САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ
высшая жизненная потребность индивида, под которой А.Маслоу понимает стремление человека к выявлению своих потенциальных возможностей, проявлению его способностей становиться всем, чем он захочет, достижению своих целей, проявлению своей общечеловеческой и личностной сущности. Процесс развития человеком своих потенциальных способностей, стремление к возможно более полному выявлению и развитию личностных возможностей, проявлению своих личностных качеств, а также самовыражение как предъявление этих качеств другим в процессе общения и деятельности.
Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ
концепция развития личности, ее потенциала и духовного возвышения, принятая в софиогонии и некоторыми другими течениями антропологической философии. Разработана Маслоу А. (1908 – 1970) одним из основателей американского течения гуманистической психологии. Это теория мотивации, основанная на роли иерархии потребностей. Маслоу предположил, что человеческие потребности можно разделить на ряд категорий: физиологические, стремление к безопасности, любви и сопричастности, уважению и самореализации, причем высшие не могут стать важными для личности до тех пор, пока низшие не удовлетворены. В книге "К психологии бытия" (1962) Маслоу рассуждает, каким образом уникальность индивидуума может быть развита до совершенства, или самореализации. Это предполагает удовлетворение насущных потребностей (которые отличаются от дефицитных потребностей более низкого уровня). Чтобы определить свое понятие самореализации, Маслоу рассмотрел жизнь и лица людей, которых он посчитал самореалиэованными. Такие люди в большей мере принимали "Я" свое и других, в большей степени идентифицировали себя с человечеством в целом, признавали значение для себя общечеловеческих ценностей, обладали более высоким уровнем творческого потенциала и обостренным восприятием, особенно природы, единства с миром и полноты жизненного счастья. Сторонники евразийской философии подразделяют человеческие потребности на три категории – телесные, социальные и духовные и полагают, что не существует слишком жесткой зависимости в признании их приоритетности и в последовательности удовлетворения.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я