САНЬЛУНЬ ШКОЛА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Школа саньлунь
(кит. саньлунь цзун). «Школа трех трактатов». Основана в V—VI вв. Проблема исследований: пустота, пустотность мира (кит. кун сюй, сюй кун, кун). Аналог индийской школы мадхьямика. Учение содержит доктрины пустотности дхарм (кит. фа), взаимообусловленности их существования, наличия двух истин, относительной и абсолютной, срединного пути (кит. чжун дао). Допускается возможность быстрого, внезапного, спонтанного просветления (кит. дунь у, юань дунь) или обретения нирваны (кит. непань). Утверждается, что истина абсолютная постигается только через интуицию.

Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003

САНЬЛУНЬ ШКОЛА
Саньлунь цзун— «школа трех шастр») — китайская буддийская школа мадхьямики. Название связано с опорными текстами, авторство двух из которых («Чжун лунь» — «О срединном видении» и «Шиэр мэнь» — «О двенадцати вратах») приписывается Нагарджуне (Луншу, 2—3 вв.), третьего («Бай лунь» — «Рассуждение в ста стихах») — его ученику Арьядеве (Типо, 3 в.), а заслуга их перевода на китайский язык — Кумарадживе (Цзюмолоши, 4— 5 вв.). Основателем школы считается Цзицзан (549—623), предки которого, возможно, были выходцами из Парфии. Основы доктрины школы были изложены им в трактате «Сокровенный смысл трех шастр» («Сань лунь сюань и»), всего же ему принадлежит свыше 40 произведений (сохранилось 27). Следуя в русле учения о «пустотности» всех вещей

Источник: Новая философская энциклопедия

САНЬЛУНЬ ШКОЛА
Сань-лунь цзун - "школа трех трактатов". Одно из направлений буддизма махаяны, онтологич. связанное с доктриной мадхьямики (см. Буддизм). Назв. получила от трех соч.: "Мадхъямика-карикас" ("Чжун лунь", или "Чжун гуань лунь"- "О срединном видении"), "Двадаша-мукхашастра" ("Шиэр мэнь лунь"- "Шастра о двенадцати вратах") и "Шата шастра" ("Бай лунь" - "Шастра в ста стихах"). Два первых созданы, по преданию, Нагарджуной, к-рый считается первопатриархом С.ш.; "Бай лунь" предположительно написан его учеником Арьяведой. Эти тексты стали известны в Китае в переводе и ред. Кумарадживы (4- 5 вв.), его ученик Сэнчжао был их активным распространителем. В гос-ве Лян (502 - 57) данное направление получило одобрение императора Лянского У-ди. Монахом Саньланем в 512 была образована школа Шэлин сянчуань ("Преемственность в горах Шэ"), на основе к-рой Цзицзаном (549 - 623) создана С.ш. В соч. Цзицзана "Сань лунь сюань и" ("Сокровенный смысл трех трактатов") и др. даны осн. положения учения С.ш., ставшие впоследствии канонич. Учение С.ш. основано на доктринах шуньявады (см. Буддизм). Согласно им, существование всех вещей и явлений подчиняется принципам "причинности" (юань ци [2]), концепция к-рой, в отличие от тхеравады (см. Буддизм), утверждает нереальность отдельно взятых единичностей - дхаом (см. Фа [1], п. 2), к-рые существуют лишь относительно друг друга, из чего выводится положение об их "пустотности" (кун, син кун, санскр. шуньята). Осн. концепция С.ш. включает три взаимосвязанных элемента: "устранение ложного и выявление истинного" (по се сянь чжэн), "учение о двух истинах" (чжэнь су эр ди), "срединный путь восьми "не" (ба бу чжун дао). Ложными считаются попытки анализа или признание существования единичного. По С.ш., в отличие от др. буд. школ, "устранение ложного" и "выявление истинного" происходят одновременно. "Две истины" - "мирская" и "абс." как два уровня и этапа познания не могут существовать одна без др. (см. Эр ди). Цзицзан выделил три уровня (вида) каждой из "двух истин" (сань чжун эр ди). В "мирской": утверждение "наличия" (ю, см. Ю - у); утверждение "наличия" и "отсутствия" (у [1]); утверждение и отрицание как "наличия", так и "отсутствия". В "абс.": утверждение "отсутствия"; отрицание как "наличия", так и "отсутствия"; ни утверждение, ни отрицание как "наличия", так и "отсутствия". В нек-рых соч. Цзицзана добавлялся четвертый уровень (сы чжун эр ди): в "мирской истине" это объединение двух первых уровней "мирской" и "абс." истин, в "абс. истине" - отрицание отрицания "неналичия" и "неотсутствия". Каждый уровень "абс. истины" отрицает соответствующий уровень "мирской", каждая последующая "абс. истина" - это предыдущая "мирская". "Срединный путь восьми "не" означает, что "тысяча вещей не рождаются и не исчезают, не постоянны и не прерываются, не едины и не различны, не приходят и не уходят". С.ш. проповедует возможность "спасения" всех живых существ, допуская и моментальное "просветление" (у [4]), однако считает, что быстрота обретения нирваны (см. Непань) не одинакова в каждом конкретном случае. С.ш. оказала значит, влияние на становление буддизма в Китае, стала одной из осн. буд. школ в Японии (с 7 в., Санрон сю). **Хуан Ганьхуа. Саньлунь цзун // Чжунго фоцзяо (Кит. буддизм). Т. 1. Пекин, 1980; Chen K. Truth and Logic In San-lun Madhyamika Buddism // International Philosophical Quarterly. 1981. Vol. XXI. №3. А.А. Маслов

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь