от древнеевр. Цедуким), еврейские теологи (II в. до н.э. — I в. н.э.), буквалисты и консерваторы, отвергавшую устную традицию, а также более либеральную и более интеллектуальную экзегетику фарисеев. Саддукеи не верят как в бессмертие души, так и в возможность воскресения мертвого тела.
САДДУКЕИ
Саддукеи
Источник: Словарь религий, обрядов и верований
САДДУКЕИ
от имени Садока, основателя династии первосвященников Иерусалим, храма) - религ-политич. группа в Иудее (2 - 1 вв. до н. э.), состоявшая из жреч. аристократии. С. защищали позиции рабовлад. верхушки, с к-рой были связаны их интересы. Признавали Тору (Пятикнижие) и отрицали возникавшие в тот период мессианск. и эсхатологич. идеи, а также загробную жизнь.
Источник: Атеистический словарь
САДДУКЕИ
др.-иудейская религ.-полит. секта, существовавшая с сер. II в. до н. э. до 70 г. н. э. Свое название С. производили от имени Садока, к-рый считался родоначальником династии первосвященников храма в Иерусалиме. Секту составляла священнич. аристократия, сосредоточившая в своих руках всю власть и охранявшая интересы наиболее знатных и богатых рабовладельцев Иудеи. С. считали священным только текст Пятикнижия (Торы), отрицали возникшее «устное предание» о бессмертии «души» и воздаянии после смерти, о воскресении мертвых и о будущем царстве мессии. В борьбе с С. сложилась религ.-полит. секта фарисеев. 6-летний конфликт между сторонниками С. и фарисеев облегчил вторжение войск Помпея в Иерусалим в 63 до н. э. и превращение Иудеи в римскую ПРОВИНЦИЮ. М. Я. Шахнович
Саддукеи
(Sadducees). Влиятельная (религиознополитическая) группа в Палестинев кон. II в. до н.э. кон. I в. н.э.
Исторические источники. Наиболее надежные источники сведений о саддукеях представляют собой труды Иосифа Флавия "Иудейская война" (ок. 75 г. н.э.), "Иудейские древности" (ок. 94 г. н.э.), "Жизнь" (ок. 101г. н.э.); н.з. книги, особенно синоптические евангелия и Деян (ок. 6590 гг. н.э.; Мф 3:7; 16:112; 22:2334; Мк 12:1827; Лк 20:2738); раввинистические писания (ок. 200 г. н.э. и позже; Мишна, Бер 9:5; Эрув 6:2; Пар 3:3, 7; Нидда 4:2; Яд 4:68). Об этих источниках нужно помнить следующее: вопервых, за исключением "Иудейской войны", все они резко враждебны к саддукеям; вовторых, многочисленные ссылки на саддукеев, особенно в Талмуде и позднейших писаниях, исторически малодостоверны. Т.о., наши знания о саддукеях, по не зависящим от нас причинам, очень ограниченны и односторонни.
Название и основные характеристики. В историческом плане вопрос о происхождении и содержании понятия "саддукей" тесно связан с основными чертами этой религиознополитической группы. С тех пор как Авраам Гейгер высказал предположение, что саддукеи были храмовой аристократией, большинство ученых считает, что их название происходит от "Цадок" ("Садок") имени первосвященника в царствование Соломона (ЗЦар 2:35; ср. Иез 44:15; 48:11), а сами саддукеи составляли партию священнической элиты цадокитов. Однако эта гипотеза вызывает ряд вопросов. Этимология не объясняет удвоения согласной "д" в греческом написании этого слова. К-ром е того, когда саддукеи появились на исторической сцене, правящими священниками были Хасмонеи, а не цадокиты. Вряд ли Хасмонеи могли объединиться с соперничающей священнической династией, само имя крой ставило под вопрос легитимность их первосвященства.
Сравнительно недавно исследователи предположили, что саддукеи представляли собой разнородную группу людей, обладавших богатством и властью (в т. ч. и членов священнической аристократии), крых объединяла секулярнопрагматическая, а не религиозноидеологическая позиция по отношению к народу и существующим законам. Была предложена и новая этимология слова "саддукеи" Т.У.Мэнсон предположил, что оно восходит к греч. syndikoi, означающему "чиновники по налогам". Р. Норт полагает, что саддукеи считали себя исполнителями правосудия, а их именование производное от прилагательного saddiiq ("справедливый"), в свою очередь образованного от соответствующего глагола (в литературе не зафиксированного). Эти и другие этимологии разрешают часть проблем, но и вызывают новые по сути, все они чисто умозрительны. Поскольку нет никаких саддукейских источников, будет разумным признать, что и сущность саддукейства, и происхождение самого слова в точности неизвестны.
История. Столь же неопределенной остается история саддукеев. Скудные свидетельства позволяют воссоздать еледующую картину. Саддукеи сплотились в единую партию вскоре после восстания Маккавеев (167160гг. до н.э.). Они отстаивали последовательную линию иудейской аристократии, требовавшую рассматривать иудаизм как религию, ориентированную на Храм, а не на образ жизни, опирающийся на закон. Поскольку саддукеи поддерживали политику военной и экономической экспансии, проводимую Хасмонеями, они постепенно приобрели огромное влияние на двор Иоанна Гиркана (134104 гг. до н.э.), к-рое не ослабевало до конца правления Александра Янная (67 г. до н.э.). При царице Александре (7667 гг. до н .э.) саддукеи потеряли власть, и их число значительно сократилось. Немногим лучше было их положение при Ироде Великом (374 гг. до н.э.), решительно не доверявшем коренной иудейской аристократии. С введением прямого римского правления (6 г. н.э.) удача опять улыбнулась им в 666 гг. н.э. они не только составляли основную фракцию в Синедрионе, но и много лет удерживали должность первосвященника. Конец саддукеям положило восстание 6670 гг. Хотя они и пытались его предотвратить, римляне уже не нуждались в рухнувшей аристократии. С разрушением Храма и рассеянием народа саддукейство прекратило существование.
Верования. Известно, что саддукеи отвергали все иудейские обычаи, крые не имели точного соответствия в законах Пятикнижия. В спорах о законодательстве они неизменно отстаивали строгое и узкое толкование статей закона. Саддукеи отрицали воскресение, посмертную кару и воздаяние. Согласно Иосифу Флавию, они отрицали даже бессмертие души. Веря в то, что Бог отрешен от человеческих дел, саддукеи утверждали, что человек в своем выборе и действиях абсолютно свободен, что он не подвержен никакому божественному вмешательству. Упорно подчеркивая автономность человека, саддукеи отрицали существование ангелов и сверхъестественных сил.
Большинство ученых считает, что верования саддукеев выдают в них консерваторов, крые упорно сопротивлялись нововведениям фарисеев и других групп. С другой стороны, следует заметить, что эти же верования свидетельствуют о духе эллинизированной аристократии, старающейся свести к минимуму влияние религии их отцов на повседневную жизнь.
Саддукеи и НЗ. В отличие от фарисеев, саддукеи неизменно изображаются в НЗ в негативном свете. Их противостояние Христу решительно и непреклонно. Причины для такой враждебности легко представить. Для саддукеев Христос и Его первые ученики были дестабилизирующим фактором, нарушающим зыбкий баланс между ограниченной свободой иудеев и тоталитарным римским правлением. Важно отметить, что саддукеи были просто вынуждены осудить движение, к-рое провозглашало фактическую реальность воскресения и безусловную необходимость покаяния.
S.Taylor (пер. Ю.Т.) Библиография: Josephus, The Jewish War 2.8.2, 14; Antiquities of the Jews 13.5.9, 13.10.6, 18.1.4, 20.9.1; and Life 10; A. Geiget, SadducaerundPltarisaer, G.H. Box, "Who were the Sadducees?" Exp 15:1938; T.W. Manson, "Sadducees and Pharisees The Origin and Significance of the Names", BJRL 22:14459; R. North, ?The Qumran Sadducees", CBQ 17:16488; J.LeMoyne, Les Sadduceens; W.W. Buehler, PreHerodian Civil War and Social Debate; H.D. Mantel, "The Sadducees and the Pharisees", in The World History of the Jewish People, VIII, 99123; J.M. Baumgarten, ?The PharisaicSadducean Controversies about Purity and the Qumran Texts", 7/531:15770.
См. также: Ессеи; Фарисеи.
Исторические источники. Наиболее надежные источники сведений о саддукеях представляют собой труды Иосифа Флавия "Иудейская война" (ок. 75 г. н.э.), "Иудейские древности" (ок. 94 г. н.э.), "Жизнь" (ок. 101г. н.э.); н.з. книги, особенно синоптические евангелия и Деян (ок. 6590 гг. н.э.; Мф 3:7; 16:112; 22:2334; Мк 12:1827; Лк 20:2738); раввинистические писания (ок. 200 г. н.э. и позже; Мишна, Бер 9:5; Эрув 6:2; Пар 3:3, 7; Нидда 4:2; Яд 4:68). Об этих источниках нужно помнить следующее: вопервых, за исключением "Иудейской войны", все они резко враждебны к саддукеям; вовторых, многочисленные ссылки на саддукеев, особенно в Талмуде и позднейших писаниях, исторически малодостоверны. Т.о., наши знания о саддукеях, по не зависящим от нас причинам, очень ограниченны и односторонни.
Название и основные характеристики. В историческом плане вопрос о происхождении и содержании понятия "саддукей" тесно связан с основными чертами этой религиознополитической группы. С тех пор как Авраам Гейгер высказал предположение, что саддукеи были храмовой аристократией, большинство ученых считает, что их название происходит от "Цадок" ("Садок") имени первосвященника в царствование Соломона (ЗЦар 2:35; ср. Иез 44:15; 48:11), а сами саддукеи составляли партию священнической элиты цадокитов. Однако эта гипотеза вызывает ряд вопросов. Этимология не объясняет удвоения согласной "д" в греческом написании этого слова. К-ром е того, когда саддукеи появились на исторической сцене, правящими священниками были Хасмонеи, а не цадокиты. Вряд ли Хасмонеи могли объединиться с соперничающей священнической династией, само имя крой ставило под вопрос легитимность их первосвященства.
Сравнительно недавно исследователи предположили, что саддукеи представляли собой разнородную группу людей, обладавших богатством и властью (в т. ч. и членов священнической аристократии), крых объединяла секулярнопрагматическая, а не религиозноидеологическая позиция по отношению к народу и существующим законам. Была предложена и новая этимология слова "саддукеи" Т.У.Мэнсон предположил, что оно восходит к греч. syndikoi, означающему "чиновники по налогам". Р. Норт полагает, что саддукеи считали себя исполнителями правосудия, а их именование производное от прилагательного saddiiq ("справедливый"), в свою очередь образованного от соответствующего глагола (в литературе не зафиксированного). Эти и другие этимологии разрешают часть проблем, но и вызывают новые по сути, все они чисто умозрительны. Поскольку нет никаких саддукейских источников, будет разумным признать, что и сущность саддукейства, и происхождение самого слова в точности неизвестны.
История. Столь же неопределенной остается история саддукеев. Скудные свидетельства позволяют воссоздать еледующую картину. Саддукеи сплотились в единую партию вскоре после восстания Маккавеев (167160гг. до н.э.). Они отстаивали последовательную линию иудейской аристократии, требовавшую рассматривать иудаизм как религию, ориентированную на Храм, а не на образ жизни, опирающийся на закон. Поскольку саддукеи поддерживали политику военной и экономической экспансии, проводимую Хасмонеями, они постепенно приобрели огромное влияние на двор Иоанна Гиркана (134104 гг. до н.э.), к-рое не ослабевало до конца правления Александра Янная (67 г. до н.э.). При царице Александре (7667 гг. до н .э.) саддукеи потеряли власть, и их число значительно сократилось. Немногим лучше было их положение при Ироде Великом (374 гг. до н.э.), решительно не доверявшем коренной иудейской аристократии. С введением прямого римского правления (6 г. н.э.) удача опять улыбнулась им в 666 гг. н.э. они не только составляли основную фракцию в Синедрионе, но и много лет удерживали должность первосвященника. Конец саддукеям положило восстание 6670 гг. Хотя они и пытались его предотвратить, римляне уже не нуждались в рухнувшей аристократии. С разрушением Храма и рассеянием народа саддукейство прекратило существование.
Верования. Известно, что саддукеи отвергали все иудейские обычаи, крые не имели точного соответствия в законах Пятикнижия. В спорах о законодательстве они неизменно отстаивали строгое и узкое толкование статей закона. Саддукеи отрицали воскресение, посмертную кару и воздаяние. Согласно Иосифу Флавию, они отрицали даже бессмертие души. Веря в то, что Бог отрешен от человеческих дел, саддукеи утверждали, что человек в своем выборе и действиях абсолютно свободен, что он не подвержен никакому божественному вмешательству. Упорно подчеркивая автономность человека, саддукеи отрицали существование ангелов и сверхъестественных сил.
Большинство ученых считает, что верования саддукеев выдают в них консерваторов, крые упорно сопротивлялись нововведениям фарисеев и других групп. С другой стороны, следует заметить, что эти же верования свидетельствуют о духе эллинизированной аристократии, старающейся свести к минимуму влияние религии их отцов на повседневную жизнь.
Саддукеи и НЗ. В отличие от фарисеев, саддукеи неизменно изображаются в НЗ в негативном свете. Их противостояние Христу решительно и непреклонно. Причины для такой враждебности легко представить. Для саддукеев Христос и Его первые ученики были дестабилизирующим фактором, нарушающим зыбкий баланс между ограниченной свободой иудеев и тоталитарным римским правлением. Важно отметить, что саддукеи были просто вынуждены осудить движение, к-рое провозглашало фактическую реальность воскресения и безусловную необходимость покаяния.
S.Taylor (пер. Ю.Т.) Библиография: Josephus, The Jewish War 2.8.2, 14; Antiquities of the Jews 13.5.9, 13.10.6, 18.1.4, 20.9.1; and Life 10; A. Geiget, SadducaerundPltarisaer, G.H. Box, "Who were the Sadducees?" Exp 15:1938; T.W. Manson, "Sadducees and Pharisees The Origin and Significance of the Names", BJRL 22:14459; R. North, ?The Qumran Sadducees", CBQ 17:16488; J.LeMoyne, Les Sadduceens; W.W. Buehler, PreHerodian Civil War and Social Debate; H.D. Mantel, "The Sadducees and the Pharisees", in The World History of the Jewish People, VIII, 99123; J.M. Baumgarten, ?The PharisaicSadducean Controversies about Purity and the Qumran Texts", 7/531:15770.
См. также: Ессеи; Фарисеи.
Источник: Теологический энциклопедический словарь