САМОЗВАНСТВО
САМОЗВАНСТВО
(древ.‑рус. лжеименьць – самозванец) – незаконное самовольное присвоение чужого имени, звания, заслуг, социального статуса; сознательное стремление претендента принять и использовать имя реального авторитета, как личностно мотивированное действие, ориентированное на внешнее признание и поддержку; феномен сознания, противостоящий свободе и ответственности личности, готовность использовать других людей во имя самочинно провозглашённых целей, стремление делать других счастливыми помимо и вопреки их воли (234).
Источник: Истина и ложь в терминах понятиях и определениях. Анапа. 2018
САМОЗВАНСТВО (самозванчество, самопровозглашение)
В конкретно-историческом плане – явление «смутного времени» (конец XVI – начало XVII вв), претензии на русский престол авантюристов под именем якобы чудесно спасшегося царевича Димитрия (Лжедимитрий I, Лжедимитрий II. В дальнейшем С. – распространенное явление российской истории: «царевич Петр», Емельян Пугачев как «Император Петр III», кн.Тараканова и др. Формой самозанства стал большевистский переворот, создание государства партийной кликой во главе с лицами под кличками и псевдонимами, действовавшими «от имени» пролетариата и беднейшего крестьянства. С. связано с патриархально-общинным характером легитимной власти, предполагающим не личностную ответственность, а принадлежность общности (роду, династии, партии), от имени которой утверждается легитимность.
В философско-нравственном плане – феномен сознания и судьбы, противостояший свободе и ответственности, готовность использовать других во имя самочинно провозглашаемых целей, готовность и стремление делать других счастливыми помимо и вопреки их воле, решать за других «от имени», «во имя». С. , в конечном счете, чревато уходом от ответственности, невменяемостью и насилием. Самозванец действует не от себя-свободного и ответственного, а самозабвенно представительствует. Поэтому С. – бегство от себя-вменяемого, примат воли в ущерб свободе. Если в призвании личность видит себя средством достижения некоей, в конечном счете - общей цели, то самозванец видит в других средство реализации себя как цели. С. – не эгоизм, который, выдвигая на первый план собственные интересы, не обязательно навязывает их другим. Не совпадает С. и с мессианством, в котором преобладает призвание и служение. С. – антиэкологично, т.к. самозванец – временщик, насильник, но не хозяин и творец. Границы С. и свободы, творчества, призвания, святости, любви – есть границы добра и зла. Как любое зло, С. не устранимо полностью, но единственно достойный личности удел – борьба с ним, т.е. самоопределение, свобода и ответственность.
По мере выявления все более неоднозначных корней, результатов и перспектив рационализма Просвещения (XVIII XIX вв), осознания итогов XX и перспектив XXI в., С. становится одним из центральных понятий метафизики нравственности и персонологии. Источник с. – персонологический кризис, утрата идентичности, отказ от собственного имени как твердого десигнатора. Отсюда культурные феномены, сопровождающие с.: двойничество, раздвоение, разорванное сознание, узурпация чужой персоны.
----------
1. Тульчинский Г.Л. Самозванство. Феноменология зла и метафизика свободы. СПб: РХГИ, 1996.
2. Тульчинский Г.Л. Испытанием именем, или Свобода и самозвантсво. СПб 1994.
3. Brower S. Тема самозванчества в «Бесах». – препринт 2001.
Г.Л.Тульчичнский
В философско-нравственном плане – феномен сознания и судьбы, противостояший свободе и ответственности, готовность использовать других во имя самочинно провозглашаемых целей, готовность и стремление делать других счастливыми помимо и вопреки их воле, решать за других «от имени», «во имя». С. , в конечном счете, чревато уходом от ответственности, невменяемостью и насилием. Самозванец действует не от себя-свободного и ответственного, а самозабвенно представительствует. Поэтому С. – бегство от себя-вменяемого, примат воли в ущерб свободе. Если в призвании личность видит себя средством достижения некоей, в конечном счете - общей цели, то самозванец видит в других средство реализации себя как цели. С. – не эгоизм, который, выдвигая на первый план собственные интересы, не обязательно навязывает их другим. Не совпадает С. и с мессианством, в котором преобладает призвание и служение. С. – антиэкологично, т.к. самозванец – временщик, насильник, но не хозяин и творец. Границы С. и свободы, творчества, призвания, святости, любви – есть границы добра и зла. Как любое зло, С. не устранимо полностью, но единственно достойный личности удел – борьба с ним, т.е. самоопределение, свобода и ответственность.
По мере выявления все более неоднозначных корней, результатов и перспектив рационализма Просвещения (XVIII XIX вв), осознания итогов XX и перспектив XXI в., С. становится одним из центральных понятий метафизики нравственности и персонологии. Источник с. – персонологический кризис, утрата идентичности, отказ от собственного имени как твердого десигнатора. Отсюда культурные феномены, сопровождающие с.: двойничество, раздвоение, разорванное сознание, узурпация чужой персоны.
----------
1. Тульчинский Г.Л. Самозванство. Феноменология зла и метафизика свободы. СПб: РХГИ, 1996.
2. Тульчинский Г.Л. Испытанием именем, или Свобода и самозвантсво. СПб 1994.
3. Brower S. Тема самозванчества в «Бесах». – препринт 2001.
Г.Л.Тульчичнский
Источник: Проективный философский словарь