(пал. Samannaphalasutta «Наставление о плодах подвижничества», до 1 в. н.э.) — вторая сутта «Дигха-никаи», первостепенно важный источник по шраманскому периоду инд. культуры, содержащий свидетельства о первых инд. философах.
В «С.-с.» рассказывается о посещении Аджаташатру, царем Магадхи, Будды и обсуждении им вопроса о том, имеются ли какие-либо осязаемые «плоды подвижничества» (ему надо знать, как вести себя с аскетами), сопоставимые с «плодами» других жизненных стезей. Царь рассказывает о том, что ему говорили в ответ на такой же вопрос другие философы, трое из к-рых затрагивали и этические проблемы, причем в имморалистическом контексте. Так, согласно адживику Пурану Кассапе, никакое действие, даже самое ужасное по обычным людским представлениям, не является злом, так же как никакое действие, даже самое прекрасное по обычным людским представлениям, не является добром; доктрину Пурана Кассапы царь называет «учением о без-действии» (akiriyavada). Мораль отрицалась также и Аджитой Кесакамбалой, для к-рого ничего из того, что совершается человеком, не представляет значения; он признает лишь наличие четырех материальных элементов, из к-рых человек состоит и в к-рые он после смерти без остатка возвращается. Лишь погребальный костер является реальным жертвоприношением. Эту доктрину царь Магадхи определяет как «учение о разрушении» (ucchedavada). Отрицание морали логически следует и из учения Пакудха Каччаны. Согласно Каччане, человек состоит из семи начал — земли, воды, огня, ветра, радости, страдания и души (jiva), к-рые никак не изменяются, что бы ни происходило с человеком. Человеческие же действия, обычно называемые хорошими или дурными, не касаются этих начал и потому в действительности не имеют никакого значения. Излагая же «положительный буддийский путь», Будда говорит об «осязаемых» плодах подвижничества на примере стадий совершенствования, к-рые проходит его монах. После того как он изучает дисциплинарные правила и внимательно следит за собой, он приступает к нравственным упражнениям (см. Шила), к-рыс состоят из четырех «частей»: 1) соблюдение закона невреждения-длгилгсы — воздержание не только от причинения явного вреда всем живым существам, но и от самих возможных «инструментов» вреждения, типа посоха или оружия, а также культивирование сострадания к живым существам (см. Каруна); 2) избежание присвоения чужого имущества наряду с самим желанием чужой собственности и зависти; 3) верность обету целомудрия (см. Брахмачарья), включающему не только воздержание от совокупления, но и от плотских желаний, коим поддается большинство; 4) правдивость (см. Сатья) — избежание любой лжи, надежность во всем и отсутствие лукавства. За этим следуют упражнения в контроле над чувствами, в постоянном внимании к себе и в культивировании сорадования живым существам (см. Майтри). После этого можно приступать к уединенному созерцанию, затем к ступеням медитации и, наконец, к обретению сверхспособностей (типа видения прежних собственных и чужих реинкарнаций) и совершенства всеведения. Тогда «плоды подвижничества» должны быть для всех очевидными. Позиция Будды, противопоставляющего имморалистическим учениям шраманского периода нравственные упражнения, отличается от высказывавшейся им невысокой оценки морали, известной по «Брахмаджала-сутте». Однако там он отрицал «внешнюю» мораль, в «С.-с.» же речь идет о его собственной сотериологии, где мораль полностью признается, хотя ее положение в иерархии ступеней духовного «прогресса» четко локализовано: она обеспечивает начальные, но необходимые «упражнения», за к-рыми следуют более «продвинутые» практики. Лит.: The Digha Nikaya / Ed. by T.W. Rhys Davids and J.E. Carpenter. \fol. I. London: Pali Text Society, Luzac & Company Limited, 1967. P. 47-86; Шохин В.К. Первые философы Индии. М.: Ладомир, 1997. С. 265-277. В.К.Шохин