свободное объединение ученых для разработки тех или иных идей или проблем.
Автономным следует считать такое научное сообщество, которое в состоянии: самостоятельно формулировать и поддерживать собственные нормы и ценности; самостоятельно определять направления, тематику и проблематику своей деятельности.
При этом социальная роль ученого в обществе двойственна. Она предполагает: как стремление отстоять и упрочить автономию науки; так и одновременно с этим – необходимость создания того, что требуется обществу в данный момент, согласованные действия совместно с государственными структурами управления (организации) науки по выстроению эффективной научной политики.
Столь же двойственен, в свою очередь, и интерес общества к науке. Оно дает науке огромные ресурсы и, конечно, ждет от науки удовлетворения, и притом как можно более быстрого, своих самых разнообразных запросов. Отсюда рождается побуждение диктовать ученым, нимало не считаясь с их автономией, какими именно проблемами им надлежит заниматься. Наряду с этим (поверхностным) интересом, впрочем, общество имеет и более глубокий, хотя и менее отчетливо осознаваемый долговременный интерес в поддержании существования науки, ставка на богатые и необходимые плоды не сегодня, а в более отдаленной перспективе.
Эта двойственность позиций и ожиданий обеих сторон вносит в соотношение науки и общества постоянную проблематичность. Более или менее проблематичным всегда является: 1) решение о том, какой из сторон принадлежит приоритет в формулировании запросов общества к науке, так и 2) определение того, что именно и как должны делать ученые для удовлетворения этих запросов.
Следовательно, автономия науки не достигается раз и навсегда. Для ее поддержания и укрепления требуются специальные действия научного сообщества и его лидеров.
Можно выделить несколько параметров, по которым можно судить о степени самоорганизации науки:
-свобода выбора направления исследований и свобода объединения в научное сообщество ученых, включающихся в разработку той или иной проблемы. Формирование так называемых «незримых колледжей» (узких кругов специалистов) – это типичный пример самоорганизации для обмена оперативной информацией, ускоряющего получение новых результатов. Взаимная заинтересованность в налаживании научных коммуникаций заставляет принимать жесткие критерии отбора членов данного научного сообщества – человек получает информацию только если он не бесполезен для дела и для др. людей;
-обеспечение права ученого на материальную поддержку его новых идей и научных программ. Сама принадлежность к научному сообществу определяет это право профессионала, в научной компетенции которого общество не имеет оснований сомневаться. Конечно, это не означает, что любая заявка ученого будет немедленно удовлетворена. Самоорганизация предполагает конкурентность, и из поступающих предложений органы, распределяющие ресурсы, вправе выбрать то, что считают первоочередным и важным. Эта процедура, если она осуществлена компетентно, предполагается самим механизмом самоорганизации науки и включена в него.
Необдуманные административные действия и пассивность в этом деле деформируют механизмы самоорганизации науки, нарушают естественный ход ее развития. Нормальное функционирование этих механизмов требует соответствующих общественных условий.
Предпосылкой успешного развертывания механизмов самоорганизации являются высокий профессионализм и активность ученых как гарантия того, что в формах самоорганизации развивается наука, а не подделка под нее, что исследования ведутся действительно на переднем крае науки, что инициатива и активность ученых работает именно на науку, а не псевдонауку или квазинауку.
Ставить препятствия этой самоорганизации – значит тормозить развитие науки. Но полная свобода сталкивается с некоторыми объективными (материальными и иными) ограничениями, которые надо учитывать, заботясь о максимальном проявлении интеллектуальных возможностей науки на каждом этапе ее развития. Поэтому процессы самоорганизации в реальной жизни всегда вступают в сложные взаимосвязи с управлением, планированием, научной политикой.
Неформальная структура организации науки (диалог, коммуникации, внутренние нормы, ценности и традиции) влияет в немаловажной степени на содержание исследовательской деятельности, качество и продуктивность научного подразделения.
САМООРГАНИЗАЦИЯ И АВТОНОМИЯ НАУКИ
САМООРГАНИЗАЦИЯ И АВТОНОМИЯ НАУКИ
Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.