СЕН-СИМОН Анри Клод де Рувруа

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

СЕН-СИМОН Анри Клод де Рувруа
французский мыслитель, социолог, социалист-утопист. В качестве социальной проблемы, т.е. подлинной задачи общества, выдвинул утопическую программу решения рабочего вопроса (улучшения положения трудящегося класса); этот вопрос он стремился разрешить на пути интернационализма, государственного социализма, религиозной реформы, а также с помощью братской любви, утверждающей новое христианство без священников и догм.
Даты жизни. Родился 17.10.1760 в Париже. Был на военной службе, участвовал в борьбе североамериканских колонистов против Англии за их независимость.Умер 19.5.1825 в Париже.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

СЕН-СИМОН Клод Анри де Рувруа
граф — французский философ; р. 17.10.1760 (Париж) — ум. 19.5.1825 (там же); ученик Д’Аламбера. В качестве социальной проблемы, т. е. подлинной задачи общества, Сен-Симон выдвинул разрешение проблемы возвестившего о себе рабочего вопроса; этот вопрос он стремился разрешить в интернациональном плане на пути государственного социализма и с помощью религиозной реформы, с помощью основанного на братской любви нового христианства без священников и догм. Сенсимонизм — это религиозный социализм во Франции XIX в. Осн. соч.: Catéchisme des industriels, 1823—1824; Nouveau Christianisme, 1825. Собр. соч.: Oeuvres choisies, 3 vol., 1859, 1971. (Ha pyc. яз.: Собр. соч., 1923; Избр. соч.: В 2 т., 1948.) — Библиография: Y. Coirault u. a. (éd.). Saint-Simon
Corpus bibliographique. Paris, 1988.
P. Bidlingmaier. Das sozialreformatische System S.-S. s, 1937; J. de La Varende. S. et sa comédie humaine. Paris, 1955; P. Ansart. Sociologie de S.-S. Paris, 1970; R. P. Fehlbaum. S.-S. und die S.-S. isten. 1970; M. Hahn. Präsozialismus — C. H. de S.-S., 1970; J. H. van Eiden. Esprits fins et esprits géométriques dans les portraits de S.-S., 1975; R. Kopffleisch. Freiheit und Herrschaft bei S.-S., 1982; T. Petermann. Der S.-S.ismus in Deutschland, 1983; R. M. Emge. S.-S. — Eine Einf. in Leben und Werk, 1987.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Сен-Симон де Рувруа Анри Клод
 (1760—1825) — фр. утопический социалист. Родился в графской семье, его воспитатель — Даламбер; во время фр. буржуазной революции примыкал к якобинцам; участвовал в войне за независимость в США. С-С. разделял взгляды фр. материалистов, выступал против деизма и идеализма, в частности нем., противопоставляя им «физицизм», т. е. изучение природы. Решительно защищая детерминизм, он распространял его на развитие человеческого об-ва и особое внимание уделял обоснованию идеи исторической закономерности. История, считал он, должна стать такой же положительной наукой, как и естествознание. По мнению С-С, каждая общественная система является: шагом вперед в истории. Однако движущими силами общественного развития он считал прогресс научных знаний, морали и религии. Соответственно история проходит три фазы развития: теологическую (период господства религии, охватывающий рабовладельческое и феодальное об-ва), метафизическую (период крушения феодальной и теологической систем) и позитивную (будущий общественный строй, основанный на науке). Несмотря на идеалистический подход к истории, идея объективности общественного прогресса, догадки о роли собственности и классов в развитии об-ва представляют большую заслугу С.-С При этом социологическая концепция С.-С. служила целям обоснования исторической необходимости установления нового общественного строя как закономерного результата предшествующей истории. Об-во будущего, по С.-С, будет основано на научно и планово организованной крупной промышленности, но с сохранением частной собственности и классов. Господствующая роль в нем принадлежит науке и промышленности, ученым и промышленникам. К последним С.-С. относил и рабочих, и фабрикантов, купцов, банкиров. Планирование промышленности осуществляется в интересах большинства членов об-ва, особенно его беднейшей части. Всем должно быть обеспечено право на труд; каждый работает по способностям. Особенно важна догадка С.-С о том, что в будущем об-ве управление людьми будет заменено распоряжением вещами и руководством производством. Утопический характер воззрений С.-С. особенно ярко выступает в непонимании исторической роли пролетариата как творца нового об-ва и революции как средства преобразования старого об-ва, в наивной надежде на то, что пропагандой «позитивной» (положительной) философии можно добиться разумной организации жизни людей. После смерти С.-С. его учение пропагандировали В. П. Анфантен (1796—1864) и С.-А. Базар (1791—1832). Однако вскоре школа сен-симонистов выродилась в религиозную секту, отстаивающую слабые стороны учения С-С. Осн. соч. С-С: «Письма женевского обитателя к современникам» (1803), «Очерк науки о человеке» (1813—16), «Труд о всемирном тяготении» (1821—22), «О промышленной системе» (1821), «Катехизис промышленников» (1823—24), «Новое христианство» (1825).

Источник: Философский словарь. 1963