СЕЧЕНОВ Иван Михайлович

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СЕЧЕНОВ Иван Михайлович
1829-1905) - рус. ученый-материалист, основоположник науч. физиологии и совр. психологии. Рассматривая т. н. душевную деятельность с позиций материалис-тич. монизма, С. впервые экспериментально доказал, что все акты психич. жизни «по способу происхождения суть рефлексы», обосновал положения о головном мозге как материальном субстрате психического, о детерминированности психич. явлений внешним миром. Эти идеи, изложенные в книге «Рефлексы головного мозга» (1866), нанесли сокрушит. удар по релит, представлениям о душе как особой, мистич. сущности, не зависящей от тела, дающей ему свободу воли, бессмертной, непознаваемой. Учение С. явилось существ, вкладом в естеств.-науч. обоснование атеизма.

Источник: Атеистический словарь

СЕЧЕНОВ  ИВАН  МИХАЙЛОВИЧ
1829 –1905) –  выдающийся  русский физиолог- материалист, создатель физиологической школы. Родился в селе Теплый  Стан  Симбирской  губернии  (Нижегородская  область),  окончил  Главное инженерное училище в Петербурге и медицинский факультет Московского уни- верситета. Основные работы: «Рефлексы головного мозга»  (1863), «Физиология нервной системы» (1866), «Элементы мысли» (1878),  «Очерк рабочих движений человека» (1901), «Предметная мысль и действительность» (1902). В своем основном труде И.М. Сеченов  обосновал рефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности, доказав, что в основе всех  психических явлений лежат физиологические процессы, которые могут быть изучены объективными методами. Открыл явления центрального торможения, суммации в нервной системе, установил наличие ритмических биоэлектрических процессов в центральной нервной системе, обосновал значение процессов обмена веществ в осуществлении  возбуждения. Исследовал дыхательную функцию крови. Создатель объективной теории поведения, заложил основы физиологии труда, возрастной, сравнительной и эволюционной физиологии. Установил закон растворимости газов в водных растворах электролитов. Иван Петрович Павлов назвал Сеченова «отцом русской физиологии»

Источник: Философия науки и техники: словарь

СЕЧЕНОВ Иван Михайлович
род. 1 авг. 1829, с. Теплый Стан Нижегородской губ. - ум. 2 нояб. 1905, Москва) рус. естествоиспытатель, исследователь проблем психологии и теории познания, основоположник физиологической школы и естественно-научного направления в психологии в России. Почетный член Петербургской академии наук (с 1904). В работе "Рефлексы головного мозга" (1863) разработал учение о мозговых механизмах сознания и воли; выдвинул, опираясь на открытие "центрального торможения" - тормозного влияния нервных центров на поведение, - положение о том, что все акты сознательной и бессознательной психической жизни по способу происхождения являются рефлексами; утверждал принцип саморегуляции и системной организации нервно-психической деятельности; впервые обозначил понятие об обратной связи как необходимом регуляторе поведения. В труде "Элементы мысли" (1878) Сеченов предложил систему исследования сложных форм познавательной активности (включая философское мышление) исходя из элементарных ее форм. Учение Сеченова продвинуло вперед развитие физиологии и психологии в России; воспринятое И.П.Павловым, В. М. Бехтеревым, Л.С.Выготским и их учениками, оно стало основой системного изучения жизнедеятельности организма и его психических функций. Осн. труды Сеченова вошли в "Избр. философские и психологические произв.". М., 1947.

Источник: Философский энциклопедический словарь

СЕЧЕНОВ Иван Михайлович (1829— 1905)
рус. естествоиспытатель, “отец русской физиологии” и основоположник материалистической психологии в России. На философские и общественно-политические взгляды С. существенное влияние оказали рус. революционные демократы, и особенно Чернышевский. С. положил начало экспериментальным физиологическим исследованиям центральной нервной системы, в частности головного мозга. Его важнейшие достижения в области физиологии нервной системы — открытие центрального торможения и свойства “инертности” нервной ткани. Распространив рефлекторный принцип на деятельность головного мозга (работы “Рефлексы головного мозга”, 1863; “Кому и как разрабатывать психологию”, 1873), С. положил начало созданию рефлекторной теории психической деятельности животных и человека. Им введены новые понятия (“чувствующего снаряда”, или анализатора, приобретенных рефлексов и др.), к-рые явились отправными при создании И. Павловым учения о высшей нервной деятельности. С. сделал важный вклад в естественнонаучное обоснование таких проблем материалистической гносеологии, как вопрос о природе чувственного отражения и его познавательной функции, о связи и переходе от чувственного отражения к мышлению и о природе мыслительных процессов, о роли предметной, практической деятельности в формировании образа и психических способностей, и ряда др. проблем.

Источник: Философский энциклопедический словарь

СЕЧЕНОВ Иван Михайлович
(1829—1905) - великий русский ученый-материалист, родоначальник научной физиологии в России и основоположник совр. материалистич. психологии. Был проф. Медико-хирургич. академии в Петербурге и ун-тов в Одессе, Петербурге, приват-доц. Моск. ун-та. По своим филос. взглядам примыкал к рев. демократам. Решительно выступал против крепостничества, в защиту революционно настроенного студенчества. С. блестяще обосновал с естеств.-научной точки зрения положение о единстве организма со средой, сделавшееся ныне знаменем творч. дарвинизма. С. первый в истории физиологии занялся эксперимент, исследованиями головного мозга и установил факт т. н. центр, торможения (способности мозга задерживать двигат. активность организма) и рефлекторный характер всех сознат. и бессознат. психич. явлений («Рефлексы головного мозга», 1863). Тем самым он доказал, что психика, к-рую религия выдает за проявление мистич. «души», является продуктом деятельности, свойством материального мозга. А доказав рефлекторный характер психики, С. раскрыл ее причинную обусловленность внешним миром и т. о. изгнал телеологию из науки о психич. деятельности человека. Этим он нанес тяжелое поражение фидеизму и религии. Материалистич. учение С. о психич. деятельности было расценено церковниками как опасное для юношества, и синод потребовал предать суду «Рефлексы головного мозга». Книга была запрещена.
Лишь благодаря своей широкой известности С. избежал судебной расправы, но оставался до конца дней под надзором полиции. Его идеи и борьба против фидеизма оказали огромное влияние на И. П. Павлова, Ц. И. Менделеева, И. И. Мечникова, В. О. Ковалевского, К. А. Тимирязева и др. лучших представителей отечеств, естествознания.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Сеченов Иван Михайлович
 (1829—1905) — известный естествоиспытатель, «отец русской физиологии» и основоположник материалистической психологии в России. Был проф. Медико-Хирургической академии (1860—70) и Московского (1891—1901) ун-та, с 1904 —почетный академик. С. — непримиримый борец против идеализма в физиологической и психологической науках. На философские и общественно-политические взгляды С существенное влияние оказали рус. революционные демократы, и особенно Чернышевский. В своей научной деятельности С. руководствовался тремя осн. методологическими принципами — положением о материальном единстве мира, принципом детерминизма и генетическим подходом к изучаемому объекту, в частности к психике. С. положил начало экспериментальным физиологическим исследованиям центральной нервной системы, в частности головного мозга. Его важнейшие открытия в области физиологии нервной системы — исследование центрального торможения и свойства «инертности» нервной ткани. Распространив рефлекторный принцип на деятельность головного мозга (статьи «Рефлексы головного мозга» и «Кому и как разрабатывать психологию»), С. положил начало созданию рефлекторной теории психической деятельности животных и человека. Им введены новые понятия («чувствующего снаряда», или анализатора, приобретенных рефлексов и др.), к-рые явились отправными при создании Павловым учения о высшей нервной деятельности. С. сделал важный вклад в естественнонаучное обоснование таких проблем материалистической гносеологии, как вопрос о природе чувственного отражения и его познавательной функции («Первая лекция в Московском университете», «Впечатления и действительность», «Предметная мысль и действительность»), вопрос о связи и переходе от чувственного отражения к мышлению и о природе мыслительных процессов (статья «Элементы мысли»), о роли предметной, практической деятельности в формировании образа и психических способностей и ряда других проблем.

Источник: Философский словарь. 1963

СЕЧЕНОВ Иван Михайлович
1(13) августа 1829, с. Теплый Стан Симбирской губ. — 2(15) ноября 1905, Москва] — основоположник русской физиологии и объективной психологии. В 1848 окончил Главное инженерное училище в Петербурге, в 1851—56 студент медицинского факультета Московского университета. В 1856—59 работал в лабораториях Берлина, Лейпцига, Гейдельберга, в 1860 защитил докторскую диссертацию; заведующий кафедрой физиологии Медико-хирургической академии в Петербурге; создал первую в России физиологическую экспериментальную лабораторию; удостоен Демидовской премии. С 1871 профессор физиологии Новороссийского, Петербургского, Московского университетов. Член-корреспондент (1869) и почетный академик (1904) Петербургской Академии наук.
Экспериментальный подход Сеченова к изучению физиологических систем организма и физико-химических процессов, лежащих в основе его жизнедеятельности, занял важнейшее место в развитии биофизического направления естественных наук. Кроме энергетической связи между организмом и средой Сеченов установил существование тесной информационной связи, заключающейся в непрерывном поступлении сигналов об окружающем мире в центральную нервную систему. Решение этой проблемы имело принципиальное значение как в разработке новых теорий в области физиологии мозга (процессы торможения и его связь с проявлениями сознания и воли, принцип «согласования движения с чувствованием», явления суммации раздражения), так и в теории познания. Сеченов подверг критике попытки обособления психологических явлений от организма и внешнего мира, выдвинул программу преобразования психологии в объективную науку. Его учение о рефлексах головного мозга — система материалистических представлений о психических процессах, обусловленных закономерностями центральной нервной системы. Материалистическую трактовку механизма познания распространял и на его высшие формы, включая науку.
Соч.: Избр. философ, и психолог, произв. М., 1947; Избр. произв., т. I — 2. M., 1952—56; Рефлексы головного мозга. М., 1952. Лит.: Ярошевский М. Г. И. М. Сеченов. Л., 1968.
Н. М. Северикова

Источник: Новая философская энциклопедия

СЕЧЕНОВ Иван Михайлович (1829-1905)
русский физиолог и психолог. Почетный член Петербургской Академии наук (1904). Основные сочинения: "Кому и как разрабатывать психологию" (1873), "Элементы мысли" (1878), "Предметная мысль и действительность" (1892), "Впечатления и действительность" (1890), "Очерк рабочих движений человека" (1901) и др. С. выдвинул программу построения новой психологии, опирающейся на объективный метод и принцип изучения развития психики в реальных жизненных встречах организма со средой, разработал систему взглядов на организм и его психические функции. С. предвосхитил понятие об обратной связи как непременном регуляторе поведения, утвердил новое понимание саморегуляции и системы организации нервно-психической деятельности, обосновал новый подход к функциям органов чувств. В работе "Рефлексы головного мозга" (1863) С. дает естественно-научный анализ деятельности мозга. С. раскрыл причинную обусловленность психических явлений внешними воздействиями, показал, что психика есть результат протекания физиологических процессов возбуждения и торможения в коре мозга, регулятор внешних воздействий и поведения в целом. Переориентация исследовательской мысли с внутреннего "пространства" сознания, открытого для наблюдающего за ним субъекта, на психически регулируемое поведение, открытое для опытной объективной науки, - величайшая заслуга С. Основой такой переориентации стал рефлекс, трактуемый С. как согласование движения с выполняющим сигнальную роль чувствованием. Учение о рефлексе и физиология органов чувств явились основой объективной психологии. Все сеченовские открытия проецировались на определенную систему философских идей. Открытие центрального торможения исходило, и в свою очередь, обосновывало позиции детерминизма, давало конкретно-научный материал для обоснования проблемы свободы воли. Открытие сенсорных "снарядов" и механизмов построения чувственного образа стало естественно-научной демонстрацией идеи о соответствии познавательного процесса свойствам объектов, формирующих его "ткань". Внутренняя связь философских и естественно-научных идей, отличающая работы С, определила глубину его учения, которое было воспринято Павловым, Выготским, Бехтеревым и др.
Т.В. Самущик

Источник: Новейший философский словарь

СЕЧЕНОВ Иван Михайлович
(1829—1905) — рус. физиолог и психолог. Основоположник отеч. физиол. шк. Создатель ест.-науч. теории психич. регуляции поведения. Д-р медицины (1860), чл.корр. Петерб. АН (1869), почетный акад. Петерб. АН (1904). Окончил Гл. инженерное училище в Петербурге (1848) и мед. ф-т Моск. ун-та (1856). Осн. соч: «Рефлексы головного мозга» (1863). Разработал новаторское учение о поведении живых существ, механизмах сознания и воли человека, согл. к-рому все акты сознательной и бессознательной жизни рефлекторны по своему механизму. При этом рефлекс трактовался не как автоматический ответ нервных центров на внешн. раздражитель, но как гибкое согласованное движение с выполняющим сигнальную роль чувствованием (от элементарных ощущений до сложных образов предметов, регулирующих поведение в окружающей среде). Экспериментальное изучение головного мозга привело С. к открытию центр. торможения (позднее названного «сеченовским»), т.е. задерживающего влияния одного из отделов мозга (его таламической области) на реакции организма. В психологии оно позволило объяснить основу волевых актов, позволяющих человеку противостоять нежелательным импульсам, тормозить их переход в действие. Центр. торможение стало также предпосылкой теории интериоризации. В работах С. предвосхищалось понятие об обратной связи как непременном регуляторе поведения, утверждался принцип саморегуляции и системной организации псих. деятельности. Он обосновал новый подход к функциям органов чувств, согл. крому работа рецептора составляет лишь сигнальную половину целостного механизма (анализатора); др. половину образует работа мышц. Сигналы мышечного чувства служат источником информации о пространственно-временных свойствах среды, явл. основой элементарных форм мышления, из к-рых в процессе онтогенеза возникают высшие формы познавательной активности (включая матем. и филос. знание). Возникая во внешн. деятельности, умственные операции благодаря механизму торможения преобразуются во внутрипсихич. Этот тип объяснения С. распространил на становление личности (чел. «Я»). Подвергнув критике интроспекционизм, С. выдвинул программу построения новой психологии, опирающейся на объективный метод и принцип развития психики в реальном жизненном взаимодействии организма со средой. Идеи С. развивали И.П.Павлов, В.М.Бехтерев, А.А.Ухтомский, Л.С.Выготский и их ученики. Филос. воззрения С. близки к идеям «первого позитивизма» (О.Конт, Г.Спенсер). Соч.: Избр. труды. М., 1935; Элементы мысли: Сб. избр. статей. М.; Л., 1943; Избр. философские и психологические произведения. М., 1947; Избр. произв. М., 1952. Т. 1; Рефлексы головного мозга. М., 1952, 1961. Н.Д.Наумов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

СЕЧЕНОВ Иван Михайлович
1(13).8.1829, с. Теплый Стан, ныне с. Сеченове Горьковской обл. - 2(15).11. 1905, Москва], рус. естествоиспытатель и исследова­тель проблем психологии, теории познания и методо­логии науки. Основоположник физиологич. школы и естеств.-науч. направления в психологии в России. Почетный чл. Петерб. АН (1904; чл.-корр. 1869). Под влиянием филос. учения рус. революц. демократов С. разработал и экспериментально обосновал новаторское учение о мозговых механизмах сознания и воли, впер­вые изложенное в работе «Рефлексы головного мозга» (1863). Развитое С. новое детерминистское понимание психики включало ее активность наряду с обусловлен­ностью жизненным воспитанием.
Опираясь на свои открытия в области физиологии нервной системы (прежде всего открытие «центр. тор­можения» - тормозного влияния нервных центров на поведение), выдвинул положение о том, что все акты сознат. и бессознат. психич. жизни по своей структуре и динамике («способу происхождения») являются реф­лексами. Рефлекс трактовался при этом не как механич. ответ нервного центра на внеш. стимул, а как «согласование движения с чувствованием». В работах С. предвосхищалось понятие об обратной связи как непременном регуляторе поведения, утверждался прин­цип саморегуляции и системной организации нервнопсихич. деятельности.
Считая, что реальность ощущения коренится в реаль­ности двигат. акта, С. развил новый подход к функциям органов чувств. согласно к-рому работа рецептора со­ставляет лишь сигнальную половину целостного меха­низма, другую половину к-рого образует деятель­ность мышцы. Сигналы мышечного чувства служат источником информации о пространственно-временных характеристиках среды и дают достоверное, «прямое, идущее в корень» знание о внеш. мире. Мышца участ­вует в процессах предметного мышления. С этих пози­ций С. подверг критике учение Канта об априорности понятий пространства и времени.
Опираясь на новую рефлекторную теорию, С. в по­лемике с идеалистами предложил план преобразова­ния психологии в объективную, строго детерминист­скую науку, предметом к-рой является «происхождение (т. е. механизм совершения) психич. деятельностей» как рефлекторных по типу. Этот замысел означал изу­чение психич. регуляции поведения посредством естеств.-науч. понятий и методов. Исследованию раз­вития сложных форм познават. активности (включая математич. и филос. мышление) из элементарных посвя­щена работа С. «Элементы мысли» (1878), в к-рой, как и в ряде статей («Впечатления и действительность», 1890, «Предметная мысль и действительность», 1892, и др.), он отстаивал учение о познаваемости мира в про­тивовес агностицизму. Эти работы С. использовали рус. марксисты (Г. В. Плеханов) в полемике со своими фи­лос. противниками. Учение С. оплодотворило развитие физиологии и психологии в СССР в послереволюц. пе­риод. Оно было воспринятой. П. Павловым, В. М. Бех­теревым, А. А. Ухтомским, Л. С. Выготским и их уче­никами, став основой объективного и системного анали­за жизнедеятельности организма и его психич. функ­ций.

Источник: Советский философский словарь

СЕЧЕНОВ Иван Михайлович
1(13).08.1829, С. Теплый Стан, ныне с. Сеченове Горьковской °бл 2(15). 11.1905, Москва) - естествоиспытатель, основоположник объективной психологии, создатель рус. физиологической школы и теоретик научного исследования. Окончил медицинский ф-т Московского ун-та (1856). С I860 г. - проф. Медико-хирургической академии, затем Новороссийского (Одесса), Петербургского и Московского ун-тов. Почетный член Петербургской Академии наук (1904). Опираясь на "антропологический принцип", трактующий человека как целостное телесно-духовное существо, С. создал учение о поведении как рефлекторном по природе активном взаимодействии организма с внешней средой. При этом категория рефлекса была преобразована и создана его неклассическая модель, важнейшим блоком к-рой выступило открытое С. центральное торможение ("задерживающее" влияние центров головного мозга на двигательную активность организма). Это позволило разработать систему оригинальных воззрений на высшие психические процессы - сознание и волю ("Рефлексы головного мозга", 1863). Центральное торможение объясняло способность человека противостоять внешним влияниям (а не механически на них реагировать), притом, считал С., и во имя высших нравственных принципов. Используя понятие об этом нервном механизме, С. выдвинул продуктивную гипотезу о том, что, благодаря задержке двигательного ответа, действие, не получившее внешнего выражения, не исчезает, а сохраняется в центральной нервной системе в скрытой форме. Это предположение использовалось им также с целью объяснить социальный генезис человеческого "я", оно заключало в себе идею интериоризации (трансформации внешнего действия или отношения во внутреннее). В работах С. предвосхищалось понятие об обратной связи как факторе саморегуляции поведения и системной организации нервно-психической деятельности. В отличие от представлений о психологии как науке, предметом к-рой служит сознание субъекта, воспринимаемое с помощью внутреннего наблюдения за собственными психическими явлениями (интроспекции), С. выдвинул план построения психологии на основе объективного метода ("Кому и как разрабатывать психологию?", 1873). Его полемика с защитником субъективного в подходе к психическим явлениям Кавелиным получила резонанс в широких общественных кругах (на нее откликнулись, в частности, Толстой и Достоевский), причем, как признал Чел-панов, общественное мнение стало на сторону С. Он существенно преобразовал представления об органах чувств и мышечной системе, выдвинув принцип "согласования движения с чувствованием". Применительно к чувствованию он признал за ним функцию сигнала, позволяющего различать свойства объектов внешней среды и тем самым обеспечить адекватную реакцию на нее. Мышечное чувство трактовалось как система сигналов, несущих информацию о внешней реальности, об ее пространственно-временных параметрах, знание к-рых является "прямым, идущим в корень". С этих позиций С. подверг критике учение И. Канта об априорности восприятия пространства и времени. На мышечную систему он даже возлагал операции анализа и синтеза, к-рые являются осн. для всех уровней умственной деятельности ("Элементы мысли", 1-е изд. - 1878, 2-е, существенно перераб. изд. - 1903). В своих работах С. в противовес агностицизму отстаивал учение о познаваемости мира, к-рое обосновывал физиолого-психологическими данными ("Впечатления и действительность", 1890; "Предметная мысль и действительность", 1892). Он уделял специальное внимание методологии и истории научного познания, доказывая, что принципы, созданные естествознанием (прежде всего, принцип детерминизма), приложимы и к душевным явлениям, но должны быть преобразованы применительно к их специфике по сравнению с нервными процессами, хотя и те и другие являются рефлекторными по своему механизму. Труды С. оказали существенное влияние на утверждение в рус. об-ве естественно-научных представлений о человеке и его психической организации, его поведении и познавательных возможностях. Они способствовали возникновению мн. научных школ в физиологии и психологии.

Источник: Русская философия: словарь

СЕЧЕНОВ Иван Михайлович

[1(13) авг. 1829 – 2(15) ноября 1905] – основоположник рус. физиологии и объективной детерминистич. психологии, философ-материалист. В 1856 окончил мед. фак-т Московского ун-та. С 1860 – проф. физиологии Медико-хирургич. академии, а затем Новороссийского, Петерб. и Моск. ун-тов. Мировоззрение С. сложилось под влиянием философии революц. демократов. Принцип материалистич. монизма и детерминизма является методологич. основой учения С., набросок к-рого изложен впервые в "Рефлексах головного мозга" (1863). Главная идея трактата: "...все акты сознательной и бессознательной жизни, по способу происхождения (т.е. по механизму совершения. – Ред.), суть рефлексы" (Избр. филос. и психологич. произв., 1947, с. 176). В связи с этим принципиальной критике подверглись попытки обособления психологич. явлений от организма и внешнего мира в идеалистич. философии и психологии. Вместе с тем, в противовес вульгарному материализму утверждалось своеобразие нервно-психич. регуляций по сравнению с чисто физиологическими. С. радикально преобразовал существовавшее прежде понятие о рефлексе, опираясь на ряд сделанных им выдающихся физиологич. открытий, в частности на открытие т.н. центрального торможения (тормозящего влияния высших нервных центров на мышечную систему). С. первым в нейрофизиологии поставил на передний план "...не форму, а деятельность, не топографическую обособленность органов, а сочетание центральных процессов в естественные группы" ("Физиология нервных центров", 1952, с. 21). С этих позиций нейрофизиологич. школа, созданная С. (Н. Е. Введенский, И. П. Павлов и др.), обогатила мировую науку фундаментальными открытиями. Полемизируя с господствовавшим на Западе механистич. взглядом на поведение и интроспекционистским на сознание, С. трактует рефлекс как акт, состоящий из чувствования и движения, и определяет его по объективной функции в жизнедеятельности, выделяя два конституирующих признака чувствования: быть орудием различения условий действия и регулятором последнего (см. Избр. филос. и психологич. произв., с. 416). Взяв в качестве образца автоматич. устройства, где есть "...такие регуляторы, которые заменяют руку машиниста..." ("Физиология нервных центров", с. 26), С. предложил трактовать чувствование как сигнал. Это позволило внести идею саморегуляции в рефлекторную схему и заложило основы для идеи обратной связи, кольцевого управления движением. Считая, что реальность ощущения коренится в реальности двигат. акта, С. предложил новое учение о физиологич. механизме чувств. познания. В его понимании орган чувств составляет лишь сигнальную половину целостного снаряда, другую нераздельную половину к-рого образует эффекторный аппарат. Стремясь вскрыть психофизиологич. механизм логич. мышления, С. считал, что исходные логические операции заложены в чувств. деятельности организма, требующей приспособления к связям и отношениям вещей. В сигналах мышечного чувства представляемое и действительное совпадают друг с другом, поэтому мышца дает наиболее фундаментальное и адекватное отражение действительности. В этой связи С. подвергал критике кантовский априоризм. Опираясь на новую рефлекторную схему, С. выдвинул программу преобразования психологии в объективную науку (см. статью "Кому и как разрабатывать психологию?", 1873). Его программа противостояла господствовавшему на Западе позитивистскому направлению. В полемике с рус. сторонниками этого направления (прежде всего с Кавелиным) С. доказывал, что превратиться в подлинную науку психология сможет, лишь ориентируясь на естествознание, прежде всего – на физиологию; поэтому психологич. исследование должно быть передано в руки физиологов. Это дало повод идеалистам объявить его ликвидатором психологии. Истинный же смысл предложения С. был иным. Психологов по профессии в ту эпоху еще не существовало, и С. рекомендовал черпать их кадры из рядов нейрофизиологов, а не философов-метафизиков. Созданный С., развитый в трудах Бехтерева, Павлова и, частично, франц. психолога Рибо, объективный метод способствовал успешному развитию естеств.-науч. психологии и получил мировое признание. Выдвинутый С. план построения психологии как объективной науки остался незавершенным из-за узости, ограниченности антропологич. принципа, на к-ром он базировался; объяснения С. не простирались далее локомоции, тогда как истинно человеч. форму взаимодействия живых систем с природой образует трудовая деятельность. Хотя к началу 20 в. интересы С. переместились с локомоторных актов на трудовые движения (см. "Очерк рабочих движений человека", М., 1901), однако общая абстрактно-антропологич. трактовка сознания при этом не изменилась. Поэтому и попытки С. ввести принцип "интериоризации" – объяснить генезис внутр. плана поведения из его внешней структуры – не увенчались успехом, ибо за исходный уровень сознат. регулирования были приняты прямые жизненные встречи организма со средой. Антропологизм препятствовал также последовательно материалистич. решению С. вопроса о детерминации воли. Вскрыв психофизиологич. механизм волевого действия, С. понимал его зависимость от обществ. среды лишь в абстрактно-этич. плане, не видя того, что сам этот план является производным от социально-историч. обстоятельств. Уязвимые аспекты теории С. касаются проблем, впервые разрешенных диалектич. материализмом. В 90-х гг. С. выступил с рядом филос.-психологич. работ, пропагандировавших материалистич. учение о характере человеч. знания. В условиях идейно-филос. борьбы своего времени С. являлся союзником рус. марксистов в борьбе против агностицизма и субъективизма; его работы оказали положит. влияние на развитие материалистич. гносеологии, на укрепление позиций филос. материализма в естеств. науках. Вся науч.-идейная деятельность С. была непосредственно связана с революц.-освободит. движением в России. Соч.: Автобиография, записки..., М., 1907 (имеется библ. работ И. М. С). Лит.: Рубинштейн С. Л., Физиология и психология в науч. деятельности И. М. С., "Физиол. журнал СССР им. И. М. С", 1946, т. 32, No 1; Ананьев Б. Г., Очерки истории рус. психологии XVIII и XIX вв., [M.], 1947; Теплов Б., Филос. и психологич. взгляды И. М. С., "Большевик", 1948, No 7; Будилова Е. ?., Учение И. М. С. об ощущении и мышлении, М., 1954; Ярошевский М. Г., Проблема детерминизма в психофизиологии XIX в., Душанбе, 1961; его же, Сеченовские идеи о мышечной чувствительности в свете теории отражения и кибернетики, "ВФ", 1963, No 10. М. Ярошевский. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
837.62 кб

Иван Михайлович сеченов — выдающийся русский физиолог, основатель медицинской психологии как науки

Ковшова Ольга Степановна, Взорова Любовь Александровна, Курбатова Екатерина Геннадьевна, Генералова Ирина Александровна
Статья посвящена биографии выдающегося русского физиолога и мыслителя-материалиста, создателя русской физиологической школы, основоположника отечественной научной школы медицинской психологии, почётного члена Императорской Академи