РЫЛЕЕВ Кондратий Федорович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

Рылеев, Кондратий Федорович
1795 - 1826) - поэт-декабрист, член Северного Общества, один из наиболее активных участников декабрьского восстания. Как поэт, он был известен своими "Думами" и историческими поэмами "Войнаровский", "Наливайко" и др. Его лирические стихотворения представляют собой в русской литературе первые образцы гражданской поэзии. Рылеев был казнен вместе с Пестелем, Каховским, Бестужевым-Рюминым и С. Муравьевым-Апостолом 13 июля 1826 г. /Т. 20/

Источник: Исторический справочник русского марксиста

РЫЛЕЕВ Кондратий Федорович

[18(29) сент. 1795 – 13(25) июля 1826] – рус. поэт, публицист, один из вождей Сев. об-ва декабристов. Окончил первый Петербургский кадетский корпус (1814), с 1824 – правитель канцелярии Российко-амер. торг. компании. В своих социально-политич. взглядах эволюционировал от либерально-монархич. взглядов к бурж.-демократич. республиканизму. Был казнен как один из руководителей восстания. Мировоззрение Р., формировавшееся гл. обр. под влиянием идеологии рус. и зап.-европ. Просвещения, носило яркий антиклерикальный характер (см. "Причина падения власти пап", в кн.: Полн. собр. соч., 1934, с. 368–70). В агитац. песнях (написаны совм. с А. Бестужевым), адресованных гл. обр. солдатам, Р. обличал рус. духовенство как соучастника "бар" в угнетении народа (см. тамже, с. 270, 678–79, 272). Как видно из полемики Р. с Е. Оболенским (см. вкн.: "Обществ. движения в России в первой половине XIX в.", т. 1, СПБ, 1905, с. 245), Р. враждебно относился к попыткам создать некую реформированную религию, основанную на идеализме Шеллинга. Р. стремился к теоретич. осмыслению законов обществ. жизни; в его сознании складывалась своеобразная концепция философии истории (см. "Дух времени, или Судьба рода человеческого", "О промысле", а также "Восстание декабристов", т. 1–2, М.–Л., 1925–26). Согласно этой концепции, история человечества есть прогресс, "...усовершенствование рода человеческого..." (см. "Восстание декабристов", т. 2, 1926, с. 251; ср. Полн. собр. соч., с. 417), пружиной к-рого является "промысел". Понятие "промысел" у Р. лишено мистич. содержания и отражает поиск им термина для выражения идеи объективной историч. закономерности. "Промысел" действует не непосредственно, а во взаимодействии с сознат. деятельностью людей, а потому историч. закономерность осуществляется через активную борьбу людей за реализацию идеалов обществ. устройства. Этапами истории человечества являются состояния христианства, "деспотизма" (господствовавшего до нач. 19 в., когда повсеместной становится "борьба народов с царями"), подлинной свободы. Утверждая, что от этапа к этапу человечество двигалось силою разума, просвещения, нравственности (см. Полн. собр. соч., с. 412, 416–17), Р., однако, не становился на волюнтаристич. т. зр.: произвольные "деяния" отд. человека "худы или хороши только в отношении к нему... на судьбу же всего человечества они не имеют никакого влияния" (там же, с. 418). Такое влияние оказывают лишь те поступки, к-рые "...не противоречили воле промысла" (там же). Обнаруживается же эта последняя "в духе времени" – совокупности идей, к-рые на данном этапе и в данной стране "промысел" имел в виду осуществить. Эта социологическая концепция Р. служила теоретическому обоснованию революционной программы декабризма. Р. был виднейшим представителем декабристской поэзии и эстетики; его творчество характеризуют пафос гражд. служения, идея народности искусства, свободолюбивое, патриотич. осмысление истории России. Критикуя романтизм, в т.ч. и его рус. представителя – Жуковского (см. Избранное, 1946, с. 146), Р. считал неправомерным само деление на романтизм и классицизм, стремился рассмотреть историю словесности как поступат. развитие "истинной поэзии", к-рая всегда зависела от обстоятельств места и времени, жизни народа, но "в существе своем всегда была одна и та же" (Полн. собр. соч., с. 310), проводила "...идеалы высоких чувств, мыслей и вечных истин, всегда близко к человеку и всегда не довольно ему известных" (там же, с. 313). В своих высказываниях по вопросам этики Р. выступал против индивидуализма, за гражд. мораль, связанную с идеей "общего блага", борьбы за справедливое общество. Соч.: Стихотворения, вступ. ст., ред. и примеч. Н. И. Мордовченко, [М., 1947]; Поэзия декабристов, вступ. ст. Б. Мейлаха, Л., 1950; Из неизданного лит. наследия К. Ф. Р., в кн.: Лит. наследство, т. 59, М., 1954. Лит.: ?игарев К., Жизнь Р., М., 1947; Базанов В. Г., Поэты-декабристы. К. Ф. Рылеев. В. К. Кюхельбекер. А. И. Одоевский, М.–Л., 1950; ?ойбин И. М., О прозаич. набросках Р. философско-историч. содержания, "Уч. зап. Курского пед. ин-та", 1954, вып. 3; Цейтлин А. Г., Творчество Р., М., 1955. См. также лит. при ст. Декабристы. З. Каменский. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.