санскр.) - буддистсjая община, устроенная как монастырское общежитие.
Сангха
Сангха
Источник: Философия политики: глоссарий
САНГХА
Буддийская община, одна из Трех драгоценностей буддизма; первоначально — община первых учеников Шакьямуни (Ананда, Кашьяпа, Маудгальяяна и др.).
Источник: Буддизм. Энциклопедия.
Сангха
В буддизме община верующих, основанная самим Буддой и включающая в себя четыре категории (парисады) членов: монахи (бхикшу), священнослужители (бхикшуни), миряне-мужчины (упасаки) и миряне-женщины (упасики).
Источник: Словарь религий, обрядов и верований
Сангха
будд.) – «группа», «собрание» – буддийская община, одно из трех сокровищ буддизма (другие два – Будда и Дхарма) Первоначально С. называли совокупность учеников Будды Шакьямуни, в последующие времена ее членом мог стать каждый, кто принес определенные обеты. К числу членов С. могли относить и мифических персонажей.
Источник: Мифологический словарь
САНГХА
(санскр. sangha, тиб. dgedun, объединение, общество) — община буддийских монахов (бхикшу) или монахинь (бхикшуни), которые чтут Закон (дхарму) Просветлённого (Будда) и у которых миряне ищут покровительства, защиты от страданий и бед. С. является одной из Трёх драгоценностей буддизма. В раннем буддизме существовало понятие «святой общины», состоящей только из буддийских святых четырёх категорий (от шротапанны до архата). Это понятие сохранилось в тхераваде. В широком смысле С. — это все буддийские монахи мира, а в узком — монахи определённого направления, школы, монастыря, храма, придерживающиеся единого устава (пратимокша). Обычная С. состоит из практикующих, ещё не пришедших к освобождению, но стремящихся к нему и с этой целью принимающих прибежище. В Ваджраяне в С. включаются дакини и дхармапалы (см. Дхармапала1). В Махаяне и Ваджраяне, где соблюдение устава пратимокши не является непременным условием вступления на Путь, С. — это также группа мирян или йогинов и йогинь, вместе выполняющих практики одной и той же школы.
САНГХА
Упасампада. Обряд посвящения в буддийскую общину. Первоначально обряд вступления в общину (паббаджа, паббаджджа) был очень простым. Покидающему мирскую жизнь ради духовного спасения обривали голову, после чего он надевал оранжевую одежду, кланялся монахам и трижды повторял формулу о трех прибежищах или защитах: «Иду под защиту Будды, иду под защиту учения (дхарма), иду под защиту общины (сангха)». Проводилась проверка, не был ли вступающий убийцей или вором, не имеет ли тайных болезней и пороков, после чего он становился послушником (шраманера, саман ера). Наставник подготавливал его к обряду посвящения (упасампада), во время которого задавались вопросы о долгах и о многом другом. Посвящаемому должно было быть полных двадцать лет. Он был обязан иметь монашескую одежду и чашу для подаяний. После посвящения его курировал учитель, который кроме наставлений (шикша, упадеша) давал ему знания, объясняя учение. Обряд посвящения несколько различается в зависимости от школы, исторического периода и региона. Ученика называют шравака, сека, секха, шишья, чела, челака. Шравака (слушатель) — это тот, кто учится у других. Учеников разделяют на слабых (мриду), средних (мадхья) и сильных (тикша). Миряне, желающие стать буддистами, не вступая в общину, проходят упрощенный обряд, давая обязательства соблюдать пять основных нравственных правил (панча-шила, панча-сила), после чего мужчина считается последователем учения, буддистом (упасака), а женщина — последовательницей, буддисткой (упасика). В знак чистоты своих поступков, слов и помыслов посвященные надевают белые одежды. Миряне-буддисты входят в сангху в расширенном сс. понимании как сообщества буддистов. В этом значении термин «сангха» применяется в странах, где буддийские общины невелики, а монастыри отсутствуют.
Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003
САНГХА
сс. Множество. Союз. Совокупность. Община. Общество. Первую буддийскую общину сформировал Будда Шакьямуни. Она стала прототипом буддийских монастырей и общин в разных странах мира. Сангху считают одной из трех драгоценностей буддизма (триратна) и одним из трех прибежищ буддиста (тришарана, трисарана), наряду с самим Буддой и его учением (Дхарма). Первые буддисты были странствующими аскетами, живущими подаянием и слушающими проповеди Будды. В периоды муссонных дождей они собирались в пещерах, где устраивали диспуты, обучались ведению диалога, обменивались идеями и сведениями о новых учениях. Царь Бимбиеара подарил Будде бамбуковую рощу Велувана в Раджагрихе, и она стала постоянным прибежищем для его сторонников. Там были построены хижины, кладовые, помещения для собраний и др. Будда, как и другие монахи, продолжал собирать милостыню, молча, согласно традиции, протягивая свою чашу (патра), изготовленную из глины, дерева или камня. Пожертвования увеличивались. Сторонников учения становилось все больше. Богатый человек подарил Будде парк Джеватану в Кошале. В общине поддерживался строгий режим и порядок. Была введена должность эконома. Соблюдались нравственные правила. Разработанный устав четко регламентировал условия вступления в общину и правила поведения монахов. Махаджапати, сестра матери и мачеха Будды, вырастившая его, уговорила создать женскую группу. В общину вошли Ясодхира (Яшодхира), бывшая жена Будды, сын Рахула и другие родственники. Согласно уставу, в общине запрещалось есть в неурочное время, иметь украшения, употреблять опьяняющие напитки, проявлять жестокость, клеветать, кощунствовать, злиться, завидовать, совершать прелюбодеяния, разрушать созданное другими. Ежедневно проводились медитации, читались проповеди, изучалась литература. Записи велись на обработанных пальмовых листьях тростниковым пером (калама) при использовании чернил из сажи. Листья высушивались, обрезались, складывались стопкой между двумя дощечками и перевязывались, образуя книгу (пуста). Большое значение придавалось ежедневным покаяниям (каукритья). Раскаяние (анушайя) снимало чувство вины и укрепляло добрые намерения. Наставники (упадья, упадхья, упадхьяя) занимались с новичками и послушниками (шраманера, саманера). Учителя более высокого ранга (ачарья) работали с посвященными членами общины. Регулярно устраивались диспуты. Люди высокомерные (ауддхатья) с аффектированной психикой или с предпосылками к эффективности, например евнухи, в общину не принимались, как и те, кто не был свободен в своих действиях (рабы, государственные служащие) либо не мог выполнять все правила общинной жизни (калеки, больные старики). Принципы самодисциплины впоследствии вошли в кодекс, свод этических законов буддизма («Пратимокша»). Действия, приводящие к раздору в общине, стали считаться смертным грехом. Любой мог покинуть общину добровольно. Авторитет учения и общины продолжали возрастать и после смерти Будды. В общины вступали кшатрии, в том числе правители, цари (раджа) Ашока (III в. до н.э.) и Канишка (I—II вв. н.э.) оказывали буддийским общинам помощь и покровительство. Будда и буддисты были сторонниками просвещенной монархии, мудрого и сильного правителя, способного «повернуть колесо» (чакравартин) в интересах спасения человечества. Жизнь в общине вырабатывала особые черты, характерные для буддиста: уравновешенность, терпение, терпимость, самодисциплина, скромность, сострадательность, отсутствие стремления к самоутверждению, упорство в достижении цели и др.
Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003
САНГХА
санскр.. дословно «общество») — будд. община, членами к-рой являются монахи (биккху) или монахини (биккхуни). Термином С. можно обозначить всех будд. монахов в мире; монахов, принадлежащих к конкр. школе; монахов. проживающих в стране, в монастыре, в отшельничестве, в храме. Столь широкое употребление термина С. связано с тем, что все монахи и монахини обязаны жить по единым правилам Виная-питаки. Женских будд. общин очень мало. Так, даже в Шри-Ланке, где их больше всего, имеется ок. 20 женских монастырей, хотя всего на о-ве ок. 7 тыс. монастырей. Поэтому далее речь пойдет о мужских монастырях. Биккху — это нищенствующие монахи в канонич. толковании тхеравады, т. е. монахи, к-рые должны жить на подаяния верующих-мирян. Монахи-тхеравадины носят желтые или оранжевые одеяния. Монахини должны носить белые одежды. Монах не является священнослужителем, т. е. не выступает как посредник между мирянином и Буддой или богами. Функционеры в храмах обычно не монахи, а миряне. Мирянин становится монахом по своему желанию и пребывает в будд. общине столько, сколько хочет. По традиции монахом становятся не меньше чем на месяц, напр., на время отпуска, более краткое пребывание в С. считается неприличным. Из всех стран, где распространен буддизм, только в Шри-Ланке осуждается выход из будд. общины, т. е. большинство становятся монахами на всю жизнь. К.-л. установленных правил для вступления в С. не существует. Членом С. может стать каждый, независимо от пола, национальности, цвета кожи, касты, соц. положения;исключение составляют заразные и психич. больные, должники, военнослужащие. Все, кто надевает монаш. одежду, считаются равными, независимо от их происхождения и должности в мирской жизни. Монахом можно стать по достижении 20-летнего возраста, а членом С.— с б лет. Среди членов С. есть мальчики, послушники и монахи. Абсол. большинство мальчиков — из бедных семей, родители отдают их в монастырь в надежде, что они получат хорошее воспитание и научатся читать и писать, но им обычно приходится выполнять черную работу. Послушниками (саманера — сын аскета) становятся юноши в возрасте от 10 до 20 лет. Послушник обязан соблюдать 10 предписаний-запретов: 1) не убивать, 2) не воровать, 3) не прелюбодействовать, 4) не лгать,5) не употреблять спиртного,6) не есть после полудня, 7) не танцевать, не петь, не посещать зрелищ, 8) не носить украшений, не употреблять парфюмерии и косметики, 9) не пользоваться высокими и роскошными сиденьями, 10) не брать золота и серебра, изучать дхарму и Виная-питаку и готовиться к высшему посвящению (упасампада). По достижении 20-летнего возраста саманера посвящается в монахи, т. е. становится полноправным членом С. Обряд посвящения несложен, вступающий в С. трижды произносит несколько общеизвестных формул типа «я ищу убежища в Будде, я ищу убежища в дхарме, я ищу убежища в С.», а также отвечает на вопросы: не болен ли он проказой, чесоткой, не имеет ли фурункулов, астмы, не страдает ли эпилепсией, является ли он человеком, мужчиной, свободен ли, не имеет ли долгов, освобожден ли от военной службы, имеет ли согласие родителей, исполнилось ли ему 20 лет, есть ли у него котелок для подаяний и комплект монаш. одеянии, как его имя и, наконец, как имя его наставника. Посвященный в монахи обязан соблюдать 227 правил, изложенных в Пратимокше, а наиб. благочестивые монахи соблюдают и множество других правил, зафиксированных в текстах Виная-питаки. Правила Виная-питаки строже всего соблюдаются в Таиланде, где Виная-питака считается важнейшей частью Типитаки, в то время как в Шри-Ланке предпочтение отдается Сутта-питаке, а в Бирме — Абхидхарма-питаке. Для облегчения запоминания правила поведения монаха разбиты на 7 классов, или групп. Первая группа — это наиболее тяжелые проступки (их 4), за к-рые монах должен быть немедленно изгнан из С.: любое занятие сексом, воровство, обдуманное убийство человека, ложное утверждение монаха о том, что он наделен саерхъестеств. способностями. Вторая группа — это 13 тяжелых проступков, за к-рые , провинившийся должен нести покаяние перед общиной, в их числе — соприкосновение с женщиной в сладострастных целях;оскорбление женщины непристойными словами, разговор с женщиной на сексуальные темы, сводничество. Третья группа — серьезные проступки, связанные имуществом (их 32). Четвертая группа — проступки, требующие искупления (их 92). Пятая группа — проступки, требующие покаяния (не характерные для нынешнего времени).Шестая группа — проступки во время обучения, ведущие к ложным делам: (их 75). Седьмая группа — проступки, связанные с ложью. Несмотря на то, что 227 правил Пратимокши обязательны для любого монаха, практика и образ жизни будд. общин и монахов-отшельников многообразны. Но и эти различия обязательно аргументируются ссылками на жизнь Будды и его учеников. Поэтому исследователь буддизма находится в сложном положении: бирм. монахи уверяют, что истинный буддизм только в Бирме, тайские монахи — в Таиланде, сингал.— в Шри-Ланке, городские монахи ставят на первое место знание канонич. текстов, сельские — практику, странствующее монахи — миссион. деятельность и т. д. И каждый собеседник приводит примеры из жизни Будды или его ближ. учеников. Распорядок дня будд. общины обусловлен правилами Виная-питаки: подъем с восходом Солнца, отход ко сну с наступлением темноты. Принимать еду можно только в пер. пол. дня; обычно монахи едят дважды: ранним утром и с 11 до 12 часов дня. Все свободное время монахи должны учиться, читать свящ. тексты, заниматься медитацией. Помимо этого монахи принимают участие в многочисл. церемониях, беседуют с верующими, в нек-рых монастырях выполняют хоз. работы. Монахи, желающие сделать карьеру в духовной иерархии, изучают санскрит и пали и запоминают дословно свящ. тексты. Монах старается запомнить как можно больше текстов, т. к. степень его знания и компетентность в учении Будды определяются суммой выученных текстов и комментариев к ним. Прилежный монах после 10 лет пребывания в С. и приобретения определенной суммы знаний получает соответствующую степень, которая в разных странах будд. мира имеет разные названия. Еще через 10 лет обучения им присваивается следующая степень. Многие авторитетные (см. Авторитет теологический в буддизме) монахи осуждают участие членов С. в соц. и полит. жизни об-ва, считая, что осн. долг монаха — это религ. практика. Такое осуждение основано на букве учения. Неоднократно вносились предложения о необходимости нек-рых изменений наиболее архаич. установок Виная-питаки,с тем чтобы несколько модернизировать С. Но все эти поправки отвергаются ссылками на высказывания Будды, из к-рых явствует, что любое изменение в правилах Виная-питаки может быть принято лишь на собрании всех будд. монахов мира. В. И. К.орнев
Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь