САДХАНА

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

САДХАНА

        в йоге процесс или средство осуществления духовных целей. Как процесс, обычно мыслится стадиальным, с предсказуемыми успехами и трудностями на каждой стадии. Как средство, С. есть развернутая инструкция с предписанием нравственных, психических, духовных, энергетических упражнении, их очередности, периодичности, интенсивности и пр., указание применяемых средств — мантр, икон, воображаемых персонажей и пр. Как правило, С. лишь отчасти изложена в доступных текстах, ключ же к практике дает гуру. Успех не гарантируется, но при должном рвении весьма вероятен. Интенсивная С. занимает не менее нескольких лет. Занимающийся С. называется садхака, а достигнутый результат — сйддхи, частные (паранормальные физические, психические, духовные способности) и окончательные (освобождение и преображение тела).
А. Парибок

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

САДХАНА
(достижение, реализация) — духовная практика в индуизме. Человек, исполняющий С, называется садхака. С. — это процесс постепенного духовного возвышения личности над своими страстями и ложными воззрениями, приближающий его к искомой цели (обычно это освобождение). С. может включать в себя как ритуальное поклонение внешнего характера (пуджа), так и внутреннее сосредоточение на избранном объекте. В йоге, кришнаизме и тантризме присутствуют элементы обоих типов. С. производится учеником под руководством гуру или по его благословению; самостоятельное исполнение С. по книгам, без учителя в индийских традициях не одобряется. Конкретика форм С. зависит от религиозного идеала в данной традиции, от мировидения гуру от личных особенностей практикующего. В кришнаизме С. совпадает с бхакти-йогой. В процессе С. у человека могут проявляться необычные психические свойства, которые в традиции расцениваются как признаки духовного прогресса. С. — это важнейшая часть образа жизни приверженца традиции, она удостоверяет на опыте правильность теорий и идей, значимых для него.

Источник: Индуизм: йога, тантризм, кришнаизм

САДХАНА
сс. Средство. Способ. Практика. То, что приводит к цели. Термин широко применяется в различных школах. Практикующий (садхак, садхака) стремится к освобождению (мокша, кайвалья, мукти, нирвана и др.). В современной Индии считают, что около полутора процентов населения составляют садху, саду, занимающиеся садханой в различных сс. формах и не имеющие других занятий. Это аскеты, подвижники, живущие подаянием в горах или в городах. К ним относятся терпимо и с уважением. Некоторые садху ходят без одежды, носят специальные пояса для подавления сексуальных инстинктов, стоят с поднятыми вверх руками, висят над очищающим огнем или перемещаются только ползком. Стремясь к освобождению, они соблюдают обряды, читают духовную литературу, медитируют, распевают мантры, практикуют асаны, соблюдают целомудрие (брахмачарья), иногда имеют учеников, объединенных в небольшой ашрам. Периодически садху встречаются на фестивалях, соотнесенных с определенными природными циклами. При этом совершаются массовые шествия и купания в священной реке. В ожидании смерти они уходят умирать в горы. Тех, кто умирает среди людей, хоронят в земле или опускают в реку. На могиле устанавливают камень, называемый самадхи, так как он служит символом освобождения и духовного бессмертия. Элементы садханы входят в жизнь многих индийцев.

Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003

САДХАНА
(санскр. sa–dhana, тиб. grub thabs, выполнение, достижение, средство достижения) — 1) в тантризме (как буддийском, так и индуистском) техника духовного развития и достижение единства с созерцаемым образом (йидамом), божеством; 2) письменное руководство относительно нравственных, психических и йогических упражнений, которые следует выполнять в определённом порядке с использованием мантр, сакральных образов и т.д.; 3) текст, описывающий процесс визуализации йидама и практику духовной реализации. Кроме того, С. — основной иконографический текст, в котором сформулирован внешний облик будд и бодхисаттв. Практикующий С. (зачастую многие годы) называется «садхака», а если ему удастся получить плод, то таковым являются сиддхи — сверхъестественные силы и способности. Тантрическая литература подразделяется на тексты тантр (описание основ Пути и плода в связи с определёнными божествами мандалы) и тексты С., детально упорядочивающие способы медитации и средства достижения единства с сакральными персонажами. Процесс С. предполагает овладение четырьмя последовательными стадиями: 1) повторение мантры при неослабевающем «одноточечном» созерцании божества (йидам); 2) обращение к божеству с просьбой о преобразовании человеческое тело, речь и ум в Тело Будды, его Слово и его Ум; 3) отождествление созерцаемого йидама с йидамом подлинным и с самим практикующим; 4) отождествление изначальной чистоты божества (его тела, речи и ума) с собственными телом, речью и умом. Теоретически в практике С. происходит следующее. Сначала нужно преобразовать собственное «я» и мир в состояние пустоты и ясности, и в этот «очищенный божественный сосуд» (самайя-саттва, тиб. dam tshig sems dpa) должны вливаться высшие духовные силы природы Будды из океана его сознания (джняна-саттва, тиб. ye shes sems dpa), затем сосуд и его новое содержимое необходимо сделать единым целым (тиб. dam ye dbyer med). Считается, что из правильно проведённой практики адепт выходит с вновь обретёнными сиддхи. См. Тантра, Тантризм.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.