американский философ (р. Денвер, Колорадо, 1932). Ученик Остина. Единицей основы языкового общения считал речевой акт. Его главное произведение — «Языковые акты» (1969) — акцентирует внимание на различных видах интенции, характерных для языкового общения. Автор «Смысла и выражения» (1979).
СЁРЛ ДЖОН
Источник: Философский словарь
род. 1932, Денвер, шт. Колорадо, США) — американский философ, представитель аналитического направления в современной западной философии. С 1959 преподает в Калифорнийском университете в Беркли. Испытал влияние идей лингвистической философии Д. истина, которые развил и усовершенствовал в книге «Речевые акты» (1969). В основе разработанной им классификации главных видов действий, производимых языком, лежит понятие «иллокутивная цель». Серл считает, что число действий, производимых с помощью языка, ограниченно: мы сообщаем другим, каково положение вещей; мы пытаемся заставить других совершить нечто; мы берем на себя обязательство совершить нечто; мы выражаем свои чувства; с помощью высказываний мы вносим изменения в мир. Языковое значение, согласно Серлу, присуще не изолированным словам или предложениям, а их воспроизведению в рамках целостного «речевого акта», в процессе межяичностной коммуникации. Дальнейшее развитие теории «речевых актов» Серла было связано, во-первых, с разработкой формального аппарата «иллокутивной логики», а во-вторых, со сближением самого понятия «речевого акта» с понятием интеяциональяости. По лингвистической структуре «речевого акта» можно судить об интенциональности. В этой связи философию языка Серл рассматривает как ветвь философии сознания. Способность «речевых актов» представлять объекты и положения дел в мире — продолжение более фундаментальной в биологическом плане интенциональной способности сознания относить организм к миру Серд — критик физикалистских теорий тождества ментального и телесного, а также любых разновидностей картезианского дуализма. Сознание он рассматривает как каузально эмерджентное свойство мозга (и организма в целом), что, однако, не исключает субъективного характера сознания; будучи гибкой способностью организма, основой творческого поведения, сознание в ходе эволюционного отбора создает лучшие возможности для распознавания ситуаций, нежели бессознательные механизмы психики. Субъективность сознания для Серла — онтологическая, а не эпистемологическая категория. Онтология ментальных событий — онтология от первого лица. Любое состояние сознания всегда чье-то состояние. В отношении сознания неприменима модель наблюдения в объективном мире: здесь отпадает различие процесса наблюдения и наблюдаемой вещи. Интроспекция собственного ментального состояния, по Серлу, сама и является этим состоянием. Среди главных свойств сознания он называет интенциональность, темпоральность, единство, субъективность, структурированность и социальность. Серл критикует компьютерные модели сознания, подчеркивая, что поскольку программы синтаксичны, а сознанию внутренне присуще ментальное содержание (семантика), то из этого следует, что компьютерные программы сами не могут представлять процесса сознания. Вычислительные процессы абстрактны, формальны и подлежат интерпретации обладающим сознанием субъектом. В публицистических произведениях Серл обсуждает актуальные проблемы гуманитарного университетского образования. Широкую известность получили полемические выступления Серла против представителей постструктурализма (в особенности Ж Деррида).
Соч.: Expression and Meaning. Cambr., 1979; Intentionality. An Essay in the Philosophy of Mind. Cambr., 1983; The Rediscovery of the Mind. Cambr. (Mass.), 1992; Сознание, мозг и наука.— «Путь». М., 1993, с. 3—66; Современная философия в Соединенных Штатах.— Там же. М„ 1995,с.149-17б.
А. Ф. Грязное
Источник: Новая философская энциклопедия