Бытие-Знание-Блаженство – триада, воплощающая в индуистской философиы наивысшую идею Бога. Это сущность бытия, знания и блаженства. Если Бог есть Душа всех душ и природы, то сат-чит-ананда – единственное состояние Души, а все, что мы видим вокруг себя, – ее проявления. Даже смерть есть проявление «сат» – бытия, существования. Любое знание, включая невежественное, суть проявления «чит» (различие лишь в степени проявленности). Любые наслаждения – проявление высшего блаженства, «ананды». Таким образом, сат-чит-ананда находится в сердце вещей. С точки зрения веданты, каждый человек может открыть это для себя.
САТ-ЧИТ-АНАНДА
САТ-ЧИТ-АНАНДА
санскр. saccidananda — реальностьсознание-блаженство) — традиционное ведантистское определение высшего Брахмана. С точки зрения адвайта-веданты Шанкары этот Брахман по сути своей лишен каких бы то ни было свойств или атрибутов (ниргуна-брахма), а это значит, что мы имеем дело не с тремя разными характеристиками, но с собственной природой (сва-рупа) Брахмана. В силу несовершенства и ограниченности вербального знания нам приходится употреблять три разных слова, тогда как все они метафорически описывают одну и ту же сущность. По словам Шанкары, «сознание — его собственная вечная природа, подобно тому как свет и жар [составляют собственную природу] огня. Ибо нет здесь разделения на качество и его носителя» (Комментарий на «Брахма-сутры», 11.3.29). В позднейших вишнуитских направлениях веданты, в частности в вишишта-адвайте Раманудяси, тройственное определение обозначает как раз свойства, или модусы проявления, Брахмана, иначе говоря, он рассматривается как реальный и вечно блаженный Бог-творец Ишвара, выступающий субъектом познания и действия, наделенный множеством благих качеств. Ведантистская триада сат-чит-ананда может быть соотнесена с неоплатонической триадой (сущее-духжизнь), напр. у Прокяа, где каждый из трех элементов объемлет собою два других.
Н.В.Исаева
Н.В.Исаева
Источник: Новая философская энциклопедия