э., Революц. подполье в России (60-е годы XIX в.), М., 1965. А. Володин. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.