Самосознание
в обычной разговорной речи убеждение в ценности собственной личности.
Источник: Начала современного естествознания: тезаурус
Самосознание
осознание и оценка человеком самого себя как субъекта познавательной, нравственной , религиозной эстетической и т.д. деятельности.
Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов
САМОСОЗНАНИЕ
осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как деятеля. Тесно связано с рефлексией.
Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance
Самосознание
осознание индивидом своей физической, интеллектуальной, нравственной, личностной специфики, национальной и профессиональной принадлежности, места в системе общественных отношений.
Источник: Биомедицинская этика. Краткий словарь терминов
Самосознание
познание и оценка человеком самого себя как мыслящего, чувствующего и действующего субъекта. Самоанализ, самооценка, самокритика, присущие мыслящему субъекту, характеризуются также понятием рефлексия.
Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
Самосознание
важнейшая характеристика сознания, которая состоит в осознании субъектом самого себя, т.е. состояний своего тела, фактов сознания, своего Я (внешнего вида, особенностей личности, системы ценностей, предпочтений и стремлений); в некоторых случаях самосознание включает в себя самооценку.
Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.
САМОСОЗНАНИЕ
осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе; С. предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего "Я" от всего, что его окружает. Возникновение С. связано с определ. уровнем развития сознания и является необходимым условием становления личности (подробнее см. в ст. Сознание).
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.
САМОСОЗНАНИЕ
осознание и оценка человеком самого себя как субъекта познавательной, нравственной, религиозной, эстетической, политической и т.д. деятельности. Иными словами, осознание своего нравственного облика, интересов, идеалов, мотивов поведения. Самосознание всегда личностно и критично. Является одним из необходимых этапов развития человеческого сознания в процессе его саморазвития к высшим ступеням.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
САМОСОЗНАНИЕ
категория для понимания роли психического в познавательном процессе. Включает в себя процессы самопознания, самоидентификации, самоопределения. Человек является активной действующей силой собственной предметнопрактической деятельности. Осознание себя как личности, собственных ценностей, нравственного облика и интересов, мотивов поступков, ориентации собственного интеллекта и есть содержание того, что именуется С. От характера и уровня такого С. зависит место личности в определенной ситуации, мире в целом, отношение к ней в обществе.
Источник: Философский словарь инженера. 2016
Самосознание
осознание и оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности (т. е. своего нравственного облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения). Самосознание свойственно не только индивиду, но и обществу, классу, социальной группе, нации, когда они поднимаются до понимания своего положения в системе общественных отношений, своих общих интересов и идеалов. В самосознании человек выделяет себя из всего окружающего мира, определяет своё место в круговороте природных и общественных событий. Самосознание тесно связано с рефлексией, где оно поднимается до уровня теоретического мышления.
Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016
САМОСОЗНАНИЕ
высший уровень развития сознания, являющийся основой формирования умственной активности и самостоятельности личности в её суждениях и действиях; «из детского самочувствования родится в зрелом возрасте самосознание, дающее человеку возможность относиться к актам собственного сознания критически, т. е. отделять всё своё внутреннее от всего приходящего извне, анализировать его и сопоставлять (сравнивать) с внешним, словом, изучать акт собственного сознания» (Сеченов. 204, с. 504); «осознание и оценка человеком своих действий и результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни» (Спиркин. 219, с. 148 – 149).
Источник: Истина и ложь в терминах понятиях и определениях. Анапа. 2018
САМОСОЗНАНИЕ
акт непосредственного обращения сознания к самому себе; выделение человеком себя из объективного мира; осознание своего отношения к миру, себя как личности, своих поступков, действий, мыслей и чувств, желаний и интересов. В процессе самосознания формируется своеобразное смысловое отношение идентификации, оценки, согласия или несогласия с деятельностью сознания. В своей рефлексивной деятельности самосознание обнаруживает содержательные предпосылки собственно сознательной деятельности, «внутренне» рассматривает предметное содержание знания, производит его критический анализ, уясняет возможные методологические формы постижений. Самосознание выступает условием самопознания личности, раскрывает строение и специфику ее духовного и ценностного мира.
Источник: Тематический философский словарь
Самосознание
по [2] выделение человеком себя из объективного мира, осознание своего отношения к миру, идентификация себя как личности, своих поступков, действий, мыслей чувств, желаний и интересов.
Мы будем говорить самосознание - способность человека сосредоточивать внимание на себе, то есть превращать свой внутренний субъективный мир в объективный и понимать, что в нем происходит.
Самосознание, в отличие от сознания, является более сложной и частично недоступной отдельным людям психической деятельностью, например, человек в состоянии сильного алкогольного опьянения, болезни, усталости или стресса может находиться в сознании, но себя не осознавать: потерять чувство самосохранения, ощущения действительности, совести, стыда и т.п.
Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений
САМОСОЗНАНИЕ
структура человеческой психики, направленная на выделение человеком себя из окружающего мира; осознание и оценка своего отношения к миру, своего места и значения в нем; осознание себя как личности, своих поступков, действий, мыслей и чувств, желаний и интересов. В структуру самосознания входят самооценка, самоконтроль, самоответственность, понимание своего "Я" как самоценного (ценного для самого себя) индивида. Формирование самосознания начинается в раннем детстве и продолжается всю жизнь. Самосознание, которое, прежде всего, направлено на "эго" (самость), тем не менее, формируется под влиянием социальных факторов и поэтому не только обособляет человека в его индивидуальности, но и соединяет с миром других людей. Чем выше культура личности, тем выше уровень ее самосознания, тем развитее ощущение единства человека с миром.
Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)
САМОСОЗНАНИЕ
осознание, оценка человеком своего знания, нравств. облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля. С. свойственно не только индивиду, но и обществу, классу, социальной группе, когда они поднимаются до понимания своего положения в системе производст. отношений, своих общих интересов и идеалов. В С. человек выделяет себя из всего окружающего мира, определяет свое место в круговороте природных и обществ. событий. С. тесно связано с рефлексией, где оно поднимается до урвня теоретич. мышления. С. формируется на определ. ступенй развития личности под влиянием образа жизни, крьй требует от человека самоконтроля собств.. поступков и действий, принятия полной ответственности за них.Поскольку мерой и исходным пунктом отношения человека к себе выступают прежде всего др. люди, С. по самому существу носит глубоко обществ. характер. См. ст. Сознание.
Источник: Советский философский словарь
Самосознание
относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Самосознание (синонимом этого понятия является Я-концепция) – целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий, образ собственного Я, выступающий как установка по отношению к самому себе. В структуре самосознания можно выделить следующие элементы: а) когнитивный – образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т. д.; б) эмоциональный – самоуважение, себялюбие, самоуничижение и т. д.; в) оценочно-волевой – стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т. д. Самосознание определяется социальным опытом. Составляющими формирования самосознания являются: реальное Я (представление о себе в настоящее время); идеальное Я (то, каким субъект должен бы стать, ориентируясь на моральные нормы); динамическое Я (то, каким субъект намерен стать); фантастическое Я (то, каким субъект желал бы стать, если бы это было возможным).
Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017
САМОСОЗНАНИЕ
- осознание себя (своего Я) как субъекта своего сознания, способность размышлять о самом себе, о знаниях себя и своей природы, о смысле своей жизни, с готовностью признавать, что и другие способны к самосознанию. Оно сверхкосмично, в нем есть стремление к бесконечному; это - особая надмирная ступень бытия. Самосознающее "Я" предстает у ряда философов в качестве субъекта мышления и познания, но многие настаивают на том, что в самосознании есть уровни разной глубины, что мышление и познание имеют сверхличный характер. Р.Декарт (XVII в.) признал самосознание зависящим от Бога, нашел в нем врожденную идею Бога, из чего сделал вывод, что Он есть. Самосознание полярно: в нем есть и автономность, противостояние Высшему, и связь с Ним, признание фундаментальной зависимости от Творца. Духовность человека зависит от того, какая из этих сторон возобладает. На высших ступенях христианского духовного опыта, когда"уже не я живу, но живет во мне Христос" (Гал.2.20), самосознание угасает до полного забвения себя, но при выходе из таких состояний актуализируется как самосознание, так и вера. (См.: АКСИОМА ЗАВИСИМОСТИ; Я (ЭГО); Я ВНУТРЕННЕЕ).
Источник: Краткий религиозно-философский словарь
САМОСОЗНАНИЕ
(Selbstbewußtsein) — в обычной разговорной речи под самосознанием (в смысле сознания своего собственного достоинства, а с ироническим оттенком — в смысле самоуверенности) понимают убеждение в ценности собственной личности. Самосознание в психологии — переживание единства и специфичности Я как существа, наделенного мыслями, чувствами, желаниями, противоположное осознанию внешнего мира (объекта). Согласно Канту, самосознание и осознание внешнего мира согласуются: «Сознание моего собственного наличного бытия есть одновременно непосредственное осознание бытия других вещей, находящихся вне меня». Согласно Гегелю, картина мира, которую люди создают себе в философии, есть осознание мира. Согласно Н. Гартману, возможно «самосознание мира», ибо дух, член этого мира, который в состоянии познать слои, лежащие ниже его (см. Учение о слоях), может осознать и самого себя.
G. Lehmann. Psychologie des S.s, 1923; J. Schaaf. Über Wissen und S., 1947; W. Becker. S. und Spekulation, 1972; S. Schmieda. Strukturen des S. s, 1974; M. Bartels. S. und Unbewußtes, Studien zu Freud und Heidegger, 1976; E. Tugendhat. S. und Selbstbestimmung — Sprachanalytische Interpretationen, 1979; J. Schnelle. DasS. sproblem, 1985.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
САМОСОЗНАНИЕ
нравственное) - осознание человеком себя как личности и своего места в совместной общественной деятельности людей. Благодаря С. человек приобретает способность к самоконтролю, возможность самостоятельно направлять и контролировать свои поступки и воспитывать себя (Самовоспитание). Основу нравственного С. личности составляют убеждения и ее собственное отношение к ним - убежденность. Благодаря тому, что личность вообще может и должна направлять и контролировать свои действия, она обладает моральной ответственностью. Отношение человека к себе как моральной личности выражается в понятиях достоинства и чести. Способность реализовать свои убеждения путем самостоятельного регулирования своих действий есть совесть. Когда человек понимает связь своих убеждений, самооценок и самоконтроля с объективным ходом социально-исторического развития, с интересами об-ва и людей, можно говорить о его сознательности. Все эти элементы и составляют структуру нравственного С. человека. Способность С. еще не раскрывает содержания моральных убеждений и поведения человека. В зависимости от социального и классового положения человек обладает различным по своему общественному смыслу С. (Идейность). И сама степень С. личности не остается неизменной. Она развивается в ходе социально-исторического прогресса. На ранних ступенях первобытного об-ва личность еще не выделяет себя в родовом коллективе и не обладает С. (Личность и коллектив). С возникновением классов и развитием противоречия между отдельным человеком и обществом в целом личное С. начинает противопоставлять себя общественному сознанию. Лишь с устранением этого противоречия в социалистическом об-ве человек становится способным к высшей форме С., к-рая развивается на основе коммунистической сознательности.
Источник: Словарь по этике
САМОСОЗНАНИЕ
выделение человеком себя из объективного мира, осознание и оценка своего отношения к миру, себя как личности, своих поступков, действий, мыслей и чувств, желаний и интересов. Животное тождественно своей жизнедеятельности, оно изменяет природу лишь в силу своего присутствия, т. е. относится к ней непосредственно. Человек же опосредствует свое отношение к природе общественной практикой, и, прежде всего, употреблением орудий труда. Благодаря труду он выделяется из непосредственной природной связи: в процессе труда соотносит свои цели и задачи с природным материалом и учитывает собственные возможности. Изменяя природу, он изменяется сам. Создавая в процессе труда продукты, человек как бы удваивается и в предмете своей деятельности созерцает дело своих рук. Он различает себя как деятеля и предметы своей деятельности. Но т. к. труд всегда носит общественный характер, то человек начинает сознавать себя как человека, принадлежащего данной исторической системе, лишь относясь к др. человеку как к себе подобному. Важную роль в формировании С. играет язык. С. (как задаток) возникает одновременно с сознанием (и, прежде всего с общением) как производное от него, но проявляется по мере развития человека как культурно-исторического субъекта. Вначале человек отличает себя от объекта, сознает объект своей деятельности и самого себя как субъекта лишь в процессе практического действования с вещами. Затем С. проявляется как родовое, коллективное: человек еще поглощен родом, к-рый выступает носителем и средоточием человеческой сущности. С гибелью родового строя, появлением цивилизации и обособлением индивида возникает собственно С. личности. С. в истории философии выступало как действенный принцип, и этим часто исчерпывалось понимание практической деятельности человека (Фихте, Гегель, младогегельянцы). При этом С. рассматривалось нередко как начало, творящее и сам объективный мир. В действительности С., будучи действенным принципом, может быть понято в решающей мере лишь как результат практической общественно-производственной деятельности человека.
Источник: Философский энциклопедический словарь
САМОСОЗНАНИЕ
рефлективная способность человека, социокультурного субъекта делать себя, свое сознание, свою культуру, свои социальные отношения, свои воспроизводственные функции своим собственным предметом.
Смысл С. - в самокритике на всех уровнях, в частности в самокритике массового сознания. С.
необходимо для собственного переосмысления, для повышения самоудовлетворенности, самодостаточности, самоутверждения, для самосознания на всех уровнях - от личностного до всемирной истории. С. существует на всех этажах общественного целого, в масштабе общества, любого сообщества.
Субъектом С. общества в целом является народ. Однако С. развивается, как и всякое новшество, начиная с некоторых точек роста и развития.
Их роль в данном случае играет правящая и духовная элиты, интеллигенция.
Социокультурная функция этих групп - критика почвы, критика народа как необходимый элемент их развития, критики истории. В связи с тем, что русская интеллигенция в значительной степени традиционно находится под страхом отпадения от народа, эта критическая функция в ней значительно ослаблена и критика односторонне направлена против внешних сил, например, бюрократии, власти вообще. Еще до перестройки ощущались, а теперь значительно усилились функции С. у духовной элиты, критическое отношение к народу.
С. проходит два основных этапа. В основе архаичного сознания лежит С.
выраженное в оппозиции: причастен к тотему - непричастен. С. здесь движется в рамках сложившегося богатства культуры. В господствующей культуре либеральной цивилизации преобладает медиация, постоянный поиск новых решений, преодолевающий ограниченность ранее сложившихся оппозиций, постоянная самокритика, выход С. за рамки сложившегося богатства культуры.
Способность С. может отставать от сложности подлежащих разрешению проблем, что приводит к различного рода негативным последствиям, к снижению эффективности принимаемых решений, к нарастанию дезорганизации, к росту дискомфортного состояния. Это стимулирует развитие бюрократии как субъекта ограниченной формы С.
Источник: Социокультурный словарь по книге Критика исторического опыта
САМОСОЗНАНИЕ
осознание человеком себя как личности, осознание своей способности принимать самостоятельные решения и вступать на этой основе в сознательные отношения с людьми и с природой, нести ответственность за принятые решения и действия. С.— одна из ступеней формирования сознания у человека. В формировании сознания решающую роль играет преобразующая деятельность человека, в ходе к-рой он постепенно расчленяет видимую природу (естественную среду, в к-рой он живет) на отдельные вещи, явления, отделяет вещи нужные, полезные от вещей ненужных, вредных, постигает причинные связи вещей и явлений. Чтобы выделить себя из мира, надо было господствовать над ним, сознательно использовать закономерности природы в собственных целях, преодолеть непосредственную зависимость от природы. Первобытный человек долго не мог выделить себя не только из природы, но и из коллектива: несовершенство орудий труда требовало непременных совместных действий во всех сферах деятельности, так что человек был слит с коллективом непосредственно, физически. Развитие техники, постепенное подчинение сил природы, обнаружение новых источников энергии изменяют характер коллективных действий в результате разделения труда. Труд становится все более профессиональным, индивидуальным, хотя и продолжает носить общественный характер, т. е. входить в систему общественного производства как одно из его звеньев. С этого времени человек начинает осознавать труд как свой индивидуальный труд, как свое действие. Он отличает себя от других членов общества, осознает свое «я», свою физическую и духовную самостоятельность. Человек начинает относиться к внешнему миру и к обществу как определенная личность, ему свойственно сознание ответственности за эти отношения. Так возникает С. Становление С. характерно не только для отдельной личности, но и для нации, класса. Когда тот или иной класс поднимается столь высоко в своем классовом сознании, что ясно выделяет себя, осознает свои интересы, свою политику, свои отношения к другим классам общества и создает свою политическую партию, мы вправе говорить о зрелости классового С. В социалистическом обществе С. означает гармоническое сочетание личного и общественного (Личность и общество, Коллективизм).
Источник: Краткий словарь по философии. 1970
САМОСОЗНАНИЕ
познание и оценка человеком самого себя как мыслящего, чувствующего и деятельного субъекта. Самосознание - неотъемлемая сторона сознания, выражает данность субъективной реальности сознания самому субъекту. Самосознание шире понятия самопознания: помимо познания себя, оно предполагает также эмоционально-ценностное и деятельно-регулятивное отношение к себе. Самосознание проходит ряд этапов в своем развитии. На доречевом уровне самосознание - это лишь осознание своей физической самотождественности, границ своего тела. Затем наступает этап осознания себя как субъекта действий, происходит осознание своих психических свойств и только затем - социально-личностная самооценка, оценка своих нравственных качеств. История изучения самосознания начинается с Сократа и Платона. Самосознание как опыт самоуглубления в Средние века оказывается важной стороной постижения Бога (св. Августин). В рационализме Нового времени определяющим в изучении самосознания оказывается принцип непосредственной данности психического, который предполагает, что внутреннему взору человека его внутренняя жизнь открывается такой, каковой она является «на самом деле» (Декарт, Б. Паскаль). Понятие внутреннего опыта как данного самосознанию посредством интроспекции (самонаблюдения) присутствует и в традиции эмпиризма (Локк, Юм). Суверенность человеческого разума в процессе самопознания подвергнута сомнению уже И. Кантом, обнаружившим разорванность человеческой познающей способности, сложность согласования познавательных, нравственных к эстетических составляющих духовной жизни. На место познания себя встает переживание себя, особое «сущностное созерцание» (Э. Гуссерль). Самосознающая деятельность наталкивается на обломки индивидуальных бессознательных представлений (3. Фрейд), на родовые «архетипы» (К. Юнг). Тенденция современной философской мысли при решении проблемы самосознания связана с отказом от понимания его как непосредственного пути к себе, связана с поиском «посредников». В качестве посредника может выступить и сознание «другого» (ролевое самосознание), и предметный мир (вещное самосознание), и социально значимый образец (эталонное самосознание). Современная философская герменевтика, феноменология, постструктуралнзм, избавляясь от рассмотрения объекта самосознания как «неподвижного «Я», познаваемого с помощью самонаблюдения, стирают грани между самосознанием и сознанием. Тем самым проблема самосознания теряет свою относительную автономность. В рассмотрении самосознания как постоянного процесса самоконструирования, согласования разнонаправленных мировоззренческих ориентаций выделяются его авторитарная, релятивистская и диалогическая модели.
Источник: Краткий философский словарь 2004
Самосознание
выделение человеком себя из объективного мира, Осознание своего отношения к миру, себя как личности, своих поступков, действий, мыслей и чувств, желаний и интересов. Животное тождественно со своей жизнедеятельностью, оно изменяет природу лишь в силу своего присутствия, т. е. относится к ней непосредственно. Человек же опосредствует свое отношение к природе общественной практикой, и прежде всего употреблением орудий труда. Благодаря труду он выделяется из природной связи: в процессе труда соотносит свои цели и задачи с природным материалом и учитывает собственные возможности. Изменяя природу, он изменяется сам. Создавая в процессе труда продукты, человек как" бы удваивается и в предмете своей деятельности созерцает дело своих рук. Он различает себя как деятеля от предметов своей деятельности. Но т. к. труд всегда носит общественный характер, то человек начинает сознавать себя как человека, как частицу, ячейку данной исторической системы, лишь относясь к др. человеку как к себе подобному, лишь видя в другом человека. Важную роль в формировании С. играет язык, в силу того что он является непосредственной действительностью мысли и выступает в этой функции для каждого человека только потому, что существует для др. С. (как залог, задаток) возникает одновременно с сознанием как производное от него, но проявляется на значительно более высокой ступени развития человечества. Вначале человек отличает себя от объекта, сознает объект своей деятельности и самого себя как субъект лишь непосредственно в процессе практического действования с вещами. Затем С. проявляется как родовое, коллективное: человек еще полностью поглощен родом, к-рый выступает носителем и средоточием человеческой сущности. С гибелью родового строя, появлением цивилизации и обособлением индивида возникает собственно С. личности. С. в истории философии выступало как действенный принцип, и этим часто исчерпывалось понимание практической деятельности человека (Фихте, Гегель, младогегельянцы). При этом С. рассматривалось нередко как творческое начало по отношению к объективному миру. В действительности С, будучи действенным принципом, может быть понято только как результат и сторона практической общественно производственной деятельности человека, зависит от отражения объективного мира и обусловлено им. Санкхья — одна из ортодоксальных систем древнеинд. философии. Будучи дуалистическим учением, С. признает существование во вселенной двух первоначал: материального — пракрита (материя, природа) и духовного — пуруши (сознание). Пу-руша не является ни высшим богом— творцом, ни мировым духом. Это вечное, неменяющееся индивидуальное сознание, созерцающее как ход жизни живого существа, в к-ром оно находится, так и процесс эволюции вселенной, взятой в целом. Пракрити находится в постоянном изменении и развитии, подчинена закону причинно-следственной связи. Все видоизменения пракрити зависят от того, в каком соотношении в ней представлены три гуны — осн. материальные качества, каковыми являются саттва (ясность, чистота), тамас (инертность) и раджас (активность). Сочетания этих гун приводят к появлению всего многообразия природы. Контакт пракрити о пурушей обусловливает начало эволюции индивида и вселенной. Каждое живое существо состоит из трех частей: пуруши, тонкого тела и грубого тела. Тонкое тело состоит из интеллекта, органов чувств и связанных с ними элементов и чувства «Я». Тонкое тело является средоточием кармы (Индуизм) и следует за пурушей, пока последняя не достигнет полного освобождения от воплощения в к.-л. существо. Грубое тело состоит из материальных элементов и гибнет со смертью существа. Основание системы С. приписывается легендарному мудрецу Каггале, однако первое систематическое изложение учения С. — санкхья-карика — было дано Ишваракришной в середине первого тысячелетия н. э.
Источник: Философский словарь. 1963
САМОСОЗНАНИЕ
осознание субъектом самого себя, т. е. состояний своего тела, фактов сознания, своего Я (внешнего вида, особенностей личности, системы ценностей, предпочтений и стремлений); в некоторых случаях самосознание включает в себя самооценку; важнейшая характеристика сознания.
Самосознание - одно из центральных понятий классической западной философии, для которой самосознание — это осознание существования собственного Я и принадлежащих ему состояний сознания. Так, согласно Декарту, самосознание — единственно достоверное, несомненное знание, которое поэтому является основанием всей системы знания (см. Теория познания). Это понимание самосознания было принято также в науках о человеке, а в классической эмпирической психологии легло в основу интроспекции — самонаблюдения как основного метода этой науки. И. Кант различал эмпирическое самосознание (внутренний опыт) и трансцендентальное самосознание как самосознание Трансцендентального Субъекта. Последнее, по Канту, является высшим основоположением знания и лежит в основе единства опыта и сознания (вместе с тем Кант, в отличие от большинства представителей классической философии, не считал самосознание видом знания). По Э. Туссерлю, самосознание, понимаемое как трансцендентальная рефлексия, сближаемое с созерцанием и особого рода самовосприятием, дает самодостоверное интуитивное знание.
Понимание самосознания связано с серьезными трудностями. Прежде всего возникает вопрос: как объяснить возможность самонаблюдения (интроспекции)? В качестве факта психической жизни оно несомненно. Как метод изучения сознания оно использовалось психологией. Но каким образом субъект может воспринимать состояния собственного сознания (свои мысли, представления, переживания и др.)? Обычное восприятие возможно с помощью органов чувств. С помощью каких органов чувств можно воспринимать факты своего сознания? И кто в этом случае является воспринимающим субъектом? Где он находится? К тому же нужно учитывать и то, что акт самосознания включается в само поле сознания, а значит, меняет его. Поэтому У. Джеймс, напр., считал, что можно говорить не об интроспекции, а только о ретроспекции, т. е. не о восприятии данных сознания, а о воспоминании о том, что только что имело место, но более ухе не существует. И как вообще возможно безошибочное познание (каким считалось самосознание), если само понятие познания предполагает возможность заблуждения?
В неклассической теории познания самосознание получает иное истолкование. Исходным для понимания самосознания является не осознание сознания, а восприятие собственного тела и его места в системе других тел и событий физического мира. Это самовосприятие (отличное от того самовосприятия состояний и структур сознания, о котором говорит феноменология) является необходимым условием восприятия внешнего мира как существующего независимо от воспринимающего субъекта (см. Восприятие. Я). Субъект видит свои руки, ноги и другие части тела, слышит и видит свои шаги, слышит звуки собственного голоса, чувствует движения своих конечностей и головы, получает разного рода информацию от всех частей тела. Это позволяет ему специфицировать свое меняющееся положение в реальном мире и воспринимать реальные ситуации такими, каковы они есть. Как подчеркивает Дж. Гибсон, самовосприятие и восприятие внешнего мира — это два полюса процесса восприятия — субъективный и объективный.
Следует также различать нечетко выраженные формы самосознания, сопровождающие течение всех психических переживаний и являющиеся условием их контролирования, и рефлексию как высшую форму самосознания. В последнем случае субъект осуществляет специальный анализ способов своей деятельности и явлений сознания, в т. ч. и своего Я. Само Я возникает как продукт рефлексии, как результат отношения к себе со стороны обобщенного другого субъекта и возможно лишь в рамках коммуникативного взаимодействия с другими людьми с помощью языка. Я, т. о., не нечто самоочевидное, дающееся с несомненностью в акте самосознания, а нечто создаваемое в процессе отношения к себе в конкретных социально-культурных условиях и только в этих условиях существующее. В отличие от простейших форм самосознания рефлексия возникает только в определенных ситуациях, когда субъект сталкивается с необходимостью пересмотреть принятые формы деятельности, привычные представления о мире и своем Я, свои установки и системы ценностей. В акте рефлексии Я делает себя собственным объектом.
Самосознание не есть особый «внутренний взор», разглядывающий некоторые идеальные образования, размещенные в поле сознания как в картинной галерее. Акт самосознания — это получение знания о способах деятельности во внешнем мире, об отношениях субъекта к другим людям, к принятым в данном сообществе системам ценностей. Так, напр., самосознание наглядных представлений — это не что иное, как получение знания об имеющихся у данного субъекта схемах сбора перцептивной информации. Самосознание эмоций — это осознание реальной ситуации и оценка ее с точки зрения нужд субъекта и имеющейся у него системы ценностей. Самосознание Я — это получение знания об особенностях данной личности, о ее возможностях, стремлениях и о соответствии реального и идеального Я., т. е. не самовосприятие, а некоторая теория (иногда называемая Я-концепцией).
Самосознание при всех особенностях не является яем-то принципиально отличным от всех остальных видов познания, как это считалось в западной философской традиции. Самосознание — это не нечто абсолютно непосредственное, а деятельность мышления (включая и самовосприятие). Как деятельность мышления самосознание может вести к заблуждению. Так, субъект может допускать ошибки при восприятии собственного тела, напр. неправильно локализовать место боли, ощущение интенсивности боли может зависеть от привходящих факторов, хотя сама боль может не меняться. Однако ошибок при самовосприятии тела гораздо меньше, чем при восприятии внешних тел, что объясняется максимальной близостью объекта восприятия и воспринимающей системы.
Субъект не может ошибаться в том, что он имеет такие-то намерения, что он думает о том-то — в противном случае никакая деятельность была бы просто невозможной. В то же время он может не сознавать некоторых своих глубинных эмоций, мыслей и установок, может заблуждаться относительно своего Я в целом (даже своей внешности, не говоря уже о чертах личности). Я непрозрачно для самого себя.
Самосознание в случае рефлексии — это не просто знание о том, что есть, а всегда способ критического переосмысления сложившихся систем деятельности, принятых установок, имеющейся Я-концепции. Поэтому самосознание есть также пересоздание объекта рефлексии, в т. ч. и самого Я. Если для Канта и Фихте высшим принципом самосознания было положение «Я=Я», то с точки зрения современного понимания рефлексия, направленная на Я, служит способом изменения самоидентичности. См. также ст. Сознание, Я-а лит. к ним.
В. А. Лекторский
Источник: Новая философская энциклопедия
САМОСОЗНАНИЕ
само-со-знание) - противоположное осознанию внешнего мира (объекта) переживание единства и специфичности "Я" как автономной (отдельной) сущности, наделенной мыслями, чувствами, желаниями, способностью к действию. Включает в себя процессы самопознания (само-по-знания), самоидентификации, самоопределения. Внешне проявляется как система предъявляемых (явно и неявно) самооценок и оценок других, помещающаяся в основание задаваемой модели познавательных и социальных дистанций, позволяющих мне определять мое место в системе складывающихся вне меня связей и отношений как в теоретическом, так и практическом их срезе, а также вырабатывать механизмы самоутверждения меня в мире и самозащиты меня от мира, определяющие индивидуальные качества личности. Это вынесение себя и своего сознания вовне дополняется и фундируется обращением индивида на самого себя, направленностью сознания на самое себя, т.е. "вовнутрь". С. есть осознание собственных ценностно-символических оснований, предельных смыслов, задающих меня, мои знания, мои возможности отношения с миром и с самим собой. В С. "Я" познает себя и свое сознание, оценивает свое знание, т.е. собственные условия-предпосылки, как бы наблюдая себя со стороны, выходя за собственные пределы, одновременно оставаясь в них (последнее верно только для западной традиции). Отделяя сущности от данностей с помощью мышления (в восточной традиции - отстраняясь от мира), "Я" в понимании простраивает субъективное отношение к предмету, другому и себе как рефлексирование, переинтерпретацию и реорганизацию смысловых структур своего бытия (в восточной традиции - "снимая" субъективное и иные привязки к внешнему миру, а тем самым и саму возможность "Я"). И в восточной и в западной версиях речь идет о самоочищении сознания (выявлении "чистого" сознания) в процессах познания и самопознания. Однако это принципиально разные ориентации: Восток проговаривает необходимость элиминации мышления, возможности безобъектного ("не вовлеченного") сознания, снятии С. (будь то в пассивном пути дао или активных практиках йоги или дзена). Запад принципиально настаивает на опосредовании процессов осознавания мышлением, интенциональности сознания (его направленности всегда "на", его необъяснимости из самого себя), его переводимости и постоянном переходе в С. По сути, речь идет о двух различных установках: негативной (Восток) и позитивной (Запад). Позитивная установка предполагает переопределение позиций в смысловых полях, изменение смысловых границ и систем ценностей ("видений" - неокантианство, "горизонтов" - феноменология, "перспектив" - символический интеракционизм, ситуаций" - прагматизм и т.д.). Она предполагает реализацию "проекций", "объективации", "означиваний", т.е. "привязку" к внешнему, удержание себя в мире, а также различение осознаваемых и неосознаваемых (бессознательное) мыслительных процессов (психоанализ, философия жизни и др.) и признание различных состояний - резче: множественность - "Я" (открытие разных типов рациональности и изобретение схем работы со многими знаниями). В конечном счете эти разные ориентации породили и разные техники работы с собой и своим сознанием - прежде всего медитацию (Восток) и оформляемую в мышлении и посредством мышления рефлексию (Запад). При этом рефлексия может быть рассмотрена как способ перехода от "неявного" в С. (бессознательного, латентного, личностного и т.д.) к явному, но не через работу с предметными содержаниями (смутными или, наоборот, самоочевидными), что есть проблема и задача когнитивных практик (стратегий), но через выявление субъективных отношений к неявному, т.е. через его проблематизацию и выявление лакун, не заполненных знанием и готовыми схемами действия, рационализированными в мышлении; или - другая сторона этого же - через вписывание себя в контексты ситуаций и действий. Рефлексия не имеет собственных содержаний, она есть своего рода остановка в мышлении, попытка увидеть себя в прошлом (в сделанном, прожитом) с поиском в нем опор для определения векторов движения и выявления его смыслов, через понимание (не транслируемых в рационально оформляемых в мышлении схемах) личностных контекстов. Таким образом, речь как раз и идет о проявлении своих самоидентификаций и самоопределений в прошедших жизненных и познавательных ситуациях, выявлении наличных знаний и способов (методов) работы с ним для определения через себя новых возникающих ситуаций (или, в данном случае, действительности). Коль скоро ситуация не может быть определена из самой себя, она должна быть осмыслена в более широкой рамке. Такой предельной рамкой выступает трансцендированное вовне (само) сознание социума - его культура, задающая предельные границы возможных (улавливаемых) для любого "Я" смыслов и координаты для самоидентификаций и самоопределений - абсолютизируемые в культуре ценности и символы. С. культуры, в свою очередь, наиболее адекватно схватывается (проявляется) в философской и/или методологической рефлексии, задающей, соответственно, видения, горизонты, перспективы, ситуации и т.д. для специфизированных и индивидуализированных С. Сознание не локализуемо в каждом отдельном субъекте, оно тотально. Мысль (идея) случается,
она развивается и разрабатывается мышлением, фиксируется и переинтерпретируется в рационализированных системах знания, но не вырабатывается в мышлении. Последнее структурируется и процессуализируется, развивается в той или иной традиции культуры. Сознание же, в силу своей тотальности и целостности ("нерасчленимости") реализуется как С., как способность быть "здесь-и-теперь" в культуре через различные состояния сознания и множественность в культуре через различные состояния сознания или множественность сознаний, обусловливающих возможные познавательные процедуры. Установка на осознание сознанием самого себя задана в философии Нового времени Декартом в его "cogito ergo sum": "Если я осознаю, что любые мои действия, в том числе сомнение и отрицание, есть проявление мышления (и, следовательно, оно неустранимо, неотрицаемо), то я как субъект мышления осознаю себя существующим". Установка на С. как наблюдение внутреннего опыта, деятельности и способов ее проявления была сформулирована Локком. Как осознание собственных содержаний сознанием трактовал С. Лейбниц. Переинтерпретация соотношения осознания внешнего мира и С. принадлежит в новоевропейской традиции Канту: "Сознание моего собственного наличного бытия есть одновременно непосредственное осознание бытия других вещей, находящихся вне меня". При этом С. может схватываться как в логической (через сопоставление представлений), так и в трансцендентальной (через установление связи представления с познавательной способностью) рефлексиях. Гегель переинтерпретировал проблему в "Философии духа" как процессуальность саморазвертывания духа в его рефлексии о самом себе. "Перевернул" же проблему Фихте, у которого не сознание реализуется "в" и "через" С., а "Я полагает само себя, свое собственное бытие", именно "Я полагает не-Я", т.е. сознание не дано, а задано, порождает себя (синтез Я и не-Я задается в абсолютном Я). Момент предзадаваемости С. структурами практик и культурными формами актуализировала "философия действия" или "социального активизма" (соответственно - марксизм и особенно неомарксизм и неогегельянство). Тема горизонта "жизненного мира" и феноменологической редукции введена феноменологией (специально разрабатывалась в феноменологической социологии), а тема выявления экзистенции как основы С., оставляющая человека один на один с голосом собственной совести в страхе перед "небытием" ("ничто", "пустотой" и т.д.) - экзистенциализмом. Новый поворот проблематике С. задала ее психологизация и социологизация, пошедшая по пути расщепления "Я": соотношение субъективного, отраженного (зеркального) и ролевого Я в структурно-функционалистских версиях социологии личности; структур "сверх-Я", "Оно" и "Я" во фрейдизме; структур "I" и "те" в символическом интеракционизме; проблема "Я - Я" и "Я - Он" в концепции автокоммуникации; соотношение отношений "Я - Ты&/&Мы" и "Я - Он"/"Они" ("Оно") в диалогических концепциях и т.д. С другой стороны, в рамках социологии С. рассматривается как присущее не только индивиду, но и социальной группе, классу, этносу, обществу в целом, когда они осознают себя субъектом практической и познавательной деятельности, а также вырабатывают общие идеалы и понимание собственных интересов. В данном случае С. понимается как единство самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе, самоориентации и саморегулирования социальных субъектов, проявляемое в их поведении, деятельности и общении. Внутренним механизмом саморегулирования действенно-волевой сферы С. выступают системы самооценок социальных субъектов, которые закладывают основы их мировоззрений и могут быть институциализированы как отдельные от этих субъектов системы идеологических представлений или идеологии. В современных философских подходах в целом происходит перенесение акцентов с познающего на познаваемый субъект, само С. трактуется не как начало, а как итог реконструкции в познавательных процедурах действий субъектов в рамках той или иной культуры, которая, в свою очередь, понимается как фиксируемая в языковых (дискурсивных) практиках и представляющая собой нецентрированный гипертекст. Отдельной проблемой является выработка процедур и техник открытия замкнутых структур теоретического (научного, аналитического) мышления как опосредующего процессы С. в современных социокультурных ситуациях. (См. также Я.) В современной философии постмодернизма концепт С. подвергается радикальной деструкции (см. Анти-психологизм, "Смерть субъекта", "Воскрешение субъекта").
Источник: История Философии: Энциклопедия