СЕНТ-ЭВРЕМОН Шарль де

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

СЕНТ-ЭВРЕМОН Шарль де
(1610, СенДени-Ле-Га, Нормандия, – 1703, Лондон) – моралист, писатель, историк, литературный критик. Считал недоказуемым с помощью разума учение об абсолютной духовности и бессмертии души; полагал невозможным знание о природе Бога, бытия которого не отрицал. Христианство в форме католицизма называл наилучшей формой религии, но расходился с ортодоксальным пониманием христианства, истолковывая его в духе, близком к деизму. Христианский аскетизм совершенно чужд С.-Э. Жизнь, по его мнению, должна быть наслаждением; человек находит счастье в дружбе, являющейся также моральной добродетелью; любовь, милосердие, терпимость – основные моральные принципы. С.-Э. осуждал религиозный фанатизм, считая насущной задачей примирение католиков и протестантов, а в конечном счете людей всех вероисповеданий. Истинную причину ожесточенной религиозной борьбы видел в стремлении духовенства различных церквей установить свое господство над обществом и тем самым обеспечить себе привилегированное положение («Беседа маршала д’Окенкура с отцом Каней», 1665). Участвуя в полемике о «древних и новых авторах», он утверждал, что современная литература стоит выше античной, поскольку руководствуется более здравыми нравственными представлениями и более истинными понятиями об окружающем мире. Идеи С.-Э. явились одним из теоретических источников Просвещения XVIII в.
Соч. : Oeuvres. V. 1–3. Р., 1927. Л и т. : Bamwell, H. Les idées morales et critiques de Saint-Evremond. P., 1957. B.H. Кузнецов

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.

СЕНТ-ЭВРЕМОН Шарль де

(1 апр. 1610 – 29 сент. 1703) – франц. вольнодумец, писатель, поэт, лит. критик, историк, философ-моралист. Филос. идеи С.-Э. складывались под влиянием Монтеня, Гассенди, отчасти Спинозы. С.-Э. считал недоказуемым учение об абсолютной духовности и бессмертии души, выражая несогласие с Декартом; он считал невозможным знание о природе бога, бытия к-рого не отрицал. Материалистич. тенденция проявляется у С.-Э. как твердое убеждение в реальности материального мира; земная жизнь человека – единственно достоверная форма его бытия, имеющая самостоятельную ценность. Христианство, в особенности католицизм, С.-Э. называл наилучшей формой религии, но он резко расходился с ортодокс. пониманием христианства, истолковывая его в духе, близком к деизму. Христианский аскетизм совершенно чужд С.-Э. Жизнь, по его мнению, должна быть наслаждением; высшее счастье человек находит в дружбе, являющейся также моральной добродетелью. Любовь, милосердие, терпимость – осн. моральные принципы. С.-Э. осуждал религ. фанатизм, призывая искать то, что объединяет людей – общие моральные принципы, и не враждовать из-за расхождений в религ. догмах. Примирение католиков и протестантов, а в конечном счете людей всех вероисповеданий, он считал насущной задачей. Истинную причину ожесточенности религ. борьбы С.-Э. видел в стремлении духовенства различных церквей установить свое господство над обществом и тем самым обеспечить себе привилегированное положение ("Беседа маршала д´Окенкура с отцом Каней" – "Conversation du mar?chal d´Hocquincourt avec le p?re Canaye", P., 1665). В противоположность Паскалю и Ларошфуко, С.-Э. из признания ограниченности познавательных способностей человека и наличия у него эгоистич. побуждений не делал пессимистич. выводов. С.-Э. был уверен, что человек в состоянии улучшить свою жизнь, показывать примеры высокой нравственности и быть относительно счастливым. Участвуя в полемике о "древних и новых авторах", С.-Э. считал, что в общем совр. лит-ра стоит выше античной, поскольку она руководствуется более здравыми нравств. понятиями и более истинными понятиями об окружающем мире; это делает С.-Э. одним из основателей теории прогресса, сформулированной в 18 в. франц. просветителями. С.-Э. является видным представителем передовой филос. мысли Франции 17 в., того вольнодумства, к-рое явилось одним из источников франц. Просвещения 18 в. Соч.: Oeuvres, mises en ordre et publi?es avec une introduction et des notices par R. de Planhol, v. 1–3, P., 1927; The letters of Saint-Evremond, ed. by J. Hayward, L., 1930. Лит.: Вороницын И. П., История атеизма, 3 изд., [Рязань], [1930], с. 87–88; История философии, т. 2, [М.], 1941, с. 165–66; История франц. литературы, т. 1, М.–Л., 1946, с. 458; Daniels W. M., Saint-?vremond en Angleterre, Versailles, 1907; Mollenhauer E., Saint-?vremond als Kritiker, Greifswald, 1914; Wilmоtte M., Saint-?vremond. Critique litt?raire, introduction et notes, P., 1921; Schmidt A. M., Saint-Evremond, ou l´humaniste impur, P., 1932; Spalatin K., Saint-?vremond, Zagreb, 1934; Lafargue M. P., Saint-?vremond, ou le P?trone du XVII si?cle, P., [1945]; Petit L., La Fontaine et Saint-?vremond, ou la tentation de l´Angleterre, Toulouse, 1953; Barnwell H., Les id?es morales et critiques de Saint-?vremond, P., 1957; Hope Q. M., Saint-?vremond. The honn?te homme as critic, Bloomington, 1962; его же, Saint-?vremond [Bibliography], в кн.: A critical bibliography of French literature, v. 3, Syracuse–[?. ?.], 1961. В. Кузнецов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.