Сен-Симон Клод Анри

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Сен-Симон Клод Анри
французский философ-социалист. Сен-Симон предложил новую форму религии, «очищенную» от христианских сверхъестественных «украшений». Он оказал сильное влияние на Огюста Конта, в чьих произведениях программа Сен-Симона была разработана. Среди его книг можно назвать следующие: «Реорганизация европейского общества» (The Reorganization of the European Society, 1814) и «Новое христианство» (The New Christianity, 1825).

Источник: Новые религиозные движения.

СЕН-СИМОН Клод Анри
(1760 - 1825) - французский философ, един из теоретиков утопического социализма. Будучи учеником ДАламбера, испытал сильное влияние идей Просвещения и сохранил приверженность им на всю жизнь. Видел значение философии Просвещения в том, что она разрушила предрассудки и верования, на которых покоился старый феодальный режим, и подготовила предпосылку для нового общества. Этой предпосылкой является прежде всего научный метод, который представляет собой распространение метода физики и астрономии на социальные науки, психологию. Тем самым создалась возможность для возникновения новой науки - «социальной физиологии», науки о человеке и обществе (т.е. социологии, политологии, экономики, ЭТИКИ, права и т. д.), которая будет стоять на «позитивном основании» научного метода. Позитивные науки, в свою очередь, сделают возможным новое общество, в котором на первое место выдвинется промышленность и экономическая жизнь, а политика уступит ей место, и одновременно дворяне и юристы уступят место ученым и промышленникам. Будет покончено с имущественным неравенством, эксплуатацией человека человеком, люди совместно займутся эксплуатацией природы в условиях социальной гармонии. Сен-Симон оказал значительное влияние на интеллектуальную жизнь Фракции в первой половине XIX в., вдохновил движение сен-симонистов, оставившее о себе память строительством железных дорог и каналов. Многие из его рдей навали впоследствии развитие у его бывших учеников, прежде всего О. Тьерри и О.Конта.

Источник: Краткий философский словарь 2004

СЕН-СИМОН Клод Анри
(1760–1825) – французский мыслитель, социолог, социалист-утопист. Основные труды, принесшие ему мировую славу: «О реорганизации европейского общества», «Индустрия», «Индустриальная система», «Катехизис промышленников», «Новое христианство». В учении С.-С. значительное место занимают размышления о роли науки в истории общества, о механизмах общественного развития; проблема прогресса, его ступеней, критериев; утопические планы создания общественного строя как «промышленной системы». Разделяя взгляды французских материалистов, С.-С. критикует деизм и идеализм, противопоставляя им «физицизм», то есть научное изучение природы и окружающего мира.
«Социальный физицизм» С.-С. построен на идее распространения законов природы и на общество. Одна из тем его социальной теории – идея исторической закономерности. В истории действует закон «нелинейного» прогресса. Пока общество развивается на устойчивом основании некогда установленных идейных принципов и форм собственности – оно «органично». Как только в сфере идей, ценностей появляются признаки неустойчивости, общество вступает в «критическую» фазу развития, ведущую в конце концов к построению более высокого общественного строя. С.-С. впервые в истории социальной мысли рассматривает общество как закономерно развивающийся целостный организм. Прогресс, по мысли философа, есть поступательное движение человечества от низших форм к высшим, ориентирующимся на позитивное, то есть научное знание. С XV в. общество постепенно переходит от феодально-сословного строя и господства теологии к научному мировоззрению, носителями которого являются «ученые, умеющие предсказывать будущее» и предприниматели-промышленники, которые могут эффективно решать острые социальные проблемы.
Французская революция была закономерным этапом в утверждении нового, но она уклонилась от «правильного пути построения научной общественной системы и оставила страну в неорганизованном состоянии». Пока люди нуждаются, они не могут быть счастливы, поэтому общество нуждается в «науке-политике», «цель которой – порядок наиболее благоприятных для всех типов производства условий. Политика… есть наука о производстве, которую нельзя оставлять на произвол». Эта идея С.-С. лежит в основе его утопического плана создания рационального общественного строя как «промышленной системы». Общество будущего основано на научно и планово организованном промышленном и сельскохозяйственном производстве, на введении обязательного для всех производительного труда, равных возможностях применения своих способностей, распределении «по способностям». С. видел необходимость в постепенном утверждении всемирной ассоциации народов, выдвинул идею всеобщего мира и стирания национальных границ.
В своем последнем сочинении «Новое христианство» С.-С. дополняет концепцию «промышленной системы» идеей необходимости обращения к христианству с его всеобщим братством, завещанным Богом людям. Учение С.-С. оказало значительное влияние на утверждение идей позитивизма , на передовую общественную мысль, в частности на развитие социалистических идей во Франции, Германии, Италии, России.

Источник: Краткий философский словарь.