филос.-социологич. течение, родственное неопозитивизму. Основоположник - А. Кожибский, гл. представители С. Хаякава, С. Чейз, А. Рапопорт. Осн. центры - Междунар. об-во общей семантики (Чикаго), Ин-т общей семантики (Лейквилл, США). Спец. орган - журн. «ETC» (с 1943, Чикаго).
С. о. исходит из факта связи человеч. поведения с языком, абсолютизируя непосредств. определяемость поведения словом. Сторонники С. о. требуют сведения к минимуму опасности подмены действит. структуры мира языковой, а реакции на предмет - реакцией на слово. Этому служат принципы С. о.: нетождественности (слово не тождественно вещи, а вещь - самой себе); «невсего» (языковое выражение не дает полной картины явления); саморефлексии (анализ языкового образования имеет дело лишь с ним самим, но не с действительностью). Отсюда вытекают абс. релятивизм и агностицизм: «объективный уровень» действительности не может быть выражен словами; «мы должны указывать пальцем и молчать, иначе мы никогда не достигнем этого уровня» (Korzybski A., Science and Sanity, Lancaster, 19452, p. 399). Этот вывод усугубляется номиналистич. теорией абстракции и теорией значения С. о., основанной на идеях чувств. верификации и операционализма. Значение сводится в С. о. к чувственно данному референту и соответств. операции.
С. о. изучает влияние языка на мышление и поведение людей и формирование «массовой культуры», патологию языка в ее воздействии на поведение. Представители С. о. необоснованно связывают социальные противоречия и катастрофы с тем, что люди подменяют факты «абстракциями» типа «прогресс», «демократия», «свобода», «коммунизм», «труд», «капитал» и т. д. и утверждают, что «если бы знание семантики было всеобщим, то такая катастрофа едва ли могла бы разразиться» (Chase St., The Tyranny of Words, N. Y., 1938, p. 13-15).
СЕМАНТИКА ОБЩАЯ
СЕМАНТИКА ОБЩАЯ
Источник: Советский философский словарь
"Общая семантика"
одно из направлений неопозитивизма, возникшее в 30-х гг. 20 в. в США. Основателем «О. с.» явился А. Кожибский. Организационным центром «О. с.» в настоящее время служит Международное об-во общей семантики, основанное в 1942 в Чикаго, а также Ин-т общей семантики, организованный в 1947 в Лейквилле (США). Официальным печатным органом является журнал «ETC», выходящий с 1943 в Чикаго. «ETC» по-латыни, а также по-английски означает «и т. д.», что, по мнению создателей журнала, должно символизировать общесемантическое понимание мира, как находящегося в процессе вечного и ежесекундного изменения, и невозможность его адекватного отражения. Гл. представителями «О. с», кроме покойного ныне А. Кожибского, являются С. Хаякава, А. Рапопорт, Ст. Чейз и др. Осн. постулаты «О. с», равно как я предмет исследования, были сформулированы еще А. Кожибским в книге «Наука и здравомыслие». «О. с», по его мнению, не является ни «философией», ни «психологией», ни «логикой» в обычном смысле слова. Это новая дисциплина, основывающаяся на отношениях между людьми и помогающая наиболее эффективному использованию нашей нервной системы. Вопрос о взаимоотношении между человеком и объективной действительностью Кожибский решает ненаучно, в духе субъективного идеализма. Осн. принципами «О. с.» являются: «принцип нетождественности», «принцип неполноты» и «принцип самоотражаемости». Эти принципы, по мысли представителей «О. с», должны лежать в основе «новой ориентации» человека во внешнем мире. Они означают, что человек в своей повседневной жизни не должен отождествлять слова с вещами, не должен полагать, что нечто можно полностью познать, и, наконец, учитывать тот факт, что язык отражает не только внешние предметы, но и самого себя. Абсолютизируя значение языка как средства коммуникации, некоторые представители «О. с.» пытаются объяснить все жизненные проблемы, в т. ч. происхождение войн и международную напряженность, как следствие неправильного употребления языка. При этом отрицается объективное содержание общих научных понятий, несводимых к непосредственной чувственной проверяемости. За последние годы «О. с.» приняла четкую антимарксистскую и антиматериалистическую направленность, хотя ее представители всемерно открещиваются от философской квалификации своей доктрины.
Источник: Философский словарь. 1963