САЛОННОЕ ИСКУССТВО
САЛОННОЕ ИСКУССТВО
консерва тивное направление в художественной культуре Европы и Америки XIX — начала XX в. Оно получило свое название благодаря поддержке со стороны жюри парижских салонов. Общие признаки салонного искусства (эклектизм творческого метода, эффектная красивость композиции и однозначность содержания, прямолинейность трактовки значительных тем, формальная завершенность, ремесленно-техническая виртуозность и «сделанность» фактуры, патетика, экзальтация и слащавая идеализация образов, откровенная развлекательность, эротика и уход от социальной проблематики) стали символом потакания художественной моде и вкусам массового зрителя, агрессивного неприятия всего новаторского в искусстве и коммерциализации художественного творчества. Наиболее предпочитаемыми жанрами салонного искусства являются мифологический и аллегорический (чаще всего как повод для изображения обнаженной натуры), исторический (обычно в духе псевдоисторической костюмной мелодрамы), бытовой (близкий к анекдоту), портрет (неизменно идеализированный). Будучи своего рода «фабрикой грез» и обладая способностью активного воздействия на массового зрителя, салонное искусство стало одним из предвестников «массовой культуры». Расцвет салонного искусства во Франции приходится на годы Второй империи (1852–1870). Среди виднейших мастеров салонного искусства второй половины XIX в. были Тома Кутюр, Александр Кабанель, Франц Шаплен и др. В России это направление было представлено прежде всего Г. И. Семирадским и К. Е. Маковским. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь, М., 1997.
Источник: Символы, знаки, эмблемы: энциклопедия