(р. 11.1.1933) — спец. по метафилософии, онтологии, гносеологии, филос. антропологии; д. филос. н., проф. Р. в Ленинграде. В 1955 окончил филос. ф-т ЛГУ. Работал учителем на Горном Алтае. С 1959 по 1977 преподавал филос. в Томске (мед. ин-т: с 1959 — асе, с 1965 — доц., 1969 — зав кафедрой; ун-т: проф. с 1973), с 1977 — в Симферополе (ун-т: проф., с 1984 — зав. кафедрой). С 1993 — проф. СПбГУ. Канд. дисс. «Чувственные основы и логическая природа понятия» (1962). Докт дисс. — «Основы систематизации всеобщих категорий» (1969). Как отмечает С, не принимая новых догм о конце метафизики, смерти Бога и человека и стремясь избежать крайностей как идеол. ангажированности, так и «игры в бисер», он последовательно разрабатывал целостную филос. концепцию «развивающейся гармонии» как основу ноосферного мировоззрения. Искомая целостность, по убеждению С, задается онтоантропологическим принципом (укорененность сущностных человеческих качеств в атрибутах бытия) и принципом взаимодополнительности нередуцируемых друг к другу видов бытия (способов существования, данности друг другу). Такими видами являются объективная реальность (материя, существующая относительно объективных взаимодействий); субъективная реальность, существующая относительно субъективной интерпретации, в основе к-рой лежит душа (экзистенция); и трансцендентная реальность (дух) как непредикативная самотождественность целого. Этот подход позволил в метафилософии рассмотреть философствование как рефлексию предельных оснований и сущностных возможностей отношения человека к миру. В онтологии построена система всеобщих категорий — сначала как атрибутов материи, а затем и бытия в целом. На основе понимания бытия любого сущего как соотношения предложен проект неметафизической коррелятивной онтологии. С позиций последней дана трактовка соотношения относительного и абсолютного бытия и осуществлена критика любых попыток натурализации и антропоморфизации абсолюта. В гносеологии предложена уровневая концепция идеального бытия человека как единства релятивно-информац. и субстанционального (фундаментального настроя) уровней; продолжены в применении к совр. реалиям отеч. традиции «цельного знания» и «цельного опыта», рассмотрены в этом контексте специфика и возможности интервального и системного подхода; показано соотношение субъектно-объектного познания, субъектно-субъектного понимания и глубинного общения с трансцендентной реальностью (в конкретной интерпретации — науки, искусства и нравственности, религ. чувства, осн. формами к-рых, соответственно, являются стремящееся к однозначности знание, полиинтерпретируемый символ-метафора и «мудрость молчания»). В филос. антропологии и аксиологии показано соответствие систем сущностных (интегральных) качеств человека — универсальных аспектов жизнедеятельности — базовых ценностей; отстаивается позиция, согласно к-рой сущностью человека является диалектика свободы и ответственности в творч. доопределении бытия. В соц. филос. очерчены основы целостно-интеракционного подхода, в к-ром, по мнению автора, преодолеваются недостатки подходов формационного и цивилизац. В рамках этого подхода жизнедеятельность социально-антропологической целостности предстает как взаимодополнительное единство естественно-ист. процесса, деятельности и глубинного общения в динамике. А в статике, соответственно, как единство естественно-ист. формации (обобщение понятия общественно-экон. формации), культуры и дух. атмосферы; предложены критерии нормы и прогресса в нелинейном ходе истории с позиций целостного понимания человека и его роли в космич. процессе «становящегося всеединства» на основе свободного выбора. В целом разрабатываемая концепция служит обоснованием философско-мировоззренч. направления — антропокосмизма, в к-ром на смену антропоцентризму (приоритет человека) и тео- или космоцентризму (приоритет надчеловеческих сущностей) приходит идея паритета, диалога и сотворчества человека и мира. Реализацией идей антропокосмизма должна явиться стратегия движения к ноосфере как развивающейся (т. е. содержащей в себе имманентный момент противоречий и трагичности) гармонии об-ва, личности и природы в их стремлении к преодолению энтропийных тенденций на пути к со борному единству. И это — единственная альтернатива глобальной катастрофе. Применяя свою филос. концепцию к разработке мировоззрения, способного дать Ответ на Вызов совр. эпохи, С, продолжая традиции отечеств, мысли, предпринял реконструкцию «русской идеи», всечеловеческую суть к-рой он видит в соборности, преодолевающей на основе взаимного признания самоценности индивидуального и целого ограниченность индивидуализма и либерализма, с одной стороны, коллективизма и тоталитаризма—с др. С этих же позиций он рассмотрел перспективы решения глобальных проблем и дал критику характера совр. глобализации.
Соч.: Философия как теория всеобщего и ее роль в медицинском познании. Томск. 1968; Вселенная философа. М., 1972; Основы систематизации всеобщих категорий. Томск. 1973; Весы Фемиды и суд совести. М., 1982; Истина в ее отношении к деятельности и действительности // Истина как гносеологическая категория. Свердловск, 1983; Философия как деятельность (депонир.). М., 1988; Русская идея: Продолжим ли прерванный путь? СПб, 1994; Социальная философия: в поисках целостности // Социально-политический журнал. 1994. № 3-4; Антропологическая целостность: статус и структура // Очерки социальной антропологии. СПб, 1995; О судьбах философии // Категории. М., 1997; Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения): в 3-х ч. Ч. 1: Философия и жизнь. СПб., 1997; Ч. 2: Онтология. СПб., 1999; Ч. 3: Антропология. СПб, 1999; Так что же такое духовность? // Школа духовности. М., 1998. № 2; Есть ли выход у человечества (критика образа жизни)? СПб., 2000; Бытие идеального. СПб., 2003; Философия антропокосмизма в кратком изложении: Курс лекций. СПб., 2004; Триада бытия (введение в неметафизическую коррелятивную онтологию). СПб., 2006; Социальная синергетика и концепция доопределения бытия // ФН. 2007. № 6; Целостно-интеракционный подход к философии истории // Западная и русская историография: Современные взгляды. Нью-Йорк, 1993 (на англ. яз.).
САГАТОВСКИЙ Валерий Николаевич
САГАТОВСКИЙ Валерий Николаевич
Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009