(Sanday, William, 18431920). Ученый, специалист по НЗ. Рукоположен в 1867 г. В 187682 гг. принципал Хэтфилдхолла в Дареме. С 1882 г. до конца жизни занимал профессорские должности в Оксфорде. Санди был первым, кто познакомил английскую науку с континентальной библейской критикой. Правда, его часто обвиняли в излишнем преклонении перед немецкими учеными; постоянные отсылки Санди к их трудам Р. Нокс сравнил с метеорологическими сводками погоды. Бамптонские лекции Санди под общим названием " Богодухновенность " (Inspiration, 1893) отражают сомнения в авторитете Библии; вместе с тем его отношение к евангельским чудесам иногда отличается неожиданным консерватизмом. Н.з. исследования Санди отличает мудрость и взвешенность; в меньшей степени это относится к его работам по догматической теологии и философии. Говорили,что "его далеко уводит слишком безоглядный восторг" в тех сферах, где следовало бы сохранить здравое суждение. Санди вызвал переполох, когда написал, что " подсознание вот истинное место, locus, где пребывает Божество воплощенного Христа".
Первым из многочисленных трудов Санди был опубликован "Авторитет и исторические особенности четвертого Евангелия" (The Authority and Historical Character of the Fourth Gospel, 1872). Позднейшие его книги становились все более радикальными и соответствующим образом оказывали влияние на англиканское духовенство. Санди много писал о христологии, но больше всего он известен своим комментарием "Послание к римлянам ", написанным в сотрудничестве с А. К. Хедламом. Его грандиозный замысел составить жизнеописание Христа, в основе крого лежали бы новейшие методы немецкой библейской критики, не осуществился. Санди был действительным членом Британской академии.
J.D. Douglas (пер. Ю.Т.)