СЕЛЛАРС РОЙ ВУД

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

СЕЛЛАРС РОЙ ВУД

род. 9 июля 1880, Эгмондвилл, Канада - ум. 5 сент. 1973, Анн-Арбот, США) - амер. философ, один из основателей критического реализма. Свою в принципе материалистическую концепцию называл "эволюционным натурализмом", отличным от теологической интерпретации эволюционного процесса. Разработал теорию уровней организации природы, согласно которой появление качественно нового связано с переходом с низшего на более высокий уровень развития. В этике отстаивал конкретно-исторический и социально обусловленный характер моральных оценок и нравственных ценностей. Придерживался позиции религиозного гуманизма. Осн. произв.: "Critical realism", 1969; "The principles, perspectives and problems of philosophy", 1970; на рус. яз. - "Три ступени материализма". - "Вопросы философии", 1962, № 8.

Источник: Философский энциклопедический словарь

СЕЛЛАРС РОЙ ВУД

9.7.1880, Эгмондвилл, Онтарио, Канада -5.9.1973, АннАрбор, Мичиган, США), амер. философ. Один из основателей критич. реализма. Ранняя гносеологич. концепция С., утверждавшая символич. характер познания, содержала элементы агностицизма. В дальнейшем С. перешел на позиции материализма; свою концепцию называл «эволюц. натурализмом». Вел активную полемику с идеали­стич. филос. направлениями, критиковал теорию психофизиологич. дуализма и телеологич. интерпретации эволюц. процесса. Разрабатывал концепцию «уровней организации» природы, согласно к-рой появление ка­чественно нового связано с переходом к ее более высо­ким, несводимым к низшим уровням. В этике подчер­кивал конкретно-историч. и социально обусловленный характер моральных оценок и нравств. ценностей. Отвергая теологию и церк. догмы, С. придерживался позиции т. н. религ. гуманизма.

Источник: Советский философский словарь

СЕЛЛАРС РОЙ ВУД

(р. 9 июля 1880) – амер. философ, проф. Мичиган. ун-та (1905–50). В начале своей деятельности примыкал к критическому реализму, занимая в нем близкую к материализму позицию. В дальнейшем переходит на позиции "эволюционного натурализма" – космологич. теории, признающей единств. реальностью развивающуюся природу. Материализм он понимает как онтологию натурализма. Материальность мира подтверждается, по С., "нашей практической уверенностью в том, что мы можем формировать вещи и придавать им различный вид" ("The Journal of Philosophy", 1943, No 8, p. 204–05). Т.о., С. вводит в свое филос. учение практику, к-рую, однако, сводит к индивидуальной деятельности человека. Теории эмерджентной эволюции, к сторонникам к-рой С. себя причисляет, он дает материалистич. истолкование, рассматривая мир как самодвижущуюся динамич. систему и признавая возможность предвидения и познания закономерностей возникновения новых качеств. В теории познания С. развивал "теорию соответствия": соответствие знания и вещи состоит в том, что вещь правильно указана, обозначена и символизирована; т.о., познание оказывается обозначением, а не отражением. Осн. акт познания – восприятие, включающее, кроме ощущений, "обозначающее отнесение к объективному", превращающее восприятие в объективный "органический ответ". Теория соответствия связана также с метафизич. разграничением С. "первичных" и "вторичных" качеств: познание воспроизводит лишь механич. св-ва вещей. Т.о., теории познания С. присущи элементы агностицизма. В последнее время С. подходит к признанию теории отражения. Наряду с признанием важности достижений диалектич. материализма, с к-рым С. познакомился в 40-х гг., он приходит к упрощенному толкованию диалектики, сводимой С. к динамизму (см. "Reflection on dialectical materialism", в журн.: "Philosophy and phenomenological research", 1944, v. 5, No 2, p. 175). Развитие общества С. идеалистически связывает с развитием познания человеком мира и самого себя. Выступая против всего сверхъестественного, С., однако, защищает "религ. гуманизм" как религию этой жизни с ее проблемами и возможностями ("Religion coming of age", 1928). Соч.: Critical realism, Chi., 1916; The next step in democracy, N. Y., 1916; The essentials of logic, Boston, 1917; The essentials of philosophy, N. Y., 1917; The next step in religion, N. Y., 1918; Knowledge and its categories, в сб.: Essays in critical realism, L., 1920; Evolutionary naturalism, Chi., 1922; The principles and problems of philosophy, N. Y., 1926; Realism, naturalism and humanism, в сб.: Contemporary American philosophy, v. 2, L.–N. Y., [1930]; Philosophy of physical realism, N. Y., 1932; My philosophical position, "Philosophy and phenomenological research", 1955, v. 16, No 1; Panpsychism or evolutionary materialism, "Philos. Sсi.", 1960, v. 27, No 4; Три ступени материализма, "ВФ", 1962, No 8. Лит.: Богомолов А. С., Эволюционный натурализм Р. В. Селлерса и диалектический материализм, "ВФ", 1959, No 3; его же, Идея развития в бурж. философии XIX и XX вв., М., 1962, с. 336–62; его же, Р. В. С. о материалистич. теории познания, "ВФ", 1962, No 8. А. Богомолов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.