САКРАЛИЗАЦИЯ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

САКРАЛИЗАЦИЯ
священное) - наделение предмета, явления священным содержанием (в религиозном понимании) в противоположность светскому, мирскому. Символом ее выступает «освящение», т.е. церемония, в результате которой обыденная мирская процедура приобретает божественный смысл.

Источник: Тематический философский словарь

САКРАЛИЗАЦИЯ

- в различных религиях освящение чего-либо, посвящение религиозным целям, придание статуса священного. Были ритуалы сакрализации мест предстоящего строительства и поселения, определенных видов хозяйственной деятельности и событий жизненного пути. Без сакрализации был невозможен образ жизни древнего человека. В христианстве: "мир освящен в той степени, в какой он не просто мир, но в той, что он принят в универсум Воплощения; и он осужден в той степени, в какой замыкается в самом себе, в той степени, по словам Клоделя, в какой он замыкается в своем существенном различии и остается просто миром, отделенным от универсума Воплощения" (Ж.Маритен).

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

Сакрализация
(от лат. sacer — священный) — вовлечение в сферу религ. регулирования различных форм общественного и индивидуального сознания, социальных отношений, деятельности учреждений, людей. Этот процесс связан с ростом влияния религии, расширением ее функций в об-ве. Тенденция к С. наиболее отчетливо проявляется в тех классово антагонистических обществах, где существуют социальные корни религии. При социализме влияние и сфера действия религии неуклонно сужаются, т. к. корни ее подорваны.
Термин С. употребляется также для обозначения процедуры освящения разного рода предметов, благодаря чему они якобы приобретают сверхъестественные свойства и включаются в систему культа.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

САКРАЛИЗАЦИЯ
от лат. sacer - священный) - 1) вовлечение в сферу религ. санкционирования обществ., групп, и индивид, сознания, деятельности и поведения людей, соц. отношений и институтов. Тенденция к С. особенно характерна для докапиталистич. обществ.-экономич. формаций; 2) наделение материальных предметов, персон, действий, речевых формул, норм поведения и пр. магич. свойствами и возведение их в ранг сакральных, священных, святых. С. могла происходить стихийно, традиционно; в ряде конфессий разрабатывались спец. процедуры освящения. Св. предметы, персоны, действия, тексты, речевые формулы и пр. могут подвергаться десакрализации. Напр., протестантизм изъял из культовой практики предание, иконы, святых, мощи, таинства и др.

Источник: Атеистический словарь

Сакрализация
от лат. sacrum — священное) — наделение предметов, вещей, явлений, людей «священным» (в религиозном понимании) содержанием, подчинение политических и общественных институтов, социальной и научной мысли, культуры и искусства, бытовых отношений религиозному влиянию. В основе С. лежит признание священного (сакрального) как противоположного светскому, мирскому. Наряду с последовательно религиозным пониманием сакрального как производного от Бога существуют и расширительные теоретические его истолкования. Так, согласно Э. Дюркгейму, идея священного выражает естественно-природную основу подлинно человеческого бытия, его общественную (коллективистскую) сущность, которая противопоставляется светскому (индивидуалистическому) эгоистичному существованию.

Источник: Философия. Словарь по обществознанию

САКРАЛИЗАЦИЯ
от лат. sacrum - священное), на­деление предметов, вещей, явлений, людей «священным» (в религиозном понимании) содержанием, подчинение политич. и обществ. институтов, социальной и науч. мысли, культуры и иск-ва, бытовых отношений религ. влиянию. В основе С. лежит признание священного (сакрального) как противоположного светскому, мир­скому. С. в теологии означает подчинение богу. Симво­лом этого выступает освящение, т. е. такая церемония, в результате к-рой обыденная мирская процедура при­обретает трансцендентный, божеств. смысл. Наряду с последовательно теологич. пониманием сакрального как производного от бога существуют и расширитель­ные теоретич. его истолкования. Так, согласно Дюркгейму, идея священного выражает естественно-природную основу подлинно человеч. бытия, его обществ. (кол­лективистскую) сущность, к-рая противостоит свет­скому (индивидуалистич.) эгоистич. существованию. Нем. теолог Р. Отто определяет сакральное (святое) как единственное отличит. свойство божественного и усмат­ривает в нем определяющую черту религии, ее подлин­ный корень.
На различных историч. этапах степень распростра­нения и характер С. неодинаковы. С. свойственна пер­вобытнообщинному, раннеродовому и рабовладельч. обществам. В эпоху феодализма начинается, а при ка­питализме получает свое дальнейшее развитие процесс десакрализации (секуляризации) различных сторон че­ловеч. существования. В условиях глубокого кризиса религии религ. организации и теологи, с одной сто­роны, пытаются «священное», «святое» максимально от­делить, противопоставить земному, а с другой - стре­мятся расширить свое влияние за счет включения в сфе­ру сакрального явлений и представлений, характер­ных для совр. социальной действительности. При социализме секуляризация и становление общества мас­сового атеизма ведет к постепенному вытеснению влия­ния религии из обществ. и личной жизни человека.

Источник: Советский философский словарь

САКРАЛИЗАЦИЯ
(от лат. sacer — священный, относящийся к религ. культу) — в узком смысле: возведение к.-л. объекта, явления, личности в статус священного, божеств., превращение его в предмет религ. культа. В классич. период развития науч.-филос. религиоведения господствовало убеждение, что С. тех или иных феноменов реальности явл. фундаментальным механизмом формирования религ. представлений в целом. Осн. задача религиоведения, след-но, состоит в выявлении именно того комплекса феноменов, к-рый явл. универсальным основанием религии. Чаще всего в таком кач-ве выступали: неподвластные людям природные силы (Фрэйзер), соц.-истор. силы и обстоятельства, господствующие над людьми (Энгельс), иррациональные проявления собств. психики (Шлейермахер), соц. нормы и ценности (Дюркгейм), неосознаваемые либидозные влечения (Фрейд), культ. герои прошлого (Спенсер, Карлейль) и т.д. Совр. религиоведение рассматривает процесс С. как специфический для каждой культуры, особенно на ранних этапах формирования религ. традиции. Австр. теолог и религиовед Р.Отто (1879—1937) в кн. «Священное» ввел для обозначения разл. сакральных феноменов («Бог», «божество», «святое» и др.) понятие «нуминозное» (от лат. numen — божественное) как «совершенно иное» по отношению к обычному опыту. Согл. Отто, переживание субъективного опыта встречи с нуминозным сопряжено с радикальной амбивалентностью чувств: оно одновременно предстает как таинство устрашающее (mysterium tremendum) и очаровывающее (mysterium fascinas). В широком смысле: понятие «С.» используется в политологии, социологии и социальной психологии как обозначение придания сверхценного статуса феноменам соц.-полит. сферы, прежде всего — нормативным установкам, идеалам, а также полит. деятелям. В нек-рых случаях С. сопровождается вовлечением элементов религ. почитания и культа, но предметы такого культа остаются в пределах «нормального опыта». Процесс и результаты С. в совр. массовом обществе принято называть «квазирелигиозными явлениями», примерами к-рых служат культ харизматических вождей, полит. лидеров, поп-идолов, вера в «мировую миссию» своего народа, страны и др. проявления соц. фетишизма. Оборотной стороной С. в ее соц.-полит. измерении явл. «демонизация», т.е. приписывание личности, группе или событию вины во всех негативных явлениях социокульт. сферы. Как правило, благодаря изменениям соц.-полит. системы и массового менталитета один и тот же объект попеременно подвергается С. и демонизации. Лит.: Отто Р. Священное. Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным. СПб., 2008; Пивоваров Д.В., Медведев А.В. История и философия религии. Екатеринбург; Нижневартовск, 1999. Е.В.Гутов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

САКРАЛИЗАЦИЯ
от лат. sacro — освящать, объявлять священным) — превращение в священное, наделение сакральным смыслом объектов и событий внешнего мира, а также мысленных образов, сценариев, невербальных символов, действий, слов и т.д., обеспечившее формирование у первобытных популяций рудиментных, древнейших форм осознанного миропонимания. Истоки С. коренятся в вере в сверхъестественное. По-видимому, с первым примитивным культом неандертальцев (культом черепа) зародились и какие-то рудименты «социального сознания» и культуры. Обнаруженные археологами некоторые существенные различия, появившиеся в материальной культуре верхнего плейстоцена (приблизительно 100 тыс. лет назад), указывают на формирование первых примитивных культов, положивших начало дивергенции и разнообразию духовной культуры первобытных популяций. Благодаря возникшей вере в существование каких-то высших сил и начал, от содействия которых зависят жизнь и благополучие человека, у первобытных людей постепенно сформировалась внутренняя психофизиологическая потребность наполнить новым сакральным смыслом свои осознаваемые восприятия, мысли, воспоминания, сновидения и т.п., а кроме того, и неотделимые от них (в силу магии образа) действия, объекты и события. Эмоционально наиболее значимые образы и сценарии превратились в сакральные архетипы, которые осознавались архаическим мышлением как «первичная», подлинная реальность, выступающая источником сакральных смыслов для других осознаваемых результатов обработки когнитивной информации. В силу когнитивных особенностей этого мышления распознавание («узнавание») образов предполагает их соотнесение с прототипом, а понимание (смысл) любого конкретного случая (предмета, события, места и т.д.) определяется тем, насколько этот случай соответствует уже имеющемуся прото-типному образцу. Поэтому если прототип (образец) несет какую-то сакральную смысловую нагрузку, то благодаря его «первичности» в структуре архаического мышления и сознания происходит автоматическое наделение сакральным смыслом всего комплекса ассоциированных с ним (тождественных, подобных, противоположных, включенных в него в качестве элемента целого и т.д.) образов и сценариев. Трансляция сакральных смыслов здесь не ограничивалась лишь ассоциациями мысленных образов. Имитация сакральных сценариев с помощью ритуала, отождествление магических изображений, символов (а позднее и слов) с оригиналами и т.п. — все это позволило архаическому мышлению, используя в той или иной степени манипулирование знаково-символической информацией, значительно расширить свои оперативные возможности переносить сакральные смыслы на объекты окружающей среды и формировать универсальную модель религиозного миропонимания. До появления письменности С. оставалась единственным средством закрепления в коллективной памяти важной для выживания людей культурной информации. Она обеспечила дополнительный эмоциональный стимул развитию культуры, наделив священным смыслом действия, мысленные образы, символы и слова людей, способствовала передаче и усвоению адаптивно ценных знаний и тем самым значительно ускорила когнитивную и культурную эволюцию человечества.
И. П. Меркулов

Источник: Философия: энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
484.99 кб

Доступность информации и сакрализация знания

Купарашвили М. Д., Росляков А. Е.
Systematic simplification of knowledge transforms it to class of exclusive objects.
Читать PDF
615.91 кб

Жертва террора и сакрализация власти

Корецкая М.А.
Современное публичное и политическое пространство, несмотря на декларируемые рационально-просвещенческие установки, по-прежнему апеллирует к фигуре жертвы, используя формулы квазирелигиозного дискурса.
Читать PDF
1.49 мб

Сакрализация как методологический принцип квалитативного идеализма

Еременко Клаузер Александр Владимирович, Михайлова Алена Юрьевна
В статье кратко рассматривается проблема сакрализации научной методологии на примере дефиниции «qualia», а также проводится конспективный анализ методологических основ материалистического и идеалистического подхода к накоплению зн

Похожие термины: