богословская школа при Сен-Викторском аббатстве (abbaye de Saint-Victor) каноников-августинцев, существовавшая в Париже с 1113. Оберегала традиции схоластической мистики, восходящие к Августину, но получившие новый импульс от Бернара Клервоского. Виднейшие представители этой школы - Гуго Сен-Викторский (ок. 1096-1141) и Ришар из Сен-Виктора (ум. 1173) - стремились к созданию мистики и рационализма в духе средневекового платонизма на основе постановки вопроса о необходимых логических основаниях даже таинств веры, но при подчинении разума вере.
СЕН-ВИКТОРСКАЯ ШКОЛА
СЕН-ВИКТОРСКАЯ ШКОЛА
Источник: Философский энциклопедический словарь
СЕН-ВИКТОРСКАЯ ШКОЛА
философско-теологическая школа, существовавшая в Сен-Викторском монастыре в Париже в 12 в. Основана Гильомом из Шампо (ок. 1069—1121). Викторианцы опирались на мистические традиции Августина, Псевдо-Дионисия Ареопагита, Бернара Клервоского, но в противоположность последнему, отвергавшему науку как познание мира и схоластику как познание бога, считали, что и схоластика, и свободные искусства, и наука обладают познавательной ценностью, но приобретают смысл и цель исключительно в мистическом постижении бога. Представители С.-В. ш.— Гуго, Ришар, Годфри и Вальтер Сен-Викторские. Гуго Сен-Викторский стремился сочетать мистику с рационализмом и занятиями наукой. Опираясь на Аристотеля, Гуго создал классификацию и систематизацию наук, а также теорию абстракции (в связи с дискуссией о природе универсалий). В психологии он стоял на августинианских позициях. В натуральной теологии Гуго развил апостериорное (из внешнего и внутреннего опыта) и телеологическое доказательства бытия бога. По его мысли, философское (посредством разума) и теологическое (путем диалектического исследования данных откровения) познание бога неполны, т. к. они суть только познания о боге, а не его самого. Прямое постижение возможно лишь на высшей ступени созерцания — в мистическом интуитивном уподоблении богу. Ришар Сен-Викторский, ученик и преемник Гуго, также считал разум необходимым для исследования истины; различал шесть ступеней познания, высшей из них считал мистический экстаз. Вальтер Сен-Викторский известен как противник схоластического рационализма.
Источник: Философский энциклопедический словарь
Сен-Викторская Школа
богословская школа при Сен-Викторском аббатстве (abbaye de Saint-Victor) каноников-августинцев, существовавшем в Париже с 1113 г., международный центр ородоксально-католической философии в XII в. Основатель С.-В. ш. — Гильом из Шампо (около 1068-1121), представитель крайнего реализма, противник Абеляра. Общая атмосфера С.-В. ш. определена традициями средневековой мистики, восходящими к Августину и отчасти к Ареопагитикам, но получившими новый импульс от Бернарда Клервоского. Некоторые деятели С.-В. ш. выступали во имя этих традиций против схоластического рационализма как такового (особенной агрессивностью отличается трактат Вальтера Сен-Викторского «Против четырех лабиринтов Франции», где под «лабиринтами» подразумеваются системы Абеляра, Гильберта Порретанского, Петра Ломбардского и Петра Пуатевин-ского). Однако виднейшие мыслители С.-В. ш. — Гуго Сен-Викторский (ок. 1096-1141) и Ришар Сен-Викторский (ум. 1173) — стремились к соединению мистики и рационализма в духе средневекового платонизма на основе принципов Ансельма Кентерберийского (постановка вопроса о «необходимых логических основаниях» даже «таинств веры», но при подчинении разума вере). Универсализм построений Гуго предвосхищает зрелую схоластику XIII в. Интересы Ришара значительно более узки и сосредоточены главным образом на чисто мистических темах; его учение о «восхождении» человеческого духа по ступеням деятельности воображения и ума к чистому созерцанию представляет собой необходимое звено между более ранней традицией христианского платонизма и доктринами Бонавентуры. Сергей Аверинцев. София-Логос. Словарь
СЕН-ВИКТОРСКАЯ ШКОЛА
богословская школа при Сен-Викторском аббатстве каноников-августинцев, существовавшем в Париже с 1113; международный центр ортодоксально-католической философии в 12 в. Основатель школы — Гильом из Шампо (ок. 1068—1121), представитель крайнего реализма, противник Абеляра. Общая атмосфера школы определена традициями средневековой мистики, восходящими к Августину и отчасти к Псевдо-Дионисию Ареопагиту, но получившими новый импульс от Бернарда Клервоского. Некоторые деятели школы выступали во имя этих традиций против схоластического рационализма как такового (трактат Вальтера Сен-Викторского «Против четырех лабиринтов Франции», где под «лабиринтами» подразумеваются системы Абеляра, Гильберта Порретанского, Петра Ломбардского и Петра Пуатевинского). Однако виднейшие мыслители — Гуго СенВикторский (ок. 1096—1141) и Ришар Сен-Викторский (ум. 1173) — стремились к созданию мистики и рационализма в духе средневекового платонизма на основе принципов Ансельма Кентерберийского (постановка вопроса о «необходимых логических основаниях» даже «таинств веры», но при подчинении разума вере).
Лит.: LenglanM. La theorie de la contemplation mystique dans loeuvre de Richard de Saint-Victor. P., 1935; DumeigeG. Richard de Saint-Victor et lidee chretienne de lamour. R, 1952; ChalilionJ. De Guillaume de Champeaux a Thomas Gallus: Chronique dhistoire litteraire et doctrinale de lecole de Saint-Victor.— «Revue du moyen Bge latin», 8, 1952; Baron R. LInfluence de Hugues de Saint-Victor.— «Recherches de theologie ancienne et medievale», 22, 1955; Grabmann M. Die Geschichte der scholastischen Methode, Bd. 2. В., 1957; Chenu M. D. Civilisation urbaine et theologie: LEcole de Saint-Victor au XIIe siecle.— «Annales: Economies, societes, civilisations», 29, 1974; EvansG. R. Old Arts and New Theology: The Beginning of Theology as an Academic Discipline. xf., 1980; FenvoloS. C. The Origin of the University: The Schools of Paris and their critics. 1100—1215. Stanford (California), 1985.
С. С. Аверинцев
Лит.: LenglanM. La theorie de la contemplation mystique dans loeuvre de Richard de Saint-Victor. P., 1935; DumeigeG. Richard de Saint-Victor et lidee chretienne de lamour. R, 1952; ChalilionJ. De Guillaume de Champeaux a Thomas Gallus: Chronique dhistoire litteraire et doctrinale de lecole de Saint-Victor.— «Revue du moyen Bge latin», 8, 1952; Baron R. LInfluence de Hugues de Saint-Victor.— «Recherches de theologie ancienne et medievale», 22, 1955; Grabmann M. Die Geschichte der scholastischen Methode, Bd. 2. В., 1957; Chenu M. D. Civilisation urbaine et theologie: LEcole de Saint-Victor au XIIe siecle.— «Annales: Economies, societes, civilisations», 29, 1974; EvansG. R. Old Arts and New Theology: The Beginning of Theology as an Academic Discipline. xf., 1980; FenvoloS. C. The Origin of the University: The Schools of Paris and their critics. 1100—1215. Stanford (California), 1985.
С. С. Аверинцев
Источник: Новая философская энциклопедия
СЕН-ВИКТОРСКАЯ ШКОЛА
богословская школа при монастыре св. Виктора в Париже, крупнейший центр реакц., ортодоксально-мистич. направления ср.-век. философии. Была основана ок. 1110 Гильомом из Шампо, представителем крайнего реализма, в ходе развернувшейся во Франции острой идейной борьбы с целью противодействия прогрессивному направлению ранней схоластики (см. также Абеляр). Для представителей С.-В. ш. характерна враждебность аристотелизму и рационали-зирующей схоластике, доходящая до крайнего ожесточения у Готье Сен-Викторского (ум. после 1180). Мистич. философия С.-В. ш. явилась продолжением мистич. идей Августина и Бернара Клервоского о сверхъестеств. озарении человеч. души (illuminatio). Вместе с тем, не будучи в силах совсем отвергнуть познават. способности разума, игнорировать возрастающую роль логич. мышления, пробуждаемого потребностями растущих в эту пору городов, С.-В. ш., гл. обр. Гуго Сен-Викторский и Ришар Сен-Викторский, в отличие от крайнего мистицизма Бернара Клервоского, пытались соединить мистику с элементами логики и выработать своеобразную мистико-схоластич. систему. Согласно ей, бог в своей сущности непознаваем, он принадлежит к истинам, стоящим выше разума, и адекватно не может быть ни мыслим, ни определен; разуму же доступны только явления. Отсюда учение о трех ступенях познания: эмпирической, рассудочной и высшей – созерцательной, к-рым соответствуют три раздельные объекта познания: чувств. мир, духовный мир человека и бог. Только сверхъестеств. озарение может вести к постижению высшей истины. При этом спекулятивное мышление не отвергалось, но допускалось лишь как подчиненное средство при главенстве веры и экстатич. созерцания. В истолковании мироздания как творения бога мистики-схоластики С.-В. ш. склонялись к неоплатонич. идее Августина о божеств. мыслях как первичных причинах, лежащих в основе всего сущего. Идеи С.-В. ш. оказали влияние на дальнейшее развитие ср.-век. мистич. философии. Лит.: Вертеловский А., Зап. ср.-вековая мистика и отношение ее к католичеству, вып. 1, X., 1888; Сидорова ?. ?., Очерки по истории ранней гор. культуры во Франции, М., 1953; Трахтенберг О. В., Очерки по истории зап.-европ. ср.-вековой философии, М., 1957; Grabmann ?., Die Geschichte der scholastischen Methode, Bd 1–2, Freiburg im Breisgau, 1911; neue Ausg., Bd 1–2, В., 1956; Gilson ?., History of Christian philosophy in the middle ages, [Toronto], 1955. С. Стам. Саратов.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.