САМОХВАЛОВА Вера Ильинична

Найдено 1 определение
САМОХВАЛОВА Вера Ильинична
(р. 22.9.1944) — спец. по эстетике и филос. культуры; д. филос. н., проф. Р. в Москве. Окончила филос. ф-т МГУ (1968). С 1968 работает в ИФ РАЩпрежнее название — ИФ АН СССР): м. н. с, ст. н. с; с 1993 — вед. н. с. Докт. дисс. — «Антиэнтропийный смысл красоты» (1991). Акад. РАЕН. Отв. ред. сб. «Философские вопросы ислама» (1970), «Некоторые проблемы зарубежной эстетики» (1980), «Эстетическое воспитание: проблемы теории и практики» (1990), «Современная картина мира. Формирование новой парадигмы» - вып. 1 (1997) и 2 (2001); а также переводов кн.: К. Охоцкий «Философия и естествознание» (1977), С. Лем «Философия случайности» (1979), Н. Такэнобу «Каратэ-до. Входные ворота» (1992). Осн. направления иссл.: формирование и функционирование эстетич. сознания; специфика эстетич. сознания человека совр. информац. об-ва; проблема формирования и содержания культурной парадигмы; язык искусства; сравнительный анализ психоментальных моделей зап. и восточной культур; проблемы творч.; проблемы религ. и эзотерического сознания. С. развивает мегаэстетическую концепцию красоты как фундаментального основания бытия. В 1990-е С. разрабатывает проблему творч. как подлинно человеческого и поистине адекватного поведения человека в мире. Так, искусство предстает как особая форма адаптационного поведения, когда человек осваивает трансцендентные характеристики и измерения мира через организацию пространственных и временных форм искусства. Феномен человеческого творч. рассматривается и как культурная форма инстинкта самосохранения, самоутверждения себя в мире (антиципация, моделирование и т. п.), и как человеческий вызов хаосу и небытию, комплексным выражением к-рого становится созданная человеком культура. В работах последнего времени С. уделяет много места и проблеме взаимодействия культур, в частности иссл. этнохтонной обусловленности специфики восточной культуры. С 1997 С. организатор и глав. ред. науч.-филос. и культурол. ж. «Полигнозис».
Соч.: Человек и мир. Проблема антропоцентризма // ФН. 1992. № 3; Сознание как диалогическое отношение // М. М. Бахтин как философ. М., 1992; Определение эстетики как науки в современном контексте // Эстетический опыт и эстетическая культура. М., 1992; Человек и спасение мира // Русская культура и мир. Нижний Новгород, 1993; Красота: литургия и анафема// Полигнозис. 1998. № 3; О метафизическом смысле гармонии // Дельфис. 1998. № 4; Человек и судьба мира. М., 2000; Мифы для массового человека//Дельфис. 2001. № 1. Образ культуры минувшего века: Доминанты и тенденции // Итоги XX века. М., 2001; Между мифом и пародией: Очерки культуры XX века. М., 2001; Достоевский и Мисима (О метафизике красоты) // ВФ. 2002. № 11; Метафизика глобализации: От утопии к антиутопии. М., 2002; Культурология: Краткий курс лекций. М., 2002; Проект глобализации и метафизический мегапроект «Человек» // ФН. 2003. № 4; К пониманию эстетики как науки в современном контексте // Ориентиры. Вып. 2. М., 2003; Предполагает ли машинное творчество возможность машинного вдохновения? Философия искусственного интеллекта. М., 2005; Творчество и энергия самоутверждения // ВФ. № 2006. № 5; Идея сверхчеловека в культуре // Ориентиры. Вып. 3. М., 2006; Творчество как антропокультурный феномен // Творчество как принцип антропогенеза. М., 2006; Спонтанность как состояние и как прием // Спонтанность и детерминизм / Ред. В. В. Казютинский и др. М., 2006; Социальные проекты: утопии и альтернативы // Философская Россия. М., 2007. № 3.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009