4 в.) — античный философнеоплатоник, представитель Пергамской школы. Известен как автор трактата «О богах и о мире», написанного, вероятно, в год смерти императора Юлиана Отступника (363), друга Саллюстия. Трактат представляет собой сводку основных тем платонической философии (о боге, первопричине, мире и вечности, уме, бессмертии души, добродетели и т. п.), где особое внимание уделено систематизации язьиеской мифологии, методам символической и аллегорической экзегезы.
Соч.: Saiiustius. Concerning the Gods and the Universe, with proleg, and transi, by A. D. Nock. Oxf., 1932, 2 ed. 1963. Рус. пер: Книга о богах и о мире, пер. Ю. А. Шичалина.— В сб.: Учебники платоновской философии, М.-Томск, 1995, с. 105-120. Лит.: Лосев А. Ф. История античной эстетики VII: Последние века, кн. 1.М., 1988, с. 331-358.
M. А. Солопова
САЛЛЮСТИЙ
САЛЛЮСТИЙ
Источник: Новая философская энциклопедия
САЛЛЮСТИЙ
САЛЛЮСТИЙ (???????????) (сер. 4 в. н. э.), философ-неоплатоник, представитель Пергамской школы. Предположительно тождествен «Салютию» (?????????), упоминаемому Евнапием из Сард (V. Soph. VII5,9,1-2 Giangr.); вероятный адресат сочинений имп. Юлиана «К Царю Гелиосу» и «Утешение к себе самому по поводу отъезда Саллюстия». Известен как автор трактата «О богах и о мире» (De deis et mundus, название дано в 16 в. первым издателем текста), написанного, вероятно, в год смерти имп. Юлиана (363) и представляющего собой сводку основных тем платонической философии, с особым вниманием к систематизации языческой мифологии, методам символической и аллегорической экзегезы. Трактат состоит из 32 небольших глав. После вступления, посвященного вопросу о необходимых для слушателя данных вопросов качествах, автор излагает темы: о бестелесности и неизменности богов; необходимости искать внутренний глубокий смысл в посвященных богам мифах, в связи с чем дает классификацию различных видов мифов (мифы бывают теологические, физические, психические, материальные и смешанные - согласно тем сторонам божественной сущности, о которых они повествуют); далее говорит о первопричине (Благе), после чего излагает классификацию богов, восходящую к Ямвлиху. Классификация богов (Sallust. De deis 10-11). Все боги делятся на внутрикосмических (?????????) и надкосмических (???????????). Над-космические боги распределены по трем чинам (??????): созидающие сущности, ум и души. Внутрикосмические (12 олимпийских богов) распределены по четырем чинам: боги-миросозидатели (Зевс, Посейдон, Гефест), боги одушевляющие (Деметра, Гера, Артемида), боги-согласователи (Аполлон, Афродита, Гермес) и боги-стражи (Гестия, Афина, Apec). С. демонстрирует, что эта классификация традиционна, указывая на известые из культа атрибуты тех или иных божеств (лира Аполлона, доспехи Афины и т. п.). В космосе С. насчитывает соответственно количеству богов 12 космических сфер (сопоставляя их четырем элементам, сферам планет и целокупному Небу-Урану, объединяющему всех богов). Главы De deis 13-17 посвящены природе и устроению мира, традиционным доказательствам его неуничтожимости (по «Тимею» Платона), здесь же говорится об уме, о душе и ее бессмертии, о судьбе и Промысле. Заключительная часть трактата (главы 18-33) посвящена вопросам практической философии: о добродетели и пороке, о государственном устройстве, о природе зла; специальное внимание (в духе послеямвлиховского платонизма) уделено вопросу о почитании богов, религиозных обязанностях и жертвоприношениях. Соч.: Saloustios. Des dieux et du monde. Ed. G. Rochefort. P., 1960, p. 2-25; Sallustius. Concerning the Gods and the Universe. With proleg. and tr. by A. D. Nock. Oxf., 1932, 19632. Рус. пер.: Саллюстия-философа книга о богах и о мире. Пер. Ю. А. Шичалина, — Учебники платоновской философии. Сост. Ю. А. Шичалин. М.; Томск, 1995, с. 105— 120. Лит.: ЛОСЕВ, ИАЭ VII. Последние века. Кн. 1. М, 1988, с. 331-358. М. А. СОЛОПОВА