САНСКАРЫ
САНСКАРА
(санскр. samska–ra, тиб.du byed, исполнение, силы и влияния прежних деяний) — 1) вспыхивающе-гаснущая дхармо-частица потока сознания, придающая ему энергию, десятки видов такого рода частиц буддийские аналитики Абхидхармы объединяли в особую группу (санскара-скандха); 2) эпитет кармы, в качестве второго звена цепи взаимозависимого происхождения (пратитья-самутпада) — действия, которые приводят к рождению в разных мирах сансары.
САНСКАРА
(исполнение, приукрашивание, обряд, ритуал) — в широком смысле этого слова: различные ритуальные действия, в т. ч. жертвоприношения, способствующие совершенствованию лица или предмета. В узком смысле слова под С. понимают обряды жизненного цикла, как, напр.: гарбхадхана (при зачатии), пумсавана (для обеспечения рождения мальчика), джатакарма (церемония в связи с рождением ребенка), намакарана (наречение имени), аннапрашана (первое кормление твердой пищей), чудакарана (первая стрижка), упанаяна (посвящение в ученичество), кешанта (первое бритье), самавартана (церемония завершения ученичества) и виваха (свадьба). Обычно речь идет о 16 С , но в разных текстах их число варьируется от 13 до 48, обряды, связанные со смертью и поминанием умерших (антьешти, шраддха), иногда не перечисляются среди основных С. В нек-рых случаях в понятие С. включаются многочисл. жертвоприношения, как домашние, так и шраута-ритуала, сопровождаемые, в части., возлиянием сомы. С. как часть ведийского ритуала в принципе предназначались лишь для трех высших варн, т. е. для "дваждырожденных ", и для них почти все они считались обязательными. Большинство С. включает такие общие обрядовые элементы, как подготовка сакрального участка для совершения церемонии, смазывание его коровьим навозом, окропление водой, устройство огненного алтаря и раскладывание вокруг него свящ. травы (куша или дарбха), призывы к богам вкусить порции очищенного топленого масла (гхи), одаривание брахманов (дакшина) и др. Выполнение осн. С. считается достаточным для рядового индуса, чтобы после смерти он достиг неба (сварга). Многие С. возникли в глубокой древности, нек-рые упоминаются в Ведах, эпосе, брахманах, однако были приведены в систему позднее—создателями грихья-сутр (сер. — вт. пол. I тыс. до н. э.).
А. Вигасин,
И. Котин
Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь
САНСКАРЫ
санскр. samskara) — многозначный и трудно переводимый термин санскритских текстов, среди значений которого наиболее важны два, со взаимоотрицающими смысловыми основами: 1) санскары в значении «деланий», «очищений», «усовершенствований» (отсюда и сам термин «санскрит» — «сделанный» грамматистами язык), т. е. результатов целенаправленной деятельности — главные домашние обряды, через которые должен был пройти «дваждырожденный» (представитель первых трех варн), чтобы быть «хорошо отделанным» для прохождения основных этапов жизни и подготовленным для лучшего следующего рождения в соответствии с верой в «закон кармы». Истоки санкскар-обрядов восходят уже к поздневедийскому периоду, но систематизируются только на стадии специальных ритуальных текстов — грихьясутр и дхармасутр (ок. сер. 1 тыс. до н. э.) и дхармашастр. Число предписываемых санскар варьируется от 12 до 40. Наиболее устоявшейся считается схема 16 основных обрядов, в результате которой вся жизнь «дваждырожденного» осмысляется как единый цикл жертвоприношений. Среди них три санскары совершаются для человека еще до его рождения: обряды, призванные обеспечить благополучное зачатие (гарбхадхана), обеспечить рождение именно мальчика (пумсавана), разделение волос будущей матери (симантоннаяна) — ради отогнания злых духов. Шесть санскар совершаются над родившимся ребенком: церемония в связи с самим рождением (джатакарма), наречение имени (намакарана), первый вынос на улицу (нишкрамана), обряд первого кормления (аннапрашана), церемония стрижки (чудакарана), обряд прокалывания ушей (карнаведха). Пять обрядов «совершенствуют» человека во время обучения: начало изучения алфавита (видьярамбха), главный обряд инициации, «нового рождения» (упанаяна), начало изучения Вед (ведарамбха), бритье бороды (кешанта) и обряд омовения в конце ученичества (снана). Оставшиеся санскары связаны со свадебным обрядом (виваха) и с «последним жертвоприношением» похорон (антьешти); 2) санскары в противоположном значении — подсознательных, инерционных механизмов психики (инерционное движение физического тела также называется санскара) — составляют понятие, исследовавшееся теоретиками йоги. Вьяса, автор «Йога-бхашьи» (6 в.) — нормативного комментария к сутрам йоги, понимает их как бессознательные отпечатки-остатки предшествующих действий (совершенных в этой и прошлых жизнях), которые определяют память (типично инерционное явление) и в свою очередь обусловливаются ею (IV.9). Помимо санскар как причин памяти и аффектов в виде бессознательных следов в сознании, различались и другие — причины созревания плодов кармы в виде дхармы к ее противоположности (III. 18). Санскары оказывают значительное воздействие на ориентацию индивида, т. к. прошлый опыт удовольствий создает расположенность к ним, а опыт страданий — к страданиям, но оба фактора обусловливают предрасположенность к действиям, а санскары как таковые заставляют человека мыслить: «Я есмь», «Это — мое», «Я знаю» и т. д., а значит, отождествлять духовное начало с тем, что ему непричастно (11.15, IV.27). Санскары находятся в разных режимах активности, и более выявленные подавляют более латентные. Хотя в целом они обусловливают пребывание в сансаре, составляя один из механизмов «закона кармы», среди них есть более благоприятные, препятствующие иным, более аффектированным. Фактически учение о санскарах было принято всеми школами индийской философии, тематизировавшими учение о карме. Часто приводимые в научной и полунаучной литературе аналогии между санскарами и фрейдовским «бессознательным» не лишены основания, но лишены точности, ибо во втором случае (даже в юнговской интерпретации) отсутствует учение о механизме действия «закона кармы».
Лит.: Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды (обычаи). М., 4982; Классическая йога («Йога-сутра» Патанджали и «Вьяса-бхашья»), пер. с санскрита, введение, комментарий и реконструкция системы Е. П. Островской и В. И. Рудого. М., 1992.
В. К. Шохин
Лит.: Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды (обычаи). М., 4982; Классическая йога («Йога-сутра» Патанджали и «Вьяса-бхашья»), пер. с санскрита, введение, комментарий и реконструкция системы Е. П. Островской и В. И. Рудого. М., 1992.
В. К. Шохин
Источник: Новая философская энциклопедия