САКЬЯ
САКЬЯ
(тиб. sa skya, светло-серая земля) — название школы тибетского буддизма, происходящее от названия местечка в западном Тибете, где в 1073 г. был основан монастырь Сакья. Основоположником школы считается Сачен Гунга-ньинпо (1092–1158), который был признан воплощением Авалокитешвары и отец которого — Кёнчог Гьялпо (1034–1103) — построил первый монастырь. Однако своей специфике С. обязана известному тибетскому мыслителю и переводчику Дрогми (993–1077 гг.), восемь лет учившемуся в лучших буддийских университетах Индии. Из всех школ тибетского буддизма лишь в С. титул главы школы передавался (и передаётся) от отца к сыну, притом, что все остальные ламы были монахами. В отличии от С., в школах кагью и гелук на роли кармапы, шамарпы и далай-ламы, панчен-ламы особым образом находились и утверждались воплощенцы (тулку) бодхисаттвы Авалокитешвары и будды Амитабхи. Главная отличительная особенность школы состояла в проповеди доктрины «Путь – плод» (марга-пхала, тиб. lambras), или «Путь и его плод». Её создателем называют индийского мастера йоги Вирупу (приблизительно VIII–IX вв.), знатока «Хеваджра-тантры» — культовой и теоретической основы этой доктрины, которая гласит, что цель Пути (от страданий к освобождению) внутренне присуща самому процессу Пути и реализуется в каждом духовном шаге человека. Философским фундаментом школы стало учение йогачары и некоторые положения индийской мадхьямаки. В XIII–XIV вв. С. представляла наиболее весомую политическую силу Тибета и имела большое влияние как в ставках монгольских ханов, так и при дворе китайских императоров. Сакья Пандита (или Кунга Гьялцен — 1182–1251) и Пагпа-лама (1235–1280) были и видными учёными школы, её иерархами и политическими деятелями, сумевшими создать наиболее благоприятные условия для функционирования и развития тибетского буддизма в огромных новых государственных образованиях Центральной и Восточной Азии. С 1253 г. и в течение примерно ста лет монголы считали главой Тибета Пагпа-ламу и его преемников — «держателей трона». В 1260 г. в Монголии Пагпа-лама провёл над Хубилаем (1215–1294) особую церемонию «возведения на трон всемонгольского хана», а также даровал ему титулы чакравартина и «хана веры». В свою очередь Пагпа-лама получил титулы «Наставник тибетского государства» и «Наставник буддизма в Китае». Из С. вышло ответвление джонанг, к которому принадлежал крупный учёный-историк Таранатха (1575–1634), но эта подшкола была запрещена иерархами гелук, и в XVII в. её деятельность сошла на нет. Ныне С. имеет несколько ветвей и монастырей в Тибете, Индии, Непале, а также в странах Запада.