(SelfEsteem, SelfLove).
Любовь к себе один из вариантов самооценки (другой вариант ненависть к себе). В Рим 12:3 мы читаем: "По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте ск-ром но, по мере веры, какую каждому Бог уделил". Здравая самооценка предполагает, что человек трезво оценивает свои сильные и слабые стороны, свой потенциал роста и свои уязвимые места.
Любовь к себе это приятие себя, но не самодовольство. Человек должен хорошо себя чувствовать внутри своего " я ", но при этом стремиться к росту. Высокомерие свидетельствует не о любви к себе, а как раз о низкой самооценке. Тот, кто уверен в себе,не станет твердить, что он лучше всех. Разговор о своей значимости ведут как раз те, кто в своей значимости сомневается. Люди с высокой самооценкой спокойно занимаются своей работой. Доказывая другим свою ценность, человек стремится доказать ее самому себе.
С другой стороны, низкая самооценка отнюдь не тождественна смирению. Истинного смирения достигнет лишь тот, кто перестанет заниматься собой. Человек должен понять, что он конечен, и забыть о себе, а для этого необходимо относиться к себе достаточно хорошо. Низкая же самооценка сопряжена с постоянным недовольством и ненавистью к себе и тем самым расходится с библейским представлением о том, как христианин должен смотреть на самого себя. Неплодотворность низкой самооценки ярко проиллюстрирована в книге психолога Р. Мэя "Человек ищет себя". Тот, кто призывает людей презирать самих себя, наверняка не может объяснить, почему же мы, столь ничтожные и скучные, должны навязывать свое общество другим людям. Вообще, доктрина, согласно крой мы должны ненавидеть себя и любить всех остальных, полна противоречий, напр., почему ближние должны любить нас, если мы отвратительны и непривлекательны? И как можем мы любить Бога, Который создал наше недостойное "я"?
Христианство не проповедует ненависти к себе, ибо ненависть к себе совсем не то же, что описанное в Рим 6 освобождениеот "ветхогочеловека". "Ветхий человек ", павший и осужденный Богом, упразднен кровью Христовой. Заповедав нам любить ближних, как самих себя, Иисус несомненно подразумевал необходимость законной любви человека к самому себе. Любя самих себя, мы воздаем хвалу Богу, Который, согласно Рим, даровал нам новую природу. Именно такая любовь к себе соответствует духу Библии. Но мы, христиане, зачастую уподобляемся описанному Р. Маем индивидууму, крый стремится "ненавидеть свое "я" и любить всех остальных ".
Даже в протестантской среде порой необходимо проводить различие между церковным учением и библейской теологией. Наше отношение к проблеме самооценки весьма противоречиво. Проповедуя самоочернение, мы вместе с тем утверждаем, что Бог воистину сотворил нас по своему образу и подобию. Следует помнить, что после грехопадения, затемнившего в нас Божий образ, был свершен и великий труд искупления.
Библия рассказывает нам о множестве людей Божьих, крые не боялись любить себя. Очень показательна в этом смысле история Иосифа и его братьев. Иосиф сознавал свою правоту и действовал соответственно, невзирая на обвинения братьев. А Бог в знак одобрения даровал Иосифу видения и способность их толковать, милость фараона, высокий сан и, наконец, примирение с братьями, крые признали свой грех перед Иосифом.
Иову Бог послал тяжкие страдания, но лишь с тем, чтобы испытать его, а не с тем, чтобы наказать его и побудить к самоочернению. Порой Бог действительно наказывает нас (напр., Он не позволил Моисею войти в Землю обетованную), но чаще невзгоды имеют целью совершить в нас великую перемену. В таких случаях Бог выбирает человека, к-ром у Он особенно доверяет, такого, как Иов. В конце концов Бог послал Иову еще больше счастья, чем отнял.
Иов не выдержал бы испытания как раз в том случае, если бы он, раздавленный тяжестью страданий, признал себя никчемным человеком (хотя именно к этому побуждали его друзья).
Св. Писание всегда соблюдает в этих вопросах баланс. Ап. Павел называет свое участие в гонениях на христиан " великим грехом ", и это не невротическое самоочернение, а честная оценка своих поступков. Позже, однако, этот же самый человек, обретя глубокий мир с собой и твердую надежду на Бога, в недвусмысленных выражениях отстаивает свой авторитет внутри Церкви. Ап. Павел честно оценивал себя, правильно понимая свои отношения с ближними и с Богом. Он всегда осознавал свою полную зависимость от Бога, и именно это помогало ему верить в свою ценность.
Порой мы должны забыть о себе и пасть ниц перед Богом, но это не невроз, а реалистическое осознание наших отношений с Творцом. Чем выше самооценка человека, тем легче ему ощутить свое ничтожество перед Богом.
Т.о., Св. Писание последовательно учит нас честно оценивать себя перед ближними и перед Богом. Бог хочет, чтобы мы были Его образом и чтобы наша высокая самооценка была не надуманной,а справедливой.
Е. R. Skoglund (пер. А. Г.) Библиография: 3. Dobson, Hide or Seek; V. ?. Frankl, The Doctor and the Soul: W. Glasser, Reality Therapy: A New Approach to Psyhiatry; C.S. Lewis, The Weight of Glory; R. May, Mans Search for Himself; E. R. Skoglund. Loving Begins with Me; P. Tournier, Guilt and Grace; W. Trobish.iove Yourself.
См. также: Смирение; Любовь.