Буддийская секта, отделившаяся от древа Стхавиравада в эпоху императора Ашоки (III в. до н.э.) и породившая три других секты хинаяны: Саутрантики, Муласарвастивады и Дхармагуптаки.
САРВАСТИВАДА
Сарвастивада
Источник: Словарь религий, обрядов и верований
САРВАСТИВАДА
(санскр. sarva-asti-va–da, тиб. thams cad yod par smra ba, учение о том, что все [дхармо-частицы] существуют) — школа буддизма Малой колесницы (Хинаяна), возникшая, по-видимому, в III в. до н. э. и внёсшая огромный вклад в развитие буддийской философии Абхидхармы. Как минимум шесть ответвлений (подшкол) С. развивали различные стороны хинаянской философии в её двух основных направлениях — вайбхашике и саутрантике. Благодаря полемике их представителей как между собой, так и с мыслителями Великой колесницы, буддизм получил в наследство сложнейшие системы философских знаний: онтологии, эпистемологии, этики, сотериологии и др.
САРВАСТИВАДА
санскр., в будд. традиции «те, к - рые проповедуют учение о том,что все существует» (сарвам асти), иначе хетувада — «проповедующие причину») - одна из школ стхавиравады. Основателем С. считается архат Катьяянипутра, к-рый провозгласил на сангити в Паталипутре (на т. н. 3-м Всебуддийском Соборе, ок. 244 до н.э.) идею сарвам асти (все существует) . Впоследствии разногласия между С. и стхавиравадой усугубились тем, что первые в качестве сакральных признавали лишь тексты Абхидхарма-питаки, в то время как вторые апеллировали гл.обр. к Сутра-питаке. Целиком канон С. был записан на 4-м сангити, к-рый состоялся в Кашмире под эгидой царя Канишки (1—2 вв. н. э.). С потерей влияния стхавиравадинов в Индии (1 в. н. э.) сарвастивадины становятся здесь главными оппонентами последователей махаяны. Основу воззрений С. составляло учение о перманентной реальности всех дхарм. Сакральным языком школы был санскрит, символами — цветок лотоса, драгоценность-чандмань, лист дерева бодхи и зонтик. Цвет - черный или темно-красный. Одеяния сарвастивадинов состояли из 25 - 29 окаймлений. Их имена обычно оканчивались на «митра», «шри», «прабха», «кирти», «бхадра». Сарвастивадины пользовaлиcь репутацией эрудитов, предсказателей и проповедников дхармы Будды. Расцвет школы падает на период правления царя Канишки, к-рый был ее ревностным почитателем. В это время формируются многочисл. духовные центры этой школы в районах Матхуры, Паталипутры, Таксилы, Кашмира, Гандхары, Шравасти,Сарнатха, Бактрии. Во 2 -3 вв. н.э. С. проникает в Китай и Цен.Азию, а также и в отдельные районы Памира. Л. Р. Фурцева
Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь
САРВАСТИВАДА
санскр. sarvastivada, букв. — учение о том, что все существует) — одна из 18 школ раннего буддизма, а также комплекс доктрин этой школы. Поскольку сведения о сарвастиваде черпаются из более поздних источников, точно не известно, к какой именно ветви первоначального буддизма она принадлежала: махасангхикам или стхавирам. Сарвастивадины отмежевались как от тех, так и от других на 3-м буддийском соборе при царе Ашоке (ок. 244), когда Катьяянипутра, называемый основателем школы, провозгласил: «Все существует» (sarvam asti), имея в виду все дхармы: прошлые, настоящие и будущие. Разработанная сарвастивадинами концепция дхарм должна была объяснить действие закона кармы на протяжении всех перерождений личности. Представителями школы называют также Васубандху, Васумитру (вполне вероятно, что их было несколько), Дхармашри, Гхошаку, Упашашу и Дхарматрату. Наибольшее распространение школа получила на северо-западе, от Матхуры до Афганистана и пустынь в Центральной Азии, но с ее догматикой были знакомы в Восточной и Южной Индии, она пользовалась влиянием в Индонезии и Китае. Философские идеи сарвастивадинов были восприняты школой саутрантиков и махаяной. Сарвастивада разделилась на саутрантиков и муласарвастивадинов, последние и сохранили до 9 в. идеи материнской школы.
Канон сарвастивадинов был завершен, по преданию, во время правления Канишки (2 в.) и частично сохранился на санскрите, полностью — в тибетских и китайских переводах. Абхидхарма сарвастивады была обязательным предметом не только в ее центрах Пурушапуре (Пешавар) и Валабхи (Катхиявар), но и в махаянских учебных центрах. Отличительными особенностями канона являются включение «четвертой корзины», Кшудрака-питака, пространных комментариев на Абхидхарма-питаку и исключение признанного неканоническим сочинения Дхармапады.
Н. А. Панаева
Канон сарвастивадинов был завершен, по преданию, во время правления Канишки (2 в.) и частично сохранился на санскрите, полностью — в тибетских и китайских переводах. Абхидхарма сарвастивады была обязательным предметом не только в ее центрах Пурушапуре (Пешавар) и Валабхи (Катхиявар), но и в махаянских учебных центрах. Отличительными особенностями канона являются включение «четвертой корзины», Кшудрака-питака, пространных комментариев на Абхидхарма-питаку и исключение признанного неканоническим сочинения Дхармапады.
Н. А. Панаева
Источник: Новая философская энциклопедия