САМОДВИЖЕНИЕ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

САМОДВИЖЕНИЕ (САМОРАЗВИТИЕ)
философские понятия диалектики, обозначающие процесс развития объекта, его становления и изменения под влиянием, прежде всего, его собственных, внутренних причин, внутренних источников. Диалектика считает, что таким источником являются противоречия, как результат взаимодействия противоположностей, присущих любому объекту или процессу. Взаимодействие противоположностей, их борьба и придает объекту способность изменения, ведет к развитию. Внешние причины, считает диалектика, либо способствуют, либо противодействуют самодвижению (саморазвитию), выполняют только дополнительную функцию.

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

САМОДВИЖЕНИЕ
философская категория, выражающая изменение объекта под влиянием присущих ему противоречий, факторов и условий. В древнегреческой философии принцип самодвижения встречается у Анаксимандра, применившего идею раздвоения единого на противоположности к объяснению происхождения мира. О самодвижении говорил Гераклит, а Аристотель разделял все предметы на неподвижные, самодвижущиеся и движимые чем-то иным. В философии эпохи Возрождения и Нового времени идея самодвижения привлекала Д. Бруно, Толанда, Гассенди, Дидро, Гольбаха и др. Но особенно важную роль она приобрела в философской системе Гегеля, рассматривавшего эволюцию сущего через призму учения о самопротиворечивости и саморазвитии духа. Имманентное духу противоречие между бытием и небытием, возможностью и действительностью является внутренним источником его движения. Поскольку же вся полнота реальности представляет собой модификацию духа, то развитие мира детерминировано не извне, а изнутри. Движение есть самодвижение. В послегегелевской философии тезис о тотальности противоречия как универсальном источнике самодвижения получил воплощение в диалектическом материализме. В религиозно-философских системах Востока (Индия, Китай) проблема самодвижения сущего обычно согласуется с мифологемами, полагающими началом мира Хаос и связывающими переход к упорядоченности и структуре с деятельностью первого культурного героя. В китайской философии идея самодвижения развита в концепции о недетерминированной причине сущего — дао — и учении об универсальных противоположностях инь — ян.
Ю. М. Сердюков

Источник: Новая философская энциклопедия

САМОДВИЖЕНИЕ
движение, имеющее источник, причину в самой движущейся вещи. Концепция С.. противостоит концепции “внешнего толчка”, как якобы единственной причины происходящих в природе изменений. В истории философии возникновение и формирование категории С. было связано, во-первых, с постановкой вопроса о “начале” мироздания, первопричине мировых процессов и, во-вторых, с трудностями объяснения реальных процессов развития. Древн. материалисты пытались объяснить движение из присущих самой природе сил и свойств: соединение и разделение первоначал (ионийская философия), “любовь” и “ненависть” (Эмпедокл), атомы и пустота (Левкипп, Демокрит). Выведение изменений из потустороннего реальному миру идеального начала было характерным для идеалистических систем (Платон). Особую остроту проблема понимания причины движения приобрела с возникновением христианской догмы сотворения мира. Чтобы доказать С. мира, нужно раскрыть в нем самом источник и механизм его движения, тогда как теология переносит этот источник вовне (“деятельность” бога). Теоретическая (методологическая) несостоятельность механистического понимания причинности (и изменений) состоит в том, что оно не может противостоять идее “первотолчка” (ньютоновская механика) и не способно объяснить реальные процессы развития. Для научного объяснения С. требовалось коренное преобразование метода мышления: на помощь материализму должна была прийти диалектика. Спинозовская идея causa sui (причина самой себя), лейбницевский принцип монады как самодеятельной, самоопределяющейся субстанции, кантовские идеи развития неба, земли и человека, идея эволюции в философии Шеллинга, наконец, гегелевская идеалистическая диалектика — вехи на пути формирования концепции С., состоящей не в чем ином, как в “некотором изображении противоречия” (Гегель). Марксистская философия, отстаивая материалистический подход к С., подчеркивает диалектическое содержание категории С., ее несовместимость с метафизическим и плоскоэволюционистским пониманием развития (простое уменьшение, увеличение, повторение) и неразрывную связь с диалектической концепцией развития как единства и борьбы противоположностей.

Источник: Философский энциклопедический словарь

САМОДВИЖЕНИЕ
филос. категория, выражающая изменение объекта под влиянием внутренне присущих ему противоречий, факторов и условий. Как самопроиз­вольное изменение С. рассматривается в относит. про­тивопоставлении движению, происходящему под влия­нием лишь внеш. факторов. При С. внеш. воздействия играют модифицирующую либо опосредующую роль.
В истории философии принцип С. впервые нашел выражение в др.-греч. философии (Гераклит, Аристо­тель). В новое время идею С. развивал Лейбниц, вскрыв­ший в телесной субстанции деятельное начало. Учение о С. материи выдвинули франц. материалисты (Голь­бах, Дидро, Гельвеций). Ньютон и нек-рые философы-метафизики 18 в. из отрицания С. делали вывод о на­личии у всякого движения внеш. источника (абс. пер­воначала, бога). Развернутую концепцию С. и его мо­дусов разработал Гегель, однако последние в его идеалистич. системе толкуются как формы самовыражения абс. идеи.
Диалектико-материалистич. учение о С. как фунда­ментальном свойстве материи выдвинули К. Маркс и Ф. Энгельс. С. присуще всем уровням строения материи- от механич., квантово-физич. (изменения в субатом­ных, атомных и молекулярных системах в результате неустойчивости их структур) и химич. (процессы С. в каталитич. системах) до биологич. и социального уровней. На химич., биологич. и более высоких уровнях спонтанность С. находит свое выражение преим. в от­крытых и целостных системах (организм, общество, био­сфера), в к-рых осуществляется не просто С., а само­развитие (т. е. С., сопровождаемое переходом на более высокую ступень организации). Саморазвитие свойствен­но как материальному миру в целом, так и отд. его ре­гионам (биологич. системы; эволюция галактик и про­исхождение солнечной системы; в экономич. сфере - развитие денег из движения товара, раскрытое Марк­сом в «Капитале»). Саморазвитие и С.- неотъемлемые моменты диалектико-материалистич. концепции разви­тия, к-рая (в противоположность метафизич. концеп­циям, учитывающим лишь внеш. факторы) «... дает ключ к „самодвижению" всего сущего...» и является «условием познания всех процессов мира в их „самодвижении", в их спонтанейном развитии, в их жи­вой жизни

Источник: Советский философский словарь

САМОДВИЖЕНИЕ
изменения в вещах, происходящие на основе внутренних побудительных сил, а не вызываемые воздействиями извне. Идея С. материи была выдвинута философамима териалистами в противовес религиозно-идеалистической идее сотворения материального мира духовным началом. Она неотделима от основного материалистического положения — положения о материальном единстве мира. В мире нет ничего, что не было бы проявлением движущейся материи, следовательно, нет никаких нематериальных, стоящих над природой сил, к-рые порождали бы материю, обусловливали ее движение. Природа является причиной самой себя. Однако это правильное положение в материалистической философии до Маркса не было последовательно обосновано. Оно уживалось с метафизически упрощенным, односторонним пониманием движения. Движение сводилось в основном к его механической форме и рассматривалось лишь как простое перемещение тел в пространстве, как их увеличение и уменьшение. Такое движение носит внешний характер, у него нет внутреннего источника, оно передается от одного тела к другому. Поэтому если рассматривать движение мира в целом, то сам собой напрашивается вывод о привнесении движения в материю извне, о «первом толчке». Не все философыматериалисты делали такой вывод, являющийся уступкой идеализму, но метафизическое понимание движения неизбежно приводило к тому, что процесс С. не раскрывался, оставался как бы в тени. Впервые процесс С. как движения на основе внутренних импульсов, источников подробно рассмотрел Гегель. Но, будучи идеалистом, он приписывал способность к С. не материи, не природе, а духовному первоначалу, идее. Научное понимание С. дано марксистской философией. Опираясь на достижения науки, диалектический материализм доказал, что движение неотделимо от материи, что материя внутренне активна, способна к изменению, развитию. Движение материи представляет собой ее С., т. к. источник движения заключен в самих вещах. Во всех сферах действительности, начиная от элементарных частиц и кончая человеческим обществом, таким источником служат противоречия возникающие внутри вещей.
Внешние по отношению к развивающимся предметам и явлениям условия также накладывают отпечаток на их изменение, но определяющими являются внутренние противоречия. Только на основе закона единства и ёоръёы противоположностей движение и развитие вещей может быть понято как их С. и саморазвитие. «Условие познания всех процессов мира в их «самодвижении», в их спонтанейном развитии, в их живой жизни, есть познание их как единства противоположностей» (Ленин). Движущее начало всякого развития — разделение на противоположности, противоречия и их разрешение, а всякое разрешение одних противоречий означает возникновение новых. Так совершается бесконечный процесс развития объективного мира. Движение материи не нуждается поэтому ни в каком «первом толчке». Будучи С., оно является собственной конечной причиной.

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

САМОДВИЖЕНИЕ
собственное, внутренне необходимое самопроизвольное изменение системы, к-рое определяется ее противоречиями, опосредствующими воздействие внешних факторов и условий. Все диалектич. системы антич. философии в той или др. форме придерживались идеи С: материалистич. системы – С. всего мира, идеалистические – С. сознания. Идея С. имплицитно содержалась и в филос. системах нового времени, разрабатывавших проблему субстанции (Спиноза, Лейбниц). В естествознании нового времени первым, не вполне еще адекватным выражением идеи С. явились закон сохранения количества механич. движения (Декарт) и законы инерциального движения (Галилей, Ньютон). Существ. вклад в проблему С. материи внесли Дж. Толанд и франц. материалисты 18 в. Материализм нового времени, однако, не смог поставить и решить наиболее существ. проблемы С: вопрос о его источнике и о применении общей идеи С. материи к анализу С. конкретных систем. Эти проблемы нашли идеалистич. истолкование в классич. нем. философии, в особенности у Гегеля. Диалектико-материалистич. концепция С. исходит из того, что С. присуще не только материи в целом, но и всем ее конкретным видам. Источником С. являются внутр. причины. Это прежде всего противоречия, свойственные всем объектам с системным строением, либо иные силы – напр., взаимодействие отд. составляющих системы. Влияние внешних условий на конкретную самодвижущуюся систему осуществляется опосредованно, через внутр. источники. С., связанное с направленным, необратимым изменением, составляет особый тип С. – с а м о р а з в и т и е. В этом пункте концепция С. непосредственно смыкается с общей диалектич. концепцией развития, в к-рой "...главное внимание устремляется именно на познание и с т о ч н и к а " с а м о" движения" (Ленин В. И., Соч., т. 38, с. 358). Материя как таковая абсолютно не обусловлена в своем С. к.-л. внешними воздействиями. Однако абс. характер С. материи в целом проявляется в относительных С. конкретных материальных систем – относительных потому, что всякая материальная система подвержена воздействию др. материальных систем, выступающих по отношению к данной системе как условия ее С. Воздействие внешних факторов на самодвижущуюся систему тем значительнее, чем менее организованна система. Поэтому одним из существ. условий и критериев повышения организации системы является усиление ее "автономности" по отношению к внешним воздействиям, т.е. возрастание роли внутр. источников развития – возрастание С., благодаря чему система получает большие возможности как для сохранения устойчивости, так и для адекватной реакции на изменения среды. В человеч. обществе С. основывается на специфически человеч. деятельности, прежде всего – на развитии материального произ-ва. На высших стадиях развития общества (коммунистич. формация) С. утрачивает стихийный характер, присущий ему в условиях антагонистич. формаций. Постоянным условием и элементом С., наряду с объективными условиями, здесь становится сознат. планирование, превращающееся в материальную силу развития через планомерную деятельность всего общества. Лит.: Хрустов Г. ?., ? возникновении материального производства, "ВФ", 1960, No 3; Орлов В. В., Особенности чувств. познания, Пермь, 1962, с. 12–24; Петрушенко Л. ?., К вопросу об общем характере и особенностях авторегуляционных систем, "Изв. Ленингр. электротехнич. ин-та им. В. И. Ульянова (Ленина)", 1963, вып. 49. См. также лит. при ст. Единство и борьба противоположностей, Противоречие, Развитие. Ф. Вяккерев. Пермь.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
1.01 мб

Движение и самодвижение в контексте философско-эстетического осмысления

Волобуева Лариса Николаевна
Статья рассматривает проблему «движения» и «самодвижения» как философско-эстетически обоснованное гуманистическое основание культуры.
Читать PDF
208.22 кб

Субъективность как основа самодвижения личности

Хомутова Наталья Николаевна
Личность является необходимым и определяющим звеном существования культуры. На современном этапе развития российского общества активная личность выступает как главное звено общества, нацеленное на идентичность и свободу.
Читать PDF
341.24 кб

Идеи активности и самодвижения в учении об эманации Прокла Диадоха

Хвощев В. Е.
Прокл Диадох (412-485 гг.) малоизвестный в России представитель неоплатонизма.

Похожие термины:

  • САМОДВИЖЕНИЕ (САМОРАЗВИТИЕ)

    философские понятия диалектики, обозначающие процесс развития объекта, его становления и изменения под влиянием, прежде всего, его собственных, внутренних причин, внутренних источников. Диалекти