(санскр. Sangitiparyaya — «Порядок спевки») — второй по древности абхидхармический (схоластический) текст, принадлежащий школе сарвастивадинов (после «Дхармаскандхи»)у являющийся комментарием к «Сангити-сутре» и датируемый 3 в. до н.э. «С.» выстроена по характерному для классического буддизма принципу организации предметов учения по числовым группам в восходящем порядке. Калькулируемые топики располагаются в десяти главах, начиная с «монад» и завершая «декадами».
В рамках этих числовых индексов представлен широкий круг понятий и классификаций этического содержания.
В гл. 2 в числе «диад» представлены оппозиции: бесстыдство и беспечность — скромность и внимание; угрюмость и неразборчивость в друзьях — обходительность и разборчивость; безудержность в проявлении эмоций и в пище — сдержанность и в том, и в другом; несостоятельность в «практике» и в «теории» - основательность, а также «чистота» и в том, и в другом. Здесь же выделяется искусность в различении пяти пороков и в избежании их. К ним относятся: прелюбодеяние, оставление общины, «естественное падение», «падение» и проявления злобы. К числу «парных» добродетелей составители «С.» относят честность и мягкость, а также терпение и доброжелательство.
В группе «триад» гл. 3 представлена оппозиция трех «корней» зла (см. Акушала) — желание, ненависть и «ослепление» — и трех «корней» добра (см. Кушала) — бесстрастность, благожелательность и «разумение». Противопоставляются три неблагие интенции сознания — чувственность, злоба и насилие и три благие — мироотрицание, беззлобие и ненасилие, дурное поведение — телом, словом и мыслью и благое — теми же «средствами». Три дурных «огня» — те же желание, ненависть и «ослепление», три благих — «огни» достойного реципиента пожертвований, даров и домохозяина. Нравственное поведение (шила) участвует в двух первостепенно важных триадах: в «тренинге», где за ним следуют по порядку познание и мудрость, и в «практике», где оно предваряет медитативную сосредоточенность и мудрость. Согласно гл. 4, основные компоненты всего буддийского учения суть: нравственные предписания, медитативная сосредоточенность, мудрость и «освобождение». «Тетрада» правильного усилия — избежание зла, предотвращение его, порождение добра и развитие последнего, «безграничных состояний» — сорадование (см. Майтри), сострадание (см. Каруна), симпатия и бесстрастность. Все возможные действия классифицируются по классической тетралемме как благие, неблагие, смешанные и ни те, ни другие.
В числе неодобряемых привязанностей - привязанность к чувственным удовольствиям, ложным взглядам, предписаниям и обрядам, а также к вере в Я. Четыре «узла» (к-рые стремящийся к «освобождению» должен «разрубить») - желание, злоба, та же привязанность к предписаниям и обрядам и, наконец, вера в «идею, что есть что-то истинное» и привязанность к ней. Четыре «ложных пути» обусловлены вожделением, ненавистью, «ослеплением» и страхом. «Тетраде» дурной речи — ложь, поношение, грубость, празднословие - противопоставляется воздержание от всех этих пороков.
В гл. 5 калькулируются источники закабаления монаха (см. Бандха): пристрастие к собственной персоне, к удовольствиям, к общению, потеря интереса к изучению дхармы и удовлетворенность малым «продвижением». От них отделяются пять «оков» нижнего мира — жажда удовольствия, злоба, вера в свое Я, привязанность к предписаниям и обрядам и колебания ума, а также «оковы» высшего мира — привязанность к формам, к «бесформенности», эйфория, гордость и отсутствие истинного знания. Среди пяти потерь, к-рые может переживать индивид, названы потери родственников, собственности, здоровья, нравственного поведения и собственных взглядов. Гл. 6 систематизирует шестиричные конфигурации. Шесть факторов, ведущих к освобождению, это избавление от злобы, насилия, отвращения, привязанности к чувственным удовольствиям, от предрассудков и веры в свое Я. Основания же благонамеренной жизни монаха — доброта в делах, словах, мыслях, желание разделить полученное с другим, следование нравственным предписаниям и поведение в соответствии с «правильными взглядами». Нравственное включается и в шестерку вещей, о к-рых следует помнить - наряду с Буддой, учением, общиной, отвержением мира и богами.
С нравственной т.з. различаются и шесть типов людей: люди низкого происхождения, совершающие низкие дела; люди низкого происхождения с хорошими делами; дурные люди, не участвующие ни в добрых, ни в злых делах; добрые люди, совершающие дурные дела; добрые люди, совершающие добрые дела; добрые люди, воздерживающиеся и от тех, и от других дел.
В гл. 7 среди семи «сокровищ» названы вера, нравственное поведение в целом, добродетели застенчивости и скромности, желание познания буддийского учения, отречение от мира и мудрость. Те же две добродетели попадают в список семи добрых качеств, в к-ром они предваряются верой и в к-ром за ними следуют мужество (см. Вирья), внимание, медитативная сосредоточенность и мудрость. Пороки же включаются в «индекс» семи скрытых диспозиций сознания, в числе к-рых чувственная страсть, вражда, жажда хорошего будущего рождения, самомнение, отсутствие истинного знания, наличие ложного знания «и сомнения. Лит.: Lindtner СИ. Sarigitiparyaya // Encyclopedia of Indian Philosophies. Vol.VII. Abhidharma Buddhism to 150 A.D. / Ed. by K.H.Potter, R.E.Buswell, P.S.Jaini, N.R.Reat. Delhi: Motilal Banarsidass Publishers Private Limited, 1996. P. 203-216. В.К.Шохин