СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ

Найдено 20 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ
освобождение от религиозного влияния всех сфер жизнедеятельности общества.

Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ
(от лат. - светский, мирской) — передача церковных земель и имущества в светское (государственное) владение; процесс освобождения различных сфер общественной, государственной и личной жизни от религиозного влияния.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Секуляризация
(лат. saecularis – мирской, светский) – 1. Обращение государством церковной собственности (преимущественно земельной) в светскую. Секуляризация широко проводилась во времена Реформации, а в России – после Октябрьской революции 1917 г. 2. В Западной Европе – переход лица из духовного состояния в светское с разрешения церкви. 3. Освобождение общественного и индивидуального сознания от влияния религии.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

Секуляризация
лат. "saeculum", "век") - схоластический термин, обозначающий переход от "града божьего" к "граду земному", в августиновском понимании. Отрыв от священного истока, переход к "светскому", "веку сему". В архаических формах церковного русского языка эквивалентом термина "секуляризация" было мало употребляемое сегодня слово "обмирщвление", от слова "мир". Понятия "век сей" и "мир сей" на языке христианского богословия являются синонимами.

Источник: Философия политики: глоссарий

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ
от позднелат. saecularis - мирской, светский) - первоначально отторжение или передача церковного имущества и земель в светское (государственное) владение, т.е. их "обмирщение". С конца 19 в. - любая форма освобождения от религиозных и церковных институтов, от религиозного влияния сфер жизни общества и личности. Англ. вольнодумцы, к примеру, называли свою свободную от христианства жизненную философию секуляризмом (см. G. Holyoke. Secularism, the practical Philosophy of the People, 1854).

Источник: Философский энциклопедический словарь

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ
(от лат. saeculum — мирской, светский) — освобождение культуры от господства церк. идеологии; процесс снижения роли религии в жизни об-ва; переход от об-ва, регулируемого преим. религ. традицией, к светской модели обществ. устройства на основе рациональных (внерелиг.) норм. Впервые термин «С.» был применен в XVII в. и означал передачу земельных владений из церк. в светское управление. С. сопровождается отделением религии от гос-ва и школы, признанием права человека на свободу совести. В.Я.Мауль

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

Секуляризация
лат. saecularis – мирской, светский) – процесс освобождения культуры от монополии религиозной идеологии. Начиная с эпохи нового времени происходила секуляризация науки, искусства, морали, образования и т.д. 1) обращение церковной и монастырской собственности в собственность светскую; 2) изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому; 3) освобождение от церковного влияния (в общественной и умственной деятельности, в художественном творчестве), усиление светского начала в культуре.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ
лат.-светский, мирской): 1) первоначально – передача церковных земель и имущества в светское (государственное) владение. В России крупнейшая секуляризация была произведена в 1764 г. Екатериной 2, а после 1917 г.– Советской властью; 2) с конца 19 в.– процесс освобождения различных сфер общественной, государственной и личной жизни от религиозноцерковного влияния. Характерные признаки: изменение места и роли религии в жизни общества – сужение круга государственных и общественных функций, выполняемых церковью, отчуждение церковной собственности в пользу государства, изъятие образования из ведения церкви, развитие светской морали и т. п.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ
процесс освобождения определенных сфер общества и культуры от господства религиозных институтов и символов" (Berger P.L. The Social Reality of Religion Faber and Faber. 1969. P. 106); "исчезновение непременной религиозной обусловленности символов, на которых строится культура" (Cox H. The secular city. N.Y., 1966. P. 35). С. имеет две стороны: отрицательную - вытеснение из человеческой жизни и разрушение ее религиозного содержания, и положительную - наполнение человеческой жизни автономным, внерелигиозным светским содержанием. В основе С. лежит вытеснение и замещение социального знания, характерного для религиозной культуры, социальным знанием, характерным для светской культуры.

Источник: Философский глоссарий

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ
от "мирской", "светский") – в широком смысле слова, всякая форма обособления от религии, религиозного мировоззрения, церкви. Секуляризация сопровождается ограничением социальных функций религиозных организаций, отделением церкви от государства, школы от церкви, утверждением свободы совести (принимать ту или иную религию или не принимать никакой религии), отходом от религиозного мировоззрения, переходом с теоцентризма на другие позиции, развитием атеизма. В западной культуре процесс частичной секуляризации стал характерным для эпохи Возрождения и Нового времени (XV-XVIII вв.), что позволило расширить культурное и мировоззренческое поле и способствовало развитию знания и становлению науки.

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ
(Säkularisierung; от лат. saeculum — «век, столетие», новолат. saecularis — «светский») — отторжение от церкви; со времен Вестфальского мира обмирщение церковных институтов и монастырей, использование их собственности на всеобщие мирские цели. С эпохи Просвещения говорят о секуляризации христианства вообще, секуляризации философии, ориентированной на религиозную метафизику, и секуляризации теологии. Английские вольнодумцы (секуляристы) называли свои свободные от христианства естественные жизненные воззрения секуляризмом.
J. Holyoake. Secularism, the Practical Philosophy of the People, 1854; K. Löwith. Meaning in History. Chicago, 1949, dt. 1953; A. Klempt. Die S. der universalhistorischen Auffassung, 1960; H. Lübbe, S., 1965; O. Mann. Die gescheiterte S., 1980; H. Meyer. Religionskritik, Religionssoziologie und Säkularisation, 1988.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ

(от лат. saeculum - мирской, светский) - процесс обмирщения различных областей общественной жизни и культуры, переход к образу жизни, при котором деятельность человека развертывается без связи с Высшим бытием и отрицается его роль в жизни человека. Евангелие ориентирует на то, чтобы не было никакого конформизма христиан по отношению к "духу века сего", но проповедь Благой Вести и свидетельство жизни по Евангелию обращены ко всем, кто живет в среде "рода сего и века сего". Многие в Католичестве и Православии относятся к секуляризации отрицательно. "Отношение Протестантизма к сфере секулярного весьма положительно, потому что, согласно одному из его принципов, священное не ближе к Высшему, чем профанное. Этот принцип отрицает, что какая-либо из этих сфер имеет большее право на милость, чем другая: обе они бесконечно далеки и бесконечно близки к Божественному" (П.Тиллих). Ответом на вызов секуляризации стало предложение Д.Бонхеффера отказаться от былой и "лишь внешней религиозной оболочки христианства" ради духовно подлинного и внутренне свободного "безрелигиозного христианства", способного "мирским" языком "говорить о Боге - без религии, т.е. без обусловленных временем предпосылок метафизики, душевной жизни человека и т.д. и т.п.".

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ
от позднелат. saecularis - мир­ской, светский), первоначально отторжение или пере­дача церк. земель и имущества в светское (гос.) владе­ние; с кон. 19 в. в бурж. социологии всякая форма эман­сипации от религии и церк. институтов. В марксист­ской лит-ре под С. понимаются различные историч. этапы высвобождения от религ. влияния всех сфер жиз­недеятельности общества и личности. С.- это процесс лишения религ. институтов социальных функций, сокращение культовой практики, вытеснение религ. представлений, замена их различными светскими взгля­дами, утверждение в обществ. и индивидуальном соз­нании материалистич. и атеистич. мировоззрения. Близкими к понятию С. являются «лаицизация», «обмирщение», «десакрализация», «преодоление рели­гии», в к-рых раскрываются различные стороны про­цессов С.
В основе совр. этапа С. лежит кризис религии, вы­ступающий составной частью общего кризиса капита­лизма и утверждения социализма. Бурж. социология и религ. апологетика в своем стремлении принизить масштабы С. извращают ее подлинный смысл: или от­рицают, или сводят к изменениям сознания и интен­сивности культовой практики в рамках религии. С. предстает в ней в качестве одной из форм модерниза­ции религии, «закономерной» эволюции религ. созна­ния, перехода религиозности с институционального на индивидуальный уровень и т. п. В бурж. мире процессу С. противостоят как природа капиталистич. общества, питающего потребность в религ. иллюзиях, так и бурж. гос-во и средства массовой информации, поддерживаю­щие деятельность религ. орг-ций. В социалистич. обще­стве процесс С. выступает ведущей тенденцией разви­тия общества и индивидуального сознания.

Источник: Советский философский словарь

Секуляризация
(от лат. secularis — мирской, светский) — процесс освобождения различных сфер об-ва, индивидуального, общественного и группового сознания от влияния религии. Понятие С. охватывает целый комплекс процессов, происходящих на уровне об-ва в целом, отдельных сфер общественной жизни и социальных институтов, социальных групп, личностей. Падение влияния религии выражается в изменении ее места в об-ве, сужении круга выполняемых функций, в отчуждении церк. собственности в пользу государства, освобождении от религ. санкционирования государственно-правовых отношений, изъятии образования из ведения церкви, развитии светского искусства, морали и т. д. В кап. об-ве процесс С. носит противоречивый характер. С одной стороны, рабочий класс, руководствуясь марксистско-ленинской теорией, ведет борьбу за преобразование об-ва на социалистических началах, за освобождение масс от социального и духовного гнета, способствует ослаблению влияния религии. Однако, с другой стороны, действует ряд факторов, сдерживающих С. и укрепляющих позиции религии. В буржуазном обществе имеются глубокие социальные, классовые корни — эксплуатация, классовый гнет, стихийность общественного развития, неизбежно порождающие в сознании масс религ. верования. В условиях общего кризиса капитализма империалистическая буржуазия стремится использовать религию для укрепления существующего строя. Создаются буржуазно-клерикальные партии, пытающиеся сакрализовать (см. Сакрализация) сознание людей и различные сферы общественной жизни. Получают широкое развитие идеалистические и религиозно-философские течения, попираются принципы свободы совести. В социалистическом об-ве процесс С. отличается особой глубиной, широтой и полнотой. Социализм устраняет частную собственность и эксплуатацию, подрывает социальные корни религии. С. охватывает все стороны жизнедеятельности об-ва и индивида. Наряду с преодолением религ. воззрений происходит утверждение научно-материалистических взглядов на мир, подлинно гуманных норм и ценностей в сознании, поведении и отношениях людей.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ
от позднелат. saecularis - мирской, светский) - первоначально отчуждение собственности религиозных организаций в пользу государства, передача церковных земель и имущества в светское владение. Иногда так называют также изъятие из церковного ведения образования, отказ от духовного звания и т. п. Постоянное обогащение религиозных организаций, церкви нередко приходило и приходит в столкновение с интересами светской власти, предпринимателей, мирских институтов. Это обусловливает стремление светских властей к С. Обращение церковных (храмовых) имений в собственность государства практиковалось уже в древности (например, в Древнем Египте при Аменхотепе IV). В Западной Европе борьба за освобождение государства от контроля церкви и акты С. сопровождали всю историю образования централизованных национальных государств, вызывая стойкое сопротивление католической церкви.
Особенно широкий масштаб С. приняла в Европе, начиная с XVI в., со времени Реформации, направленной на подчинение деятельности церкви интересам буржуазии. В России огромный рост церковного землевладения также столкнулся с интересами развивающегося централизованного государства, в связи с чем в течение XV - XVII вв. производились неоднократные попытки ограничить церковное землевладение. Так, на основании указа о С. Екатерины II (1764 г.) у монастырей и архиерейских домов было отобрано 8,5 млн. десятин земли. Декретом 1917 г. все церковные и монастырские земли были национализированы, но после 1990 г. церковь в России вновь обрела право владеть землей. С конца XIX в. в западной социологии понятие С. стало пониматься более широко, а именно как десакрализация, всякая форма эмансипации от религии и церковных институтов. В марксистской литературе под С. понимаются различные исторические этапы высвобождения от религиозного влияния всех сфер жизнедеятельности общества и личности, а также процесс лишения религиозных институтов социальных функций, вытеснение религиозных представлений и замена их атеистическими взглядами. Под С. можно также понимать эмансипацию от социоцентрических религий (культов личности, избранного народа, партии и т. д.).
Д. В. Пивоваров

Источник: Современный философский словарь

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ
от поздне-лат. saecularis - мирской, светский) — процесс освобождения различных сфер общества, обществ. групп-, индивид, сознания, деятельности и поведения людей, соц. отношений и институтов от влияния религии. Падение влияния религии выражается в изменении ее места в об-ве, сужении круга выполняемых функций, в отчуждении церк. собственности в пользу гос-ва, освобождении от релит. санкционирования гос.-правовых отношений, изъятии образования из ведения церкви, развитии светского искусства и морали и т. д. Не на всех этапах процесс С. включал в себя все эти элементы. В средние века он сдерживался духовной диктатурой церкви, однако постепенно расширялся по мере утверждения бурж. отношений. Развитие капитализма ускорило процесс С. Особенно отчетливо обнаруживалось падение влияния церкви в эпоху Возрождения, в период Реформации, подготовки бурж. революций. Франц. бурж. революция не только активизировала процесс превращения церк. и монастыр. земель в собственность светских властей, но и частично осуществила принципы свободы совести, понимаемой как свобода вероисповедания, отделила церковь от гос-ва, отчасти изъяла образование из ведения церкви. В капиталистич. об-ве процесс С. носит противореч. характер. С одной стороны, рабочий класс, руководствуясь марксист.-ленин. теорией, ведет борьбу за преобразование общества на социалистич. началах. Развитие науки и техники также способствует ослаблению влияния религии. С другой стороны, действует ряд факторов, сдерживающих С. и укрепляющих позиции религии. В бурж. об-ве имеются глубокие соц. корни религии -эксплуатация, клас. гнет, стихийность обществ, развития, неизбежно порождающие в сознании масс религ. верования. В совр. условиях буржуазия стремится использовать религию для укрепления существующего строя. Создаются бурж.-клерик. партии, пытающиеся сакрализовать (см. Сакрализация) сознание людей и различные сферы обществ, жизни. Получают широкое развитие идеалистич. и религ.-филос. течения, попираются принципы свободы совести. В социалистич. об-ве соц. корни религии подорваны, и потому процесс С. отличается глубиной, широтой и полнотой. Наряду с преодолением религии происходит утверждение науч.-материалистич. взглядов на мир, подлинно гуманных норм и ценностей в сознании, поведении и отношениях людей.

Источник: Атеистический словарь

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ
(от позднелат. saecularis - мирской, светский) - I) отчуждение, конфискация собственности религ. организаций в пользу гос-ва. С. в этом смысле - характерное явление истории взаимоотношения церкви и гос-ва в разл. странах, в том числе и в России, где попытки царизма ограничить церк. и монастыр, собственность, в частности землевладение, предпринимались неоднократно (особенно в 18 - 19 вв ). Церк. землевладение было полностью ликвидировано после Окт. революции, когда церковь была отделена от гос-ва, а церк. имущество объявлено всенародн. достоянием; 2) объективный и закономерный процесс освобождения разл. сфер жизни об-ва, сознания и поведения личности из-под влияния религии и церкви. Падение влияния религии и ее вытеснение из жизни об-ва и индивида - закономерн. следствие социальн., духовн., научно-технич. прогресса. Процесс С. начался еще в недрах феодализма и усилился в капиталистич. об-ве. Падение влияния церкви и ее идеологии в странах Зап. Европы наиболее ярко обнаружилось в эпоху Возрождения, в период Реформации, во время подготовки бурж. революций, особ, во Франции. В капиталистич. об-ве С. носит противоречивый характер Прогрессирующий упадок религии связан с кризисом идеологии, основ бурж. строя, с усилением клас. борьбы, ростом клас. самосознания рабочих, активизацией коммунистич, движения. На процесс С оказывают большое влияние научно-технич. прогресс, индустриализация об-ва, урбанизация, рост социальн. мобильности населения. В то же время, поскольку в бурж. об-ве существуют социальные корни религиозности, в религии заинтересованы господств, классы, а религ. формы сознания насаждаются церк. орг-циями и бурж.-клер и кал, партиями; процесс С. развивается односторонне, проявляется гл. обр. в массах в форме безрелигиозности, равнодушного отношения к религии, ее догматам и обрядам. В социалистич. об-ве процесс С. развивается на качественно иной основе. Отделение церкви от гос-ва и школы от церкви, социалистич. преобразования в экономике, развитие образования, науки, культуры, ликвидация класс, антагонизмов, национал, гнета, забота сов, гос-ва о воспитании подрастающего поколения в духе научн. мировоззрения, идеологии, работа КПСС, направленная на преодоление религии, вся эта совокупность объект, условий и субъект. факторов подорвали социальные основы религиозности масс, ускорили и углубили процесс С.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ
(от лат. secnlaris - светский) - отчуждение церк. собственности в пользу гос-ва. Иногда так называют также изъятие из церк. ведения образования, отказ от духовного звания и т.п.
Постоянное обогащение церкви и вообще религ. орг-ций нередко приходило и приходит в столкновение с интересами светских представителей правящих классов в эксплуатат. обществе. Это и обусловливает стремление светских властей эксплуатат. общества к С. Обращение церк. (храмовых) имений в собственность гос-ва практиковалось уже в древности (напр., в Др. Египте при Аменхотепе IV). 13 Зап. Европе борьба за освобождение гос. власти от церк. контроля и акты С. сопровождали всю историю образования централизов. нац. гос-в, вызывая большое сопротивление католич. церкви. Особенно большие размеры С. приняла в Зап. Европе с XVI в., со времени Реформации, направленной на подчинение деятельности церкви интересам буржуазии.
В России огромный рост церк. землевладения также столкнулся с интересами развивавшегося централизов. гос-ва и большинства светских феодалов. В связи с этим в теч. XV—XVII вв. производились неоднократные попытки ограничить церк. землевладение и поставить его в зависимость от гос-ва. При Петре I монаст. земли были отчуждены в пользу гос-ва, управление ими было сосредоточено в монаст. приказе, гос-ву были переданы доходы монастырей, а монастырям были установлены штаты и твердое содержание. В 40—50-е гг. XVIII в. власть над монаст. вотчинами по полит. соображениям была вновь возвращена духовенству. Однако вскоре массовые выступления крестьян против духовных феодалов вынудили правительство издать в марте 1762 новый указ о С. Проведение ого в жизнь было задержано дворцовым переворотом. Но в 1764 Екатерина II вновь издала указ о С. и на его основании у монастырей и архиерейских домов было отобрано 8,5 млн. дес. земли; свыше 1 млн. монаст. крестьян было отобрано от духовных вотчинников и передано под управление Коллегии экономии, в связи с чем эти крестьяне стали называться «экономическими». Число монастырей с 881 было сокращено до 385. В 1786—1788 была произведена С. церк. имений на Украине, а в 1841—1843 - в зап. губерниях империи. С. производилась не без сопротивления части высшего духовенства, возглавленной ростовским митроп. Арсением Мапеевичем, к-рый за это был лишен сана и заключен в тюрьму. В XIX в. духовенство, как «верный защитник самодержавия, вновь выхлопотало для монастырей и церквей право на владение землями. Церк. землевладение было полностью ликвидировано в пашен стране лишь в результате победы Великой Окт. социалистич. революции. Декретом о земле от 26 окт./8 ноября 1917, принятым II Съездом Советов по докладу В. И. Ленина, все церк. и монаст. земли - ок. 3 млн. дес - были полностью национализированы рабоче-крестьянским гостом. По декрету от 23 янв./Б февр. 1918 церковь была отделена от гос-ва, а церк. имущество объявлено всенар. достоянием.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ
процесс освобождения всех сфе общественной и личной жизни из-под контроля рели гии (от лат. saeculum — срок жизни, характеристик преходящего, временного бытия в противополож ность божественному, вечному; начиная с Августин «секулярный» — это мирской, светский). В широко! смысле слова С. начинается с разграничения сакраль ного и профанного, с десакрализации каких-то облас тей жизни. Действия, явления, вещи становятся про фанными, когда в них перестает проявляться святое, j они превращаются в эпизоды повседневной жизни люди едят, чтобы насытиться, поют и танцуют рад! удовольствия — это действия секулярные, т.е. HI имеющие магического или религиозного смысла.
В антич. мире философско-рационалистическа! критика сакральных ин-тов и мифологии обосновыва ла «самостоянье» человека в пределах обычной жизни ему не следует просить у богов то, чего он может добиться сам. Уже с 11 — 12 в. в Европе судопроизводство образование, здравоохранение из ведения церкви, духовенства постепенно переходят в руки светских властей. Мощный стимул к разграничению функций гос-ва и церкви дала Реформация ([6 в.). Так, в протестантском учении о «мирском призвании» человека егс профессиональная деятельность обретает религиозную ценность. Утверждение самодержавия в России также сопровождалось признанием приоритета светской власти: «царство» выше «священства».
В современном понимании С. — это процесс ослабления воздействия религии и церкви на все сферы жизни общества, на сознание, поведение, быт и стиль жизни людей. Это влечет за собой обмирщение религии, активизацию светских форм деятельности (в политике, финансах и пр.) религиозных организаций. Сегодня все труднее становится проповедовать образ Бога в его традиционном понимании, убеждать аудиторию в необходимости обращаться к нему для разрешения реальных проблем. Язык религии становится все более чуждым не только языку науки, но и повседневной жизни. Секулярными, т.е. свободными от религиозной детерминации, оказываются важнейшие области жизни и ин-ты современного общества: гос-во и законодательство, рыночная экономика, естественные, социальные и гуманитарные науки, искусство.
Идеи, которыми руководствуется современное сознание в различных областях духовного творчества, представляют автономные, самостоятельные по отношению к религии системы. При этом все же существует некое ядро секулярности в разных модификациях как отличительная черта именно общества современного типа. С. — не одномерное автоматическое «преодоление религии», но сложный, внутренне противоречивый и неоднозначный по своим последствиям процесс. Как показали исследования Э. Дюркгейма, Э. Трельча, М. Вебера, а позднее П.А. Сорокина, П. Бергера, X. Люббе, современная светская европейская культура выросла на основе средневековой христианской культуры и немыслима вне преемственной связи с ней. Больше того, развитие нетрадиционных религий и укрепление позиций давно сложившихся церквей в кон. 20 в. позволяют говорить о возрождении религии как неотъемлемого компонента европейской культуры. Есть основания полагать, что не эта тенденция определяет будущее религии, поскольку базовые структуры секулярного сознания, даже при наличии симптомов «религиозного возрождения», все же сохраняются, находясь в пределах общего секулярного стиля современной жизни. В пользу такого вывода говорит и растущая «функционализация религии», т.е. ее использование в нерелигиозных целях (политических, идеологических, психотерапевтических и пр.). Оценка С. религиозным сознанием была и остается противоречивой. Она колеблется между признанием С. в качестве неизбежного развития импульсов, заложенных в самой религии («теология родительного падежа» Ф. Гогартена), и неприятием С. как отпадения от Бога, забвения религиозных заповедей (фундаментализм). Представляется, что дело обстоит сложнее: секуляризация необратима, но поиск святынь продолжается. В. И. Гараджа

Источник: Философия: энциклопедический словарь

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ
от лат. saeculum — человеческий век, срок жизни, наибольшая продолжительность которого 100 лет; мирское состояние) — обмирщение в контексте взаимодействия сакрального и профанного (мирского), движение от священного к светскому; в социологии — процесс освобождения всех сфер общественной и личной жизни из-под контроля религии.
В самом широком смысле слова секуляризация начинается с разграничения сакрального и профанного, т. e. с десакрализации каких-то областей жизни: сакральная трапеза совершается не для насыщения, а для приобщения к святыне, является не произвольным, а ритуальным актом. Действия, явления, вещи становятся профанными, когда в них перестает проявляться святое и они становятся частью повседневной жизни, в которой едят, чтобы насытиться, поют или танцуют просто ради удовольствия; это действия секулярные, т. e. не имеющие магического или религиозного смысла.
В античном мире, в философско-рационалистической критике сакральных институтов и мифологии обосновывалась жизненная позиция «самостоянья» человека в пределах обычной жизни: не следует человеку просить у богов то, что он может доставить себе сам. В Европе уже с 11—12 вв. прослеживается тенденция к деклерикализации общественной жизни: благотворительность, образование, здравоохранение, судопроизводство постепенно все больше переходят из ведения церкви, духовенства в руки светских властей. Становится возможной и практика секуляризации церковных земель и имущества (в России Петром I и Екатериной II). Мощный стимул разграничению функций государства и церкви в Западной Европе дала Реформация. Утверждение самодержавия в России было сопряжено с признанием первенства светской власти; «царство» выше «священства».
В современном понимании секуляризация — процесс сужения сферы воздействия религии и церкви, ослабления их влияния практически на все области жизни общества, на сознание, поведение, быт и стиль жизни большого числа людей. Утверждающийся светский стиль жизни затрагивает также религиозную сферу, влечет за собой обмирщение религии, трансформацию религиозного сознания, активизацию светских форм деятельности (в политике, финансах и пр.) религиозных организаций. Все труднее становится «включать» бога, в его традиционном понимании, «в игру», в жизнь современных людей, все более излишним представляется для них обращение к богу для решения реальных проблем. Язык религии становится все более чуждым не только языку науки, но и повседневной жизни. Секулярными, т. e. свободными от религиозной детерминации, не интегрированными в религиозно-символическую смысловую структуру, оказываются важнейшие области жизни и институты современного общества: государство и законодательство, экономика с ее рыночными механизмами, естественные науки и техника, социальные и гуманитарные науки, искусство.
Вытесненная в качестве универсальной культурной матрицы, религия превратилась в один из секторов социума, наряду с другими — экономикой, политикой, духовной жизнью. Хотя религия взаимодействует с ними, но уже не определяет их. В экономике и политике она присутствует в лучшем случае в качестве мотивации участников — но не решающей, и притом диапазон выбора ориентации оказывается весьма широким как внутри религиозных влияний (религиозный плюрализм), так и за их пределами. В искусстве религиозная традиция сохраняется преимущественно в качестве составной части культурного наследия прошлого (и даже если художник отдает предпочтение именно ей, то только в силу своих индивидуальных склонностей: он волен не следовать религиозному канону, больше того — это как бы подразумевается, кажется само собойразумеющимся). Что касается полученных с помощью научных методов знаний о мире, то они лишают религиозную картину мира прежнего значения в качестве объяснения действительности. Идеи, которыми руководствуется современное сознание в различных областях духовного творчества, представляют собой автономные, самостоятельные по отношению к религии системы. Описываемое с помощью понятия секуляризации сознание представлено разными вариантами и имеет разные степени интенсивности в зависимости от конкретных обстоятельств и культурно-исторических предпосылок. Об этой дифференциации свидетельствуют данные относительно уровня секуляризации в разных обществах,-социальных слоях и средах.
Секуляризация не является одномерным процессом «преодоления религии». В противоположность упрощенным оценкам, преимущественно в позитивистском мышлении, секуляризация — сложный, внутренне противоречивый и неоднозначный по своим последствиям процесс. Как показали исследования Э.Дюркгечма, Э. Трельча, М. Вебера, а позднее П. Сорокина, Бергера, X. Люббе, современная светская европейская культура выросла на основе средневековой христианской культуры и немыслимавне преемственной связи с ней. Так, Вебер указал на истоки секуляризации в самой иудео-христианской традиции: пророки Израиля отвергли идолопоклонство и тем проложили путь к десакрализации природы и истории. В эпоху Реформации, в протестантизме процесс «раскоддования мира» достигает своего апогея; в учении о «мирском призвании» профессиональная деятельность обретает религиозную ценность. Светское, профанное становится доминирующим, однако не вытесняет полностью сакральное. К. Левит в книге (Meaningin History, 1949) показывает, что на смену библейской эсхатологии приходят политические и социальные утопии, в других областях современной жизни можно также обнаружить аналоги сакральных образцов, светские эквиваленты религии.
Больше того, развитие новых религиозных движений и укрепление позиций ряда традиционных религий в кон. 20 в. (преимущественно в обществах, переживающих период модернизации) дают основание для постановки вопроса о «возрождении религии», об устойчивом значении этого феномена и его перспективе. Очевидно, он выявляет антиномии процесса секуляризации, отражает потребность выхода за пределы сложившегося секулярного мира. Есть основания полагать, что все же не «поворот к религии» определяет направления движения в будущее: во многих отношениях сознание проявляющей тягу к религии массы остается секулярным (отсюда религиозная эклектика, актуализация мифа и пр.) — все это возможно лишь в рамках мировоззренческого плюрализма секулярного общества, т. е. базовые структуры секулярного сознания даже при наличии симптомов «религиозного возрождения» все же сохраняются, они не выводят за пределы секулярного стиля современной жизни. В пользу такого вывода говорит также широко распространившаяся в современном обществе «функционализация религии», т. е. ее использование в нерелигиозных по своему существу целях (политических, психотерапевтических и др.).
Оценка секуляризации религиозным сознанием была и остается противоречивой. Она колеблется между признанием ее в качестве легитимного развития импульсов, заложенных в самой религии (Ф. Гогартен, «теология родительном падежа»}, и неприятием секуляризации и в целом современного мира как синонима отпадения от Бога, забвения религиозных заповедей (фундаментализм). Очевидно, ни в одну упрощенно-одностороннюю схему отношение религии к современному миру не укладывается: религия в той или иной степени оказывается вынужденной все же признать автономию секулярного мира, а секулярный мир в поисках ориентиров, в первую очередь нравственных, не может сбрасывать со счетов религию. Секуляризация необратима, но поиск святынь продолжается.
Лит.: КоксХ. Мирской град. Секуляризация и урбанизация в теологическом аспекте, пер. с англ. М., 1995; Kamiah W. Der Mensch in der Profanitat. Mannheim, 1949; Olmstedt Th. The Secularity of Secular Institutes. Rom, 1949; Ru U. Sakularisierung als Interpretationskategorie. Rom, 1949; 2 Aufl. Freiburg, 1980; Leeuwen Th. van. Christentum in der Weltgeschichte. Heil und die Secularisation. Kreuz, 1966; LubbeH. Sakularisierung. Freiburg in Br.—Munch., 1975; Schrey H. H. (Hrsg.), Sakularisierung. Darmstadt, 1982.
В. И. Гараджа

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
0.00 байт

Секуляризация в исторических судьбах Европы

Гура Владимир Аврамович
В статье рассматривается секуляризация как фактор становления и эволюции европейской цивилизации. Главные этапы европейской истории связаны с переменами в сфере религии, с сужением сферы сакрального в пользу секулярного.
Читать PDF
0.00 байт

2003. 02. 010. Моцкин г. Наука, секуляризация и десекуляризация на рубеже двадцатого века. Motzkin G

Виноградова Т. В.
Читать PDF
0.00 байт

2013. 02. 014. Турко Д. Атеизм, лаицизм, секуляризация: диагнозы Корнелио Фабро. Turco G. ateismo, l

Цибизова И. М.
Читать PDF
0.00 байт

2003. 02. 012. Вебстер Ч. Парацельс, парацельсизм и секуляризация мировоззрения. Webster Ch. Paracel

Виноградова Т. В.
Читать PDF
0.00 байт

Духовная секуляризация общества и эсхатологическая картина групповой и индивидуальной нравственной д

Петев Николай Иванович
В статье рассматривается духовный кризис современного общества, картина которого сопоставима с эсхатологическими мировоззрениями различных религиозных систем.
Читать PDF
0.00 байт

Секуляризация как духовное явление европейской культуры

Бубнов Ю.А., Радугина О.А.
В статье предлагается исследование секуляризации как духовного явления, выработана дефиниция этого социального феномена.
Читать PDF
0.00 байт

Индивидуальное сознание: мифологизация и секуляризация

Интымакова Лариса Григорьевна
В статье анализируются проблемы современного индивидуального сознания и возможности новых подходов к пониманию смысла и целей жизни человека.
Читать PDF
0.00 байт

Секуляризация как социально-философская проблема

Черенков Михаил Николаевич
Демократия зиждется на христианских основаниях и при секуляризации обречена на саморазрушение. Можно прогнозировать несколько следствий секуляризации.
Читать PDF
0.00 байт

Секуляризация и онтология

Сидоров А.М.
Статья посвящена анализу ключевых аспектов современности и постсовременности с точки зрения феномена секуляризации, который считается одним из решающих процессов в переходе от традиционного мира к модерну.
Читать PDF
0.00 байт

Политическая теология и секуляризация. О настойчивости одного понятия

Максим Фетисов
Последние десятилетия после краха СССР отмечены возвращением интереса к религии.
Читать PDF
0.00 байт

2002. 04. 012. Гольдстейн У. С. Мессианизм и марксизм: диалектические теории секуляризации Вальтера

Сокулер З. А.
Читать PDF
0.00 байт

Трансформация традиционного образа вины в связи с секуляризацией духовной культуры

Лаврухина Ирина Михайловна, Тимошенко Светлана Александровна
Статья посвящена проблеме вины, которая актуальна с момента появления философского знания, поскольку в значительной мере формирует ценностную систему человека и общества.
Читать PDF
0.00 байт

И. Кант: этический ответ на вызов эпохи секуляризации

Соловьев Эрих Юрьевич
Читать PDF
0.00 байт

Физиологи против теологии: наука как источник секуляризации в идеологии научного материализма xix ст

Раздъяконов Владислав Станиславович
Объектом исследования настоящей статьи являются сочинения немецких популяризаторов науки 1850-1860-х гг. XIX в.

Похожие термины:

  • секуляризация (от лат. Светский)

    освобождение социально-политических институтов и форм общественного сознания от влияния церковной идеологии, снижение авторитета церкви и ее роли в общественной жизни, конфискация церковного и