САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
начинается в подростковом возрасте, когда настает пора формирования "идеального Я" (Сверх-Я) – осознанного личного идеала, сопоставление с которым часто вызывает недовольство собой и стремление себя изменить. Происходит выработка такого идеала, соотнесение с ним своих целей, поступков – "движение сознания по вертикали" в пространстве собственных мотивов личности; этот процесс сопровождается особыми переживаниями относительно себя и своих поступков: угрызениями совести, недовольством собой, оценками и переоценками себя. Самосознанию, особенно нравственному, предстоит еще долгий путь развития. Это развитие идет в условиях конфликтов, порождаемых и внешними условиями, и собственными мотивами личности. Конфликты зачастую вызываются противоречиями между усвоенными с детства правилами, с одной стороны, и нормами поведения и ценностями группы референтной, с другой стороны; эти внешние, социальные мотивы начинают доминировать в подростковом возрасте м, как правило, остаются ведущими в последующее десятилетие жизни, а то и дольше. В этих условиях имения опасность не только остановки духовного роста, но и всевозможных искажений в развитии личности в целом. За борьбой между "социальным" и "духовным" уровнями личности, как правило, стоит противоречивость и разноуровневость социальных "норм". Конструктивная переработка этих противоречий возможна лишь при участии самосознания и составляет один из важнейших моментов личностного творчества.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
самовоспитание) - сознат. и целенаправл. деятельность личности по развитию в себе определенного нравств. сознания и нравств. качеств в соответствии со своими представлениями о нравств. идеале. Стремление к С. - закономерное следствие развития самосознания, нравств. формирования человека, осознающего себя как личность. К. Маркс отмечал, что в отличие от животного человек .делает самое свою жизнедеятельность предметом своей воли и своего сознания» (т. 42, с. 93). Личное С. - важнейший элемент религ.-этич. систем клас. общества. Однако они, отрывая личность от общества и ориентируя на достижение сверхъестеств. идеала (слияние с абсолютом, богом и т. д.), мистифицируют процесс нравств. С. Напр., в буддизме С. связано с достижением нирваны, в результате чего якобы достигается слияние с абсолютом, прекращение процесса перевоплощений, избавление от страданий. Христ. учение о С. многое восприняло от филос. взглядов представителей позднего стоицизма. Оно предполагает веру в бога, к-рый якобы направляет человека на путь духовного совершенства, помогает одержать победу над плотью, спасти бессмертную душу. Христ. С. требует неукоснит. соблюдения кодекса нравств. добродетелей христианства (любовь к богу и ближнему, смирение, долготерпение и т. п.). В католицизме С. сводится к познанию с помощью церкви вечных и неизменных христ. добродетелей и следованию им в жизни. Человек, несмотря на грехопадение, обладает достаточными силами для С. Протестантизм, напротив, подчеркивает неспособность человека своими силами стать нравственным. Это может сделать только бог. Марксист, этика рассматривает С. как самовоспитание личности, направленное на удовлетворение потребности в нравственности. Она подчиняет С. служению обществ. целям, связывает его с творческим и сознат. усвоением принципов коммунистич. морали.
Источник: Атеистический словарь