пали Sannjaya Belatthiputta) — один из шести основных шраманских философов, завершающий посвященный им раздел «Саманна-пхала-сутты» (Дигха-никая I. 58—59). Изложение его воззрений полностью совпадает с экспозицией четвертой позиции амара-викюсепиков в «Брахма-джала-сутте». Санджая отрицал все возможные экзистенциальные предикации в связи с суждениями по мировоззренческим вопросам. На вопрос, не принимает ли он существование другого мира, он отвечал, что «не считает, что [дело обстоит] так, что иначе, что не так и что не не так», и точно так же отвергал три остальные предикации тетралеммы (см. Чатушкотчка): что другого мира нет, что он и есть и его нет и что его нет и не нет. Сходным образом он разрешал и другие нормативные топики, завершающиеся проблемой посмертного существования «совершенного». Оценивая его диалектическую модель крайне тенденциозно, буддисты все же не смогли отрицать его популярности и снизить его достижения как тончайшего диалектика, предвосхитившего метод буддийской же критики философских понятий (см. Нагарджуна).
В. К. Шохин