Саадия Гаон

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Саадия Гаон

Саадия Гаон: араб. Сайд ибн Якуб аль-Фаюми) (род. 892, Дилаз, Верхний Египет - ум. 942, Сур, Вавилония) - раввин. Ректор академии в Суре (928 -930). Защищал Талмуд и боролся против караитов (см. Еврейская философия); перевел Ветхий завет на араб. язык. Осн. произв. - "Религии и догмы" ("Китаб аль-аманат, ва-ль-и&тикадат", 1562).

Источник: Философский энциклопедический словарь

СААДИЯ ГАОН
(Саадия бен Иосиф, 892—942) - евр. богослов и философ-идеалист, родом из Файюмы (Египет). В своем гл. соч. «О вере и знании» (933) С. полемизировал с вольнодумцем Хиви Габалки, защищая тезис о богодухновенности книг Библии. С. полагал, что философия может удержать от атеизма, если ее подчинить богословию. Он отстаивал библ. миф о сотворении мира из ничего, защищал веру в существование сверхчувств. мира и божеств, миропорядка. Отстаивая реакц. религ. мораль покорности и смирения, С. проповедовал, что главное для человека - не этот мир, а загробный. Реакц. учение С. наложило глубокую печать на развитие мистич. и казуистич. ср.-век. евр. философии и богословия.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Саадия Гаон

882, Дилаз в Фаюме — сентябрь 942, Сура, Вавилония) — еврейский мыслитель, поэт, экзегет, грамматик, переводчик Пятикнижия на арабский язык; с 22 мая 928 по 932/35 и снова с 937 ректор (гаон) талмудической академии в Суре (потом в Багдаде). Саадья отталкивался от спекулятивной догматики мутазилитов (калам) и от рационалистического просвещенства происламских иудеев караитов (караимов) и в обширной полемике вернулся к ортодоксальному раввиническому богословию. В «Книге вер и мнений» (Kitab al-amanat wa-al-itigadat, 935; пер. на иврит Иуды ибн Таббона «Sepher ha-emunoth weha-deoth», 1186) Саадья мирит науку с верой. Бог сразу знает истину; наше знание бывает верным, но из-за темноты, плохой логики и спешки часто лишь вероятно или абсурдно. Интуиция, силллогизм правомерны наряду с «истинной традицией», хранимой в «общине монотеистов». Поскольку творение из ничего запредельно миру, знание о нем дает лишь логический вывод из различия, т. е. определенности и ограниченности неба и земли; из слаженности вещей, указывающей на источник порядка; из их переменчивости и, значит, невечности; из невозможности того, чтобы к настоящему моменту протекла актуальная бесконечность времени, которое, следовательно, имело начало. Самопорождение мира Саадья опровергает от неспособности вещи создать себя и от немыслимости бесконечной цепи вещей, вытекающих друг из друга. Но невечность материи и сотворенность ее из ничего доказывается лишь догматом и преданием. В этике Саадья верен аристотелевскому правилу уравновешенной середины: свобода воли есть выбор между выполнением и невыполнением божественных заповедей. Душа создана вместе с телом и таится в сердце, метемпсихоз исключен, воссоединение души с телом произойдет по воле Бога в дни прихода Мессии. Среди сочинений Саадьи литургическая поэзия, грамматика иврита, инвективы против караитов и Хчви Габалки. Бахья ибн Пакуда во многом следует за ним; Ибн Эзра называет его «универсальным начинателем».
Соч.: Book of beliefs and opinions, transi. S. Rosenblatt. New Haven, 1948. Лит.: Henry Malter, Saadia Gaon: His life and works, 1921 (repr. 1969); Proceedings of the American Academy for Jewish Research, 1943 (юбилейный том).
В. В. Бибихин

Источник: Новая философская энциклопедия