(Fortunate Fall, The).
Представление о "благополучном падении", или felix culpa ("счастливой вине"), корни крого мы находим в ранней христианской литургии, средневековой и реформатской теологии, а в конечном счете также в Библии, выражает веру в то, что Бог по своему милосердию держит зло под контролем. В канун славного праздника Пасхи, когда в церквях, использующих католический миссал, поют Exsultet, в нем звучат слова: О felix culpa, quae talem ас tantum meruit habere redemptorem! ("Осчастливая вина, уготовившая нам такого величайшего Искупителя!") Автор этих строк неизвестен, но их можно датировать V в. Те же представления мы находим в английском рождественском гимне XVв. "Лежал связанный Адам " (Adam Lay Ybounden): Не сорвали бы яблоко, Не стала бы Дева Царицей Небесной. Счастлив тот час, Когда сорвано яблоко. Потому и поем мы: " Господу слава!"
Августин говорил: "Бог рассудил, что больше блага в том, чтобы из злого получилось доброе, нежели в том, чтобы не испытывать никакого зла и вести прежнее существование " (" Руководство для Лаврентия" [Enchiridion ad Laurentium], 8.27). Ведущие теологи придерживались такого понимания вплоть до Реформации, когда на эту проблему взглянули поновому. Согласно Мускулусу (Muskulus ), "после грехопадения прародителей мы, будучи возрождены Христом, обрели куда большее благо по сравнению с тем, каковым обладали поеле нашего сотворения" (Х.Хеппе. "Реформатская догматика" [ReformedDogmatics]). Протестанты полагали, что "Бог решил... воспользоваться падением Адама для нового и более высокого откровения своей природы" (Там же).
Сходным образом Иосиф в Св. Писании говорит братьям: "Вот, выумышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро..."(Быт50:20). Ап. Павел утверждает: " А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать" (Рим 5:20), и еще: "...любящим Бога... все содействует ко благу" (Рим 8:28).
D.F.Kelly (пер. В. Р.) См. также: Теодицея; Проблема зла; Грехопадение; Провидение Божье.