СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК

Найдено 1 определение
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК
общее название одного из значительных периодов развития российской культуры и искусства последних лет ХIХ и первых десятилетий ХХ в. Это понятие прежде всего отражает особенности русского модернизма и заключает в себе характеристику художественных явлений в поэзии, прозе и живописи, которые отличали российскую художественную культуру от предшествующего этапа ее развития в ХIХ в. В основе мировоззрения С. в. — осознание безысходности и трагизма противоречия между духом и бесцельным существованием, соседствующее со страстным стремлением к обновлению мира и человека. Сознание представителей С. в. отличалось необычайной сосредоточенностью на субъективных сторонах внутренней жизни личности и одновременно тяготением к обобщенному постижению состояния мира. В то же время С. в. — это образ, выражающий противоречивость философских, религиозных и творческих исканий, захвативших представителей высшего культурного слоя России накануне Первой мировой войны и революции 1917 г. Как составная часть Русского Ренессанса С. в. отличался рядом характерных свойств. Во-первых, С. в. было присуще состояние переходности и осознание его как трагического рубежа для всей России и каждого россиянина: «Современное искусство обращено к будущему, но это будущее в нас таится; мы подслушиваем в себе трепет нового человека; и мы подслушиваем в себе смерть и разложение; мы — мертвецы, разлагающие старую жизнь, но мы еще не рожденные к новой жизни; наша душа чревата будущим: вырождение и возрождение в ней борются» (А. Белый). С. в. стремился освободить человека от политики и социальности, установить в качестве важнейших отношения человека с культурой, а творческой личности — с проблемами искусства. Преображение мира и человека предполагалось совершить прежде всего через творческие порывы универсально одаренной личности, чьи выдающиеся качества должны проявить себя в сфере духовности и искусства. Поэтому С. в. нашел свое самобытное выражение во всеобщем эстетизме. С. в. стал эпохой индивидуализма, интереса к тайнам психики и к мистическим прозрениям сущности мира. Культ творчества, религиозно-этических начал и красоты сочетался в С. в. с установкой на художественный и жизненный эксперимент, что в целом создавало обстановку многообразия умственных и художественных исканий, а также устремленности к синтезу философии, искусства, науки и религиозно-мистических учений. В области искусство С. в. отличался причудливыми сочетаниями тенденций реализма, натурализма с импрессионистической, символической или эстетической трактовкой реальных явлений жизни, дополненных романтической устремленностью в область утопии. Надежды С. в. на близкое возрождение российской культуры коренились в убеждении о первенстве духовной жизни над внешними формами общежития в том смысле, что «внутренняя жизнь личности есть единственная творческая сила человеческого бытия и что она, а не самодовлеющие начала политического порядка, является единственно прочным базисом для всякого общественного строительства» (М. Гершензон, сб. «Вехи», 1909). В целом это была эпоха устремленности к будущему, к созданию нового общества, культуры и искусства, утверждения идеалов единства и соборности на религиозно-духовной основе, время творческих дерзаний и высоких взлетов ума, что сочеталось с социальным критицизмом, глубоким скепсисом, мистицизмом и упадническими настроениями, что усугублялось отчаянием и предчувствием грядущих катастроф. См. также Русский Ренессанс.

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF

Наследник Серебряного века

Авраменко А.П.
Творчество Булата Окуджавы рассматривается в контексте литературы Серебряного века, а сам он представлен законным наследником культурных традиций русского Ренессанса конца XIX — начала XX столетия.
Читать PDF

Портретист Серебряного века

Голынец Сергей Васильевич
На материале мемуарных и архивных источников, а также на основе авторского анализа галереи персонажей Серебряного века прослеживается эволюция творчества Льва Самойловича Бакста (1866-1924) в жанре портрета.
Читать PDF

Мифотворчество Серебряного века

Шахматова Елена Васильевна
Мифотворчество Серебряного века результат тотального кризиса культуры на рубеже XIX-XX вв., расцвета мистицизма, распространения теософии и антропософии.
Читать PDF

Медиаобразование в серебряном веке

Калач Е. В., Пензин С. Н.
Важный документ медиаобразования серебряного века отыскался в зональной научной библиотеке Воронежского госуниверситета. Это научно-популярный журнал «Вестник воспитания» за 1914 год. В восьмом номере статья Н.А.
Читать PDF

Демонизм в поэзии Серебряного века

Попова Лиана Владимировна
В статье исследуются мотивы глубинного подсознания в творчестве авторов Серебряного века. Рассматривается понимание «демонического» в данную эпоху.
Читать PDF

О диалоге искусств Серебряного века

И. А. Азизян
Читать PDF

Сказка в литературе Серебряного века

Екимова Т.А.
Читать PDF

Ориентальный контекст Серебряного века

Чач Елена Андреевна
Статья посвящена проблеме отношения к Востоку Российской империи и образу Востока, широко распространённому в русской культуре на протяжении Серебряного века.
Читать PDF

Богема Серебряного века: коды и смыслы

Брандт Галина Андреевна, Ковалева Анфиса Юрьевна
Читать PDF

Творческие объединения Серебряного века

Березовая Лидия Григорьевна
Читать PDF

К вопросу о завершении Серебряного века

Буланов Владимир Владимирович
Автор статьи стремится обосновать своё видение взаимосвязи между октябрьской революцией 1917 года и завершением серебряного века.
Читать PDF

Образы Италии в культуре Серебряного века

Панфилова Марина Игоревна
Путешествия в Италию способствовали творческому самоопределению многих представителей культуры Серебряного века.
Читать PDF

Душа русской культуры в «Серебряном веке»

Типикина Лариса Петровна
В статье исследуется своеобразие души русской культуры на рубеже XIX XX вв. Анализируются дефиниции «душа», «душа культуры», «душа русской культуры».
Читать PDF

Истоки Серебряного века в русской культуре

Петрова Ирина Александровна, Кибасова Галина Петровна, Жура Михаил Владимирович
Статья посвящена проблемам взаимодействия русской и европейской культуры на грани XIX и XX вв., в частности, влиянию немецкой и французской философии и эстетики на формирование художественной культуры России «Серебряного века».
Читать PDF

Семья Метнеров и культура Серебряного века

Гришин А. С.