СЕКСТ ЭМПИРИК

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СЕКСТ ЭМПИРИК (Sextus Empiricus)
род. ок. 200 - ум. 250) - древнегреч. врач и философ, представитель классического античного скептицизма. Жил в Александрии и Афинах. Его произв. "Пирроновы положения" и "Против математиков" (т.е. специалистов} являются для нас осн. источниками античного скептицизма.

Источник: Философский энциклопедический словарь

СЕКСТ ЭМПИРИК
древнегреческий философ, астроном и врач (П-Ш вв.), род., вероятно, в Митилини. Жил в Александрии и Афинах, возглавлял школу скептиков с 180 по 210 г. Вместе с Пирроном и Энесидемом один из главных представителей скептицизма. Сочинения: «Пирроновы положения», «Против математиков».

Источник: Философский словарь

СЕКСТ ЭМПИРИК
(Sextus Empiricus, Sextos Empeirikos) — греческий врач и философ; ок. 200— 250; жил в Александрии и Афинах; представитель классического античного скептицизма. Его произведения «Пирроновы основоположения» (нем. изд. Паппенгейма, 1877—1881) и «Против математиков» (т. е. специалистов) являются для нас основными источниками античного скептицизма. Соч.: Opera, 3 vol., 1954—1958. (На рус. яз.: Соч.: В 2 т., 1975—1976.)
W. Heintz. Studium zu S. E., 1932; J. Schmucker-Hartmann. Die Kunst des glückl. Zweifelns. Antike Skepsis bei S. E. Amsterdam, 1986.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Секст Эмпирик
 (ок. 200—250) — греч. философ и врач, последователь Энесидема. В сохранившихся соч. С. Э.: «Пирроновы основоположения» и «Против математиков» — содержится сводка всех аргументов, с помощью к-рых античный скептицизм опровергал представление «догматической» философии о возможности доказательного неоспоримого знания. Доказывая невозможность к.-л. общеобязательных научных, теологических, этических и т. п. истин, С. Э. рекомендовал воздержание от всякого решения, знания, чтобы тем самым достигнуть душевного равновесия и блаженства, осуществление к-рых и есть цель философии. С. Э. предлагал руководствоваться в жизни естественными потребностями, своими склонностями, привычками, законами, традициями и прежде всего обычным здравым смыслом.

Источник: Философский словарь. 1963

СЕКСТ ЭМПИРИК
2-я поя. 2 в. н. э.) — греческий философ, последователь Пиррона, систематизатор идей античного скептицизма. Главные сочинения — «Пирроновы положения» (Зкн.) и «Против ученых» (11 кн.) — являются важным источником по истории античной философии и основным — по истории пирронизма. Хотя Секст Эмпирик не был оригинальным мыслителем и его тексты представляют собой компиляцию более ранней скептической литературы, восходящей к Энесндему, его авторитет в античности был высок: Диоген Лаэртий включает его в школьное преемство пирронизма (К 116), а св. Григорий Богослов называет его и Пиррона источником «страшной и подлой болезни», заразившей церковь, симптомы которой — противоположные речи (orat. 21).
В сочинении «Пирроновы положения» («Краткое изложение пирронизма») Секст Эмпирик вводит основные понятия скептической философии («скептическая способность», невозмутимость-дямдмжсия, эпохе, «исостения») и формулирует основные принципы построения скептической системы: «начало скепсиса в смысле причины [обращения к нему] — надежда на невозмутимость», «начало же систематического изложения скептицизма» — положение о равной достоверности противоположных суждений, «исостения», отсюда проистекают отказот догматизма, воздержание от суждений (эпохе) и невозмутимость (Pyrrh. I, 1—30). Далее Секст Эмпирик суммирует выдвигавшиеся его предшественниками скептические щроаы— способы осуществления эпохе: 10 тропов Энесидема и 5 тропов Агршты (I, 31—186); дает толкование основных выражений скептического словаря — «не более»,

Источник: Новая философская энциклопедия

СЕКСТ ЭМПИРИК
др.-греч. философ, систематизировав­ший идеи скептицизма, врач по профессии. Его «Пирроновы основоположения» и трактат «Против ученых» (в него входят разделы «Против логиков», «Против фи­зиков», «Против этиков», «Против грамматиков», «Про­тив риторов», «Против геометров», «Против арифмети­ков», «Против астрологов» и «Против музыкантов», т. е. против теории музыки) - гл. источник наших све­дений об антич. скептицизме.
В поисках предшественников скептицизма С. Э. об­ращается к учениям древних философов, начиная с Ксенофана, и ищет у них элементы скептич. взгляда на мир («Против ученых» VII 48-260). По С. Э., «начало и ко­нец скепсиса лежат в надежде на невозмутимость», к-рая достигается воздержанием от суждений («Пирроновы основоположения» I 12,8). В отличие от философов Средней и Новой Академии Аркесилая и Карнеада, к-рым С. Э. приписывает категорич. утверждение о не­доступности истины, и в отличие от др. филос. школ, к-рым С. Э. приписывает претензию на обладание исти­ной и к-рые он характеризует как догматические, С. Э. утверждает, что скептики ищут истину. Согласно С. Э., «ни одно из борющихся положений не стоит выше другого, как более достоверное, ибо все они равны в от­ношении достоверности и недостоверности» («Пирроновы основоположения» I 10). С. Э. систематизировал выдвигавшиеся его предшественниками т. н. скептич. тропы, т. е. аргументы в пользу воздержания от суж­дений. Доводя скептицизм до его логич. завершения, С. Э. не считал бесспорными также и все скептич. ар­гументы против возможности знания («Пирроновы основоположения» I 206).

Источник: Советский философский словарь

СЕКСТ ЭМПИРИК (200-250)
древнегреческий врач и философ. Жил в Александрии и Афинах. Основные произведения С.Э.: "Пирроновы основоположения", "Против ученых" (состоит из разделов "Против логиков", "Против физиков", "Против этиков", "Против грамматиков", "Против риторов", "Против геометров", "Против арифметиков", "Против астрологов", "Против музыкантов") являются основными источниками античного скептицизма. Согласно С.Э., "скептическая позиция проста и очевидна. Представьте себе, что в доме, в котором находится много драгоценностей, многие ищут золота ночью; каждый думал бы, что нашел золото, но не знал бы этого наверное, хотя бы и действительно нашел его. Точно так же философы вступают в этот мир, как в большой дом, чтобы искать истину; если бы даже они и нашли ее, то они все же не могли бы знать, достигли ли они ее". Отрицая возможность существования наук, подлинно доступных человеку, С.Э. утверждал: "Предварительно должно существовать согласие по четырем вопросам: о преподаваемом предмете, о преподающем, об учащемся и о способе обучения. Как мы докажем, не существует ни преподаваемого предмета, ни преподающего, ни учащегося, ни способа обучения. Следовательно, не существует и никакой науки...". В отличие от других философских школ, постулирующих принципиальную недостижимость истины, а также претендующих, согласно С.Э., на обладание истиной, С.Э. утверждал, что скептики все же ищут истину, хотя "ни одно из борющихся положений не стоит выше другого, как более достоверное, ибо все они равны в отношении достоверности и недостоверности". С.Э. систематизировал предшествующие аргументы в пользу воздержания от суждений с целью обретения душевного равновесия и блаженства, осуществление которых и выступает целью философии.
А.А. Грицанов

Источник: Новейший философский словарь

СЕКСТ ЭМПИРИК
Sextus Empiricus) (конец 2 – нач. 3 вв.) – античный философ, врач и астроном. Представитель античного скептицизма; последователь Пиррона. В соч. "Против математиков" (термин "математик" обозначал ученого вообще) С. Э. подверг критике грамматику, риторику, геометрию, арифметику, астрономию, теорию музыки, а также нек-рые логич., физич. и этич. учения. Следуя Карнеаду, С. Э. критиковал понятие бога и все религ. верования вообще. Характеризуя свою филос. позицию, С. Э. отмежевывался как от догматиков, развивавших то или иное филос. учение в качестве законченной системы, так и от агностиков, отрицавших возможность адекватного познания мира. По С. Э., скептик ничего не утверждает и ничего не отрицает (в аподиктическом смысле), он – "ищущий". В соч. "Пирроновы положения" С. Э., как и Пиррон, считал целью философии достижение душевного спокойствия и вытекающего отсюда личного счастья, полагал, что именно скептич. отношение ко всему в теории и практике служит достижению этой цели. С. Э. оказал влияние на Монтеня, Ламот-Левайе, Бейля и др. скептиков нового времени. У С. Э. можно выявить уже начатки вероятностной логики, явившейся исторически первой формой, в к-рой вызревали идеи и методы математич. теории вероятности. С. Э. исходил из идей Карнеада о степенях правдоподобного рассуждения. В этой связи он различал: (1) просто вероятные утверждения, (2) вероятные и проверенные утверждения, (3) всесторонне подтверждаемые утверждения. В последнем случае, однако, мы, по С. Э., имеем дело с положением наибольшей вероятности, но не с аподиктич. положением. Согласно С. Э., каждое эмпирич. высказывание имеет вероятность меньше единицы. Логич. доктрину С. Э. можно рассматривать также как определенный шаг от двухзначной логики в сторону трехзначного логич. формализма. Оппонируя стоикам, С. Э. выставлял известный аргумент бесконечности (regressus ad infinitam): всякое доказательство предполагает истинность посылок, последние, в свою очередь, нуждаются в доказательстве, и т.д. Особое внимание С. Э. уделял т.н. "тропем воздержания", т.е. аргументам о невозможности существования истинных аподиктич. суждений. Он критиковал также механистич. представление о причинности, силлогизм и указывал на ненадежность индуктивных обобщений. Эти его аргументы были в дальнейшем почти буквально повторены Дж. С. Миллем С. Э. подробно излагал полемику внутри стоико-мегарской школы по вопросу о природе логич. следования, отвергая как теорию материальной импликации у Филона из Мегары, так и индуктивно-модальную концепцию следования у Диодора Крона. Его собств. понимание условных суждений проникнуто тенденцией крайнего эмпиризма. В числе др. скептиков С. Э. требовал отказа от политики и активной обществ. деятельности, индифферентизма во всех обществ. делах, подчинения господствующим порядкам и обычаям. В медицине С. Э. причислял себя к той эмпирич. школе, к-рая отказывалась искать причины болезней и строила врачебную науку на наблюдениях действий лекарств на человеч. организм. С. Э. занимался астрологией. Соч. С. Э. являются важнейшим источником сведений об учениях древнегреч. философов. В них содержатся цитаты из утерянных соч. Ксенофана, Гераклита, Парменида, Демокрита и др. Соч.: [Opera]. Ex recensione L. Bekkeri, Berolini, 1842; [Opera]. With an English transl, by R. G. Bury; v. 1–4, L.–N. Y., 1933–49; Opera. Recensuit Hermannus Mutschmann, v. 1–3, Lipsiae, 1912–54 (в серии: Bibliotheca Scriptorum Graecorum et Romanorum Teubneriana); в рус. пер. – Три книги Пирроновых положений, пер., предисл. и примеч. Н. В. Брюлловой-Шаскольской, СПБ, 1913. Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 38, с. 293–97; Рихтер Р., Скептицизм в философии, пер. с нем., т. 1, СПБ, 1910; История философии, т. 1, [М.], 1940; История философии, т. 1, М., 1957; MacColl N., The Greek Sceptics from Pyrrho to Sextus, L., 1869; Prentice W. P., The indicative and admonitive signs of Sextus Empiricus. A philosophical dissertation, G?tt., 1858; Mates В., Stoic logic and the text of Sextus Empiricus, "Amer. J. Philology", 1949, v. 70. А. Маковельский. Баку, H. Стяжкин. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

СЕКСТ ЭМПИРИК
СЕКСТ ЭМПИРИК (?????? ? ??????????) (2-я пол. 2 в. н. э.), последователь Пиррона, систематизатор идей античного скептицизма. Главные сочинения - «Пирроновы положения» (3 кн.) и «Против ученых» (11 хн.) - являются важным источником по истории античной философии, и основным -по истории пирронизма. Хотя С. не был оригинальным мыслителем и его тексты представляют собой компиляцию более ранней скептической литературы, восходящей к Энесидему, его авторитет в Античности был высок: Диоген Лаэртий включает его в школьное преемство пирронизма (IX 116), а св. Григорий Богослов называет С. и Пиррона источником «страшной и подлой болезни», заразившей Церковь, симптомы которой - противоположные речи (Orat. 21).     В сочинении «Пирроновы положения» (?????????? ??????????? -«Краткое изложение пирронизма», ср. название книги Энесидема: ??? ?? ????????? ??????????) С. вводит основные понятия скептической философии («скептическая способность», невозмутимость-атараксия, эпохе, «исостения») и формулирует основные принципы построения скептической системы: «начало скепсиса в смысле причины [обращения к нему] - надежда на невозмутимость», «начало же систематического изложения скептицизма» - положение о равной достоверности противоположных суждений, «исостения», отсюда проистекает отказ от догматизма, отсюда - воздержание от суждений (эпохе), отсюда - невозмутимость (Pyrrh. I 1-30); далее С. суммирует выдвигавшиеся его предшественниками скептические тропы (способы) осуществления эпохе, - 10 тропов Энесидема и 5 тропов Агриппы (I, 31-186); дает толкование основных выражений скептического словаря - «не более», «пожалуй», «воздерживаюсь», «ничего не определяю» (I 187-209); сравнивает скептиков с «академиками» и теми из «догматиков», у которых С. усматривает отдельные скептические моменты (I 210-241). Во 2-й и 3-й книгах С. дает очерк пирронизма в связи с учениями «догматиков» (т. е. философов, выдвигавших положительное учение, ??????? («догматы»)), излагая материал в традиционной последовательности трех частей школьной философии: логика (учения о критерии, знаке, доказательстве и т. п., кн. 2), физика (о Боге, причине, движении, месте, времени и т. п. - III1-167) и этика (о благе, зле и безразличном, о том, можно ли научиться искусству жить -III 168-279).     Книги VII-IX сочинения «Против ученых» (лат. Adversus mathematicos) тематически сходны с двумя последними книгами «Пирроновых положений», - ср. названия: «Против логиков» (Adv. math. VII—VIII), «Против физиков» (IX-X) и «Против этиков» (XI), - но излагают материал более подробно, систематически рассматривая учения древних согласно основным топосам каждого раздела философии - здесь С. приводит ценнейший док-сографический материал. В поисках историко-философских корней пирронизма С. обращается к учениям древних философов, начиная с Ксенофана (вероятно, следуя в этом Тимону из Флиунта), и ищет у них элементы скептицизма (Adv. math. VII48-260). Книги I-VI «Против ученых» образуют как бы отдельное дополнительное исследование, посвященное шести искусствам - грамматике, риторике, геометрии, арифметике, астрономии и музыке; предполагается, что на самом деле этими книгами не начинался, а заканчивался трактат С.     С. ссылается также на свои сочинения по медицине и о душе (утрачены). Ставшее частью имени С. прозвание «эмпирик» указывает на его профессиональные занятия медициной; он был учеником Геродота из Тарса, учившегося у крупнейшего врача «эмпирической школы» 2 в. Менодота Никомедийского (D. L. IX 116, ср. Galen. De nat. fac. 52, 11 K?hn: ????????? ? ??????????). Совмещение скептической философии и медицинской практики характерно для традиции позднего пирронизма (6 из 8 названных Диогеном Лаэртием философов-пирронистов после Энесидема - практикующие врачи «эмпирики», I 116) и наглядно демонстрирует, что скептическое эпохе не мешает активной жизненной позиции. По словам С., «скептик из человеколюбия (??? ?? ??????????? ?????) хочет по возможности исцелить рассуждением самомнение и скоропалительность [заключений] догматиков», предлагая различные по силе рассуждения-лекарства, в зависимости от тяжести состояния (Pyrrh. Ill 280).     Сочинения С. в переводе на латынь получили широкое распространение во второй пол. 16 в. и оказали влияние на многих мыслителей этого времени, в частности на Монтеня.     Соч.: Sexti Empirici opera. Rec. H. Mutschmann, J. Mau. T. 1-2. Lipsiae, 1912-1914; Sextos Empiricus, Works. With engl. tr. by R. G. Bury. Vol. 1-4, 1933-1949. В рус. пер.: Три книги Пирроновых положений. Пер. Н. В. Брюлловой-Шаскольской (1913); Секст Эмпирик. Сочинения. Под общ. ред. А. Ф. Лосева. Т. 1-2. М., 1975-1976.     Лит.: Janacek К. Sextus Empiricus´ Sceptical Methods. Prague, 1972; Oberti M. M. Scepticism Versus Dogmatism: An Analysis of Sextus Empiricus´ Against Mathematicians, Book VII. Vancouver, 1979; House D. K. The life of Sextus Empiricus, - CQ 30, 1980, p. 227-238; Stough С Sextus Empiricus on Non-Assertion, - Phronesis 29, 1984, p. 137-164; Allen J. V. Sextus Empiricus´ Investigation of Sign-inference. Princ, 1988; Brunschwig J. Sextus Empiricus on the kriterion: The Skeptic as Conceptual Legatee, - Dillon J. M., Long A. A. (edd.) The Quaestion of «Eclecticism»: Studies in Later Greek Philosophy. Berk.; L. Ang.; L., 1988, p. 145-175; Allen J. The skepticism of Sextus Empiricus, - ANRW II, 36. 4, 1990, p. 2582-2607; Idem. Pyrrhonism and Medical Empiricism: Sextus Empiricus on Evidence and Inference, - Ibid. 37, 1, p. 646-690; Giannantoni G. (?d.). Sesto Empirico e il pensiero antico. Nap., 1992; Karadimas D. P. Sextus Empiricus Against Aelius Aristides: the Conflict Between Philosophy and Rhetoric in the Second Century A. D. Lund, 1996. См. общ. лит. к ст. Скептицизм     М. А. СОЛОПОВА

Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь