языческий праздник в Древнем Риме, во время которого хозяева и господа менялись местами, этические и социальные запреты отменялись, иерархии переворачивались.
Сатурналии
Сатурналии
Источник: Философия политики: глоссарий
САТУРНАЛИИ
в Др. Риме -ежегодный праздник в честь Сатурна, к-рый приходился на период зимнего солнцестояния (вт. пол. декабря) и длился несколько дней. В память о существовавшем якобы в царствование Сатурна в Италии всеобщем равенстве рабы в дни С. уравнивались в правах с господами, нередко господа прислуживали рабам. С превращением христианства в гос. религию Римск. империи С. были запрещены.
Источник: Атеистический словарь
САТУРНАЛИИ
(лат. saturnalia) - празднества в Др. Риме, посвященные Сатурну. С. проводились ежегодно с 17 дек. и длились неделю. По жребию выбирался «царь Сатурналий» с неогранич. властью на время праздника. В «воспоминание» о мнимом «золотом веке» Сатурна прекращались работа и учеба, господа прислуживали своим рабам, везде устраивались пиры, игры, люди делали друг другу подарки, на улицах совершались карнавальные шествия, с песнями, сложенными древним, т. н. сатурническим размером, и плясками ряженых. Всюду царило необузданное веселье. Обычай веселого праздника с переодеваниями, песнями и подарками был воспринят христианами и стал составной частью новогодних празднеств.
Сатурналии
Сатурналии (Saturnalia) или Кронии – у древних римлян праздник в честь Сатурна, с именем которого жители Лация связывали введение земледелия и успехи первоначальной культуры. Праздник приходился на последнюю половину декабря – время, когда приходили к концу земледельческие работы и всякому хотелось отдохнуть и повеселиться по случаю окончания жатвы. Во время С. общественные дела приостанавливались, школьники освобождались от занятий, преступников возбранялось наказывать. Рабы получали в эти дни особые льготы: они освобождались от обыденных трудов, имели право носить pilleus (символ освобождения), получали позволение участвовать за общим столом в одежде господ и даже принимали от них услуги. Общественное празднество начиналось жертвоприношением перед храмом Сатурна на форуме; затем устраивалось религиозное пиршество, в котором принимали участие сенаторы и всадники, одетые в особый костюм. В семьях день начинался с жертвоприношения (закалывали свинью) и проходил в веселье, причем друзья и родственники обменивались подарками. Улицы были запружены народными толпами; всюду раздавались восклицания Jo Saturnalia (это называлось clamare Saturnalia). Обрядовая сторона празднества имела исконный римский характер, хотя с 217 г. были введены лектистернии и обычай стоять с непокрытой головой во время жертвоприношения. По мнению Марквардта, праздник рабов, которые в эти дни как бы уравнивались в правах с господами в воспоминание существовавшего при Сатурне всеобщего равенства, был освящен тем же предписанием Сивиллиных книг, как и учреждение лектистерний. Праздничные развлечения продолжались в течение нескольких дней (в конце Республики – 7). В числе праздничных подарков фигурировали, между прочим, cerei (восковые свечи) и sigillaria (сделанные из терракоты или теста фигурки). Первые служили символом того, что праздник Сатурналий приходился на время зимнего солнцестояния (bruma); вторые являются пережитком обряда жертвоприношения Сатурну. Н. О.
Источник: Энциклопедия классической греко-римской мифологии. 2015 г.