Савонарола, Джироламо

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Савонарола, Джироламо

1452-?3?8) - итал. религ.-политич. реформатор, проповедник, монах-доминиканец. Призывая вернуться к апостольскому идеалу, осуждал роскошь, развлечения, «суетное» светское искусство. После падения в 1494 тирании Медичи и восстановления во Флоренции республики провел ряд демократич. реформ. Однако стремление С. соединить республику с теократией лишило его поддержки народных масс, чем воспользовались сторонники римск. папы и Медичи, добившиеся, чтобы С. был предан суду по обвинению в ереси и казнен.

Источник: Атеистический словарь

САВОНАРОЛА Джироламо
(Savonarola; 1452—1498) - итальянский проповедник и религ.-полит. реформатор, монах-доминиканец. Род. в Ферраре в семье врача. В 80-х гг. XV в. выступил с сочинениями и проповедями, в к-рых изобличал безнравственность, особенно в среде духовенства и богачей, призывал к отказу церкви от богатства и пышных обрядов, к аскетизму. Его симпатии к простому люду и демокр. формам правления снискали ему большую популярность. В 1491 С, став настоятелем монастыря во Флоренции, изъял из употребления золотую и серебряную церк. утварь и заставил монахов работать. В 1494, после переворота во Флоренции и изгнания Медичи, стал фактич. диктатором города, превратив его в подобие гигантского монастыря.
Все граждане обязаны были посещать церковь; «языч.» книги, муз. инструменты, картины сжигались. Но С. ввел также республик, устройство и провел ряд реформ (освобождение несостоят. должников от долгов, изгнание ростовщиков, усиление налогов на землевладельцев и т. д.). Папа Александр VI, тщетно пытавшийся подкупить С. титулом кардинала, в 1497 отлучил его от церкви. С. был схвачен и после пыток сожжен.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

САВОНАРОЛА Джироламо
21 сентября 1452, Феррара — 23 мая 1498, Флоренция) — итальянский религиозный проповедник и реформатор эпохи Возрождения. Происходил из старинного падуанского рода. В 1475 вступил в доминиканский орден. К кон. 80-х гг. снискал большую известность как проповедник, бичующий пороки церковной жизни и нравы общества. В 1489 направлен во Флоренцию, в 1491 избран настоятелем монастыря Св. Марка, в котором провел преобразования, направленные на строгое соблюдение монашеских обетов и уставов. После изгнания Медичи из Флоренции в 1494 стал вдохновителем изменений в политической системе, восстановивших республиканские порядки, а также реформы нравов, подразумевавшей усиление аскетических начал в повседневной жизни народа. С этой целью, в частности, проводились сожжения «суеты» (предметов развлечений). Поощрял занятия монахов изящными искусствами, философскими и богословскими науками, древними языками, спас от расточения библиотеку Медичи. Подчеркивал роль разума в исследовании и доказательстве истин вероучения, в восхождении к высшим уровням познания. Соч.: Prediche e scritti. Mil., 1847.
Лит.: Виллари П. Савонарола и его время. СПб., 1913, т. 1—2; G. Savonarole. P., 1960.
О. Ф. Кудрявцев

Источник: Новая философская энциклопедия

Савонарола, Джироламо
(Savonarola, Girolamo, 14521498).
Итальянский религиозный реформатор, доминиканец. Родился в Ферраре. Воспитывался в духе ренессансного гуманизма, против крого решительно восстал. Проповедовал в нескольких городах Сев. Италии; в 1490 г. перебрался во Флоренцию, став проповедником в СанМарко. Известность ему принесли предсказания о грядущем Божьем суде. Их исполнением посчитали французское вторжение 1494 г.; когда Медичи сдал город, проповеди Савонаролы обрели громадное влияние. Он помог установить республиканское правление и убеждал народ, что приближается золотой век. Последующие четыре года Савонарола старался очистить город от грехов и пороков, нередко прибегая к цензуре и насилию. Он полагал, что необходимо отвергнуть ренессансную культуру во всех ее формах, от классического светского искусства до фривольнонепристойной драмы, и построить республику благочестия и добродетели. Во время карнавала 1496 г. Савонарола устроил "сожжение сует"  в огонь летели такие орудия греха, как парики, неск-ром ная одежда и непристойные книги.
Некрое время позиция Савонаролы оставалась неуязвимой, однако потом его проповеди уже не имели прежнего успеха. Благодаря своей бескомпромиссности он нажил много врагов и вступил в конфликт с папой Александром VI. Савонарола не реагировал на многочисленные предупреждения и в конце концов был отлучен. Затеянное францисканцами "испытание огнем" не состоялось, что послужило его дискредитации. Флорентийское правительство обвинило его в измене, и Савонарола был казнен. Многие ранние протестанты в частности, Лютер и Беза  видели в Савонароле мученика за Евангелие.
R.G. Clouse (пер. Ю. т.)
Библиография: R. Ridolfi, The Life of Girotamo Savonarola; D. Weinstein, Savonarola and Florence: Prophecy and Patriotism in the Renaissance.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Савонарола, Джироламо
1452 - 1498) - знаменитый флорентийский проповедник, действовавший во Флоренции в бурную эпоху борьбы между старой республиканской знатью ("бешеные"), разбогатевшей торговой буржуазией, сторонниками деспотического правления Медичи ("серые") и партией обедневших ремесленников ("?лаксы"?. Интересы этих последних и представлял Савонарола. Он начал свою деятельность в правление Лоренцо Медичи, при котором Флоренция сделалась средоточием воскресшей языческой культуры, расточительной роскоши и легкомысленного веселья. Савонарола громил в своих проповедях языческие обычаи и распущенность и призывал к покаянию и очищению нравов. В 1494 г., когда к Флоренции подошли французские войска и Медичи были изгнаны из Флоренции, Савонарола, не занимая никакой официальной должности, стал фактическим диктатором восстановленной республики. Им был проведен целый ряд мероприятий в интересах беднейшего населения (закон против ростовщиков, учреждение заемного банка, замена земельного налога - подоходным). Под руководством Савонаролы с 1494 г. по 1498 г., Флоренция представляла собою теократическую республику, верховным главой которой признавался Иисус Христос. Из города веселья Флоренция превратилась в город покаяния. Савонарола беспощадно преследовал всякое проявление мирского легкомыслия и сжигал на очистительных кострах предметы роскоши, соблазнительные книги и картины, не останавливаясь перед уничтожением замечательных произведений искусства.
Проповеди Савонаролы в этот период его деятельности направлялись, главным образом, против папской власти, распущенной жизни и привилегий высшего духовенства. Этой стороной своей деятельности Савонарола является предтечей реформации (см. прим. 190). Во главе врагов Савонаролы стал папа Александр VI Борджиа, и в 1498 г. Савонарола был осужден за ересь и казнен. /Т. 20/

Источник: Исторический справочник русского марксиста

Савонарола, Джироламо

(21 сент. 1452 – 23 мая 1498) – итал. проповедник и религ.-политич. реформатор. С 1491 – приор флорентийского монастыря Сан-Марко. Обличая в своих проповедях продажность и развращенность духовенства и папского двора, С. требовал от верующих и клира искренности и простоты; в монастыре восстановил обет нищеты. Проповеди С. послужили толчком к свержению тирании Медичи во Флоренции в 1494; по предложению С. были проведены нек-рые демократич. реформы, а также реформа нравов: у частных лиц конфисковывались предметы роскоши, книги и произв. иск-ва вольного содержания и публично сжигались на кострах. Отлученный от церкви в 1497, С. был арестован папскими агентами и после трех инквизиц. процессов казнен. Осн. лит. наследство С. составляют: ряд богословских трактатов, опубл. при жизни политич. трактат "Об управлении Флоренцией" ("Tractato circa el reggimento e governo della citt? di Firenze", Florence, [1498]; nuova ed., Torino, 1954) и четыре филос. трактата, опубл. после смерти С. как единое соч. – "Краткое изложение философии, морали, логики, разделение и достоинства всех наук" ("Compendium totius philosophie ... nunc primum in lucem editum", Venetius, 1534). Придерживаясь в целом аристотелизма в интерпретации Фомы Аквинского, в учении о морали, С. приближался в то же время к идеям неоплатоников; был в тесном контакте с нек-рыми членами платоновской Академии во Флоренции (влияние Фичино и Пико делла Мирандолы на С. заметно, в частности, в его учении о свободе воли). Для понимания мировоззрения С. очень важен его предсмертный трактат – написанные в тюрьме накануне казни "Размышления о XXX псалме" ("Expositione ... sopra il psalmo. In te domine speraui", Modena, [1498]), где в полемике с эпикурейской философией сопоставляются доводы верующего и аргументы атеиста, высказывающего сомнения в бессмертии души. Соч.: Prediche italiane ai Fiorentini, v. 1–4, Perugia–Venezia, 1930–35; Il trionfo della croce, Mil., 1939; Le lettere, Firenze, 1933; Prediche sopra l´Esodo, v. 1–2, Roma, 1955–56. Лит.: Осокин ?. ?., С. и Флоренция, [Каз., 1865]; Виллари П., Д. С. и его время, пер. с итал., т. 1–2, [СПБ], 1913; Ridolfi R., Vita di G. Savonarola, v. 1–2, Roma, 1952; Klein R., Le proc?s de Savonarole, [P., 1957]; Mounin G., Savonarole, [P.], 1960; Garin ?., Girolamo Savonarola: Ricerche sugli seritti filosofici di Girolamo Savonarola, в его кн.: La cultura filosofica del Rinascimento italiano, Firenze, 1961, p. 183–212; Klein R., La derni?re m?ditation de Savonarole, Biblioth?que d´Humanisme et Renaissance, t. 23, Gen?ve, 1961, p. 441–48; Goukowski M., R?ponse ? M. Robert Klein, там же, t. 25, Gen?ve, 1963, p. 222–26; Ferrara M., Bibliographie savonaroliana..., Firenze, 1958. Л. Брагина. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
615.96 кб

Гвиттоне д'Ареццо и Джироламо Савонарола: поэзия vs. проповедь

Топорова А. В.
В настоящей статье предлагается сопоставительный анализ творческого пути двух, казалось бы, очень разных представителей итальянской культуры: средневекового поэта Гвиттоне д'Ареццо и проповедника эпохи раннего Возрождения Джиролам
Читать PDF
3.93 мб

Интерпретация идеи «Общего блага» в проповедях Джироламо Савонаролы

Тельменко Елена Павловна
Статья посвящена социально-экономическим и духовным аспектам толкования принципов «общего блага» флорентийским пророком и реформатором Джироламо Савонаролой.
Читать PDF
6.08 мб

Джироламо Савонарола и начало политической реформы во Флоренции 1494 г

Тельменко Елена Павловна
В статье анализируется взаимосвязь между участием в политической реформе во Флоренции конца XV в. Джироламо Савонаролы и его пророческой миссией, а также идеями по духовному реформированию Церкви и общества.
Читать PDF
18.30 мб

Образ «Истинной вдовы» в трактате Джироламо Савонаролы «Книга жизни вдов»

Тельменко Елена Павловна
Одна из значимых проблем флорентийского общества XV в. существенная доля вдов среди городского населения.
Читать PDF
267.69 кб

Духовные наставления в письмах Джироламо Савонаролы к женщинам Флоренции кон. XV в

Тельменко Е.П.
В конце XV в. ведущим проповедником и признанным духовным лидером Флоренции становится доминиканец Джироламо Савонарола.
Читать PDF
295.56 кб

Джироламо Савонарола и проблемы реформирования социально-экономической жизни Флоренции конца ХV века

Тельменко Елена Павловна
В городской среде Флоренции конца XV в. появляется потребность в поиске путей и неких идеологических импульсов для преодоления состояния неуверенности и застоя в производстве.

Найдено книг по теме — 1