СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК

Найдено 1 определение
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК
общее название одного из значительных периодов развития российской культуры и искусства последних лет ХIХ и первых десятилетий ХХ в. Это понятие прежде всего отражает особенности русского модернизма и заключает в себе характеристику художественных явлений в поэзии, прозе и живописи, которые отличали российскую художественную культуру от предшествующего этапа ее развития в ХIХ в. В основе мировоззрения С. в. — осознание безысходности и трагизма противоречия между духом и бесцельным существованием, соседствующее со страстным стремлением к обновлению мира и человека. Сознание представителей С. в. отличалось необычайной сосредоточенностью на субъективных сторонах внутренней жизни личности и одновременно тяготением к обобщенному постижению состояния мира. В то же время С. в. — это образ, выражающий противоречивость философских, религиозных и творческих исканий, захвативших представителей высшего культурного слоя России накануне Первой мировой войны и революции 1917 г. Как составная часть Русского Ренессанса С. в. отличался рядом характерных свойств. Во-первых, С. в. было присуще состояние переходности и осознание его как трагического рубежа для всей России и каждого россиянина: «Современное искусство обращено к будущему, но это будущее в нас таится; мы подслушиваем в себе трепет нового человека; и мы подслушиваем в себе смерть и разложение; мы — мертвецы, разлагающие старую жизнь, но мы еще не рожденные к новой жизни; наша душа чревата будущим: вырождение и возрождение в ней борются» (А. Белый). С. в. стремился освободить человека от политики и социальности, установить в качестве важнейших отношения человека с культурой, а творческой личности — с проблемами искусства. Преображение мира и человека предполагалось совершить прежде всего через творческие порывы универсально одаренной личности, чьи выдающиеся качества должны проявить себя в сфере духовности и искусства. Поэтому С. в. нашел свое самобытное выражение во всеобщем эстетизме. С. в. стал эпохой индивидуализма, интереса к тайнам психики и к мистическим прозрениям сущности мира. Культ творчества, религиозно-этических начал и красоты сочетался в С. в. с установкой на художественный и жизненный эксперимент, что в целом создавало обстановку многообразия умственных и художественных исканий, а также устремленности к синтезу философии, искусства, науки и религиозно-мистических учений. В области искусство С. в. отличался причудливыми сочетаниями тенденций реализма, натурализма с импрессионистической, символической или эстетической трактовкой реальных явлений жизни, дополненных романтической устремленностью в область утопии. Надежды С. в. на близкое возрождение российской культуры коренились в убеждении о первенстве духовной жизни над внешними формами общежития в том смысле, что «внутренняя жизнь личности есть единственная творческая сила человеческого бытия и что она, а не самодовлеющие начала политического порядка, является единственно прочным базисом для всякого общественного строительства» (М. Гершензон, сб. «Вехи», 1909). В целом это была эпоха устремленности к будущему, к созданию нового общества, культуры и искусства, утверждения идеалов единства и соборности на религиозно-духовной основе, время творческих дерзаний и высоких взлетов ума, что сочеталось с социальным критицизмом, глубоким скепсисом, мистицизмом и упадническими настроениями, что усугублялось отчаянием и предчувствием грядущих катастроф. См. также Русский Ренессанс.

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.