(р. 7.9.1952) — спец. по филос. антропологии и геронтологии; к. филос. н., доц. Р. в г. Волхов Ленингр. обл. Окончила филос. ф-т ЛГУ (1986), асп. того же ф-та (1995). С 1987 по 1998 - асе, ст. преп. кафедры филос. Псковского гос. пед. инта. С 2005 — доц. той же кафедры. В 200105 — зав. кафедрой андрагогики и педагогики Псковского обл. ин-та повышения квалификации работников образования. Канд. дисс. — «Старость как культурноисторический феномен (опыт философского исследования)» (1995); ею подготовлена докт. дисс. — «Феномен старости в европейской философии: от античности до современности». В своих иссл. Р. стремится выявить основополагающие мировоззренч. принципы формирования историко-филос. образов старости, представить старость как системный феномен, объединяющий три элемента человеческой природы (дух., душевный и телесный), понять его в контексте завершенности движения каждого из названных аспектов. При таком подходе старость оказывается состоянием, зависящим не столько от биол., психол. и соц. процессов, сколько от системы ценностей, детерминированной мировоззрением и рождающей соответствующее уложение духа, души и тела. Как индивидуальная, так и антропологическая старость рассматриваются как мера требований человека к жизни в широком смысле этого слова.
Соч.: Геронтогенез: явление и сущность // Проблемы комплексного изучения и гармонического развития человека. Ч. 2. Тверь, 1991; Проблема смерти и бессмертия в философии эзотеризма // Проблемы духовности человека в открывающихся горизонтах отечественной философии. Челябинск, 1993; Экзистенциальный смысл старости // Педагогический поиск: Традиции, инновации, результативность. Вып. 1. Псков, 1996; Феномен старости. М; Псков, 2000; Самосохранение человека в старости как проблема философии Нового времени: от Бэкона до Канта // Труды Псковского политехнического института. Естествознание и математика. Гуманитарные науки. СПб.; Псков, 2001. № 5; Проблема антропологического старения // Философская мысль. Уфа, 2001; Философские основания и сущность андрагогики // Повышение квалификации педагогов в контексте постдипломного образования. Псков, 2003; Проблема старости в европейской философии: От античности до современности. СПб., 2006.
РЫБАКОВА Надежда Анатольевна
РЫБАКОВА Надежда Анатольевна
Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009
РЫБАКОВА Надежда Анатольевна
Родилась 7 сентября 1952 г. в г. Волхов Ленинградской области. Окончила философский факультет Ленинградского государственного университета им. А.А. Жданова (1986), аспирантуру там же (1995). С 1987 г. ассистент, ст. преп. кафедры философии Псковского государственного педагогического института. С 1998 г. докторант кафедры истории философии Уральского государственного университета. С 2001 г. зав. кафедрой андрагогики и педагогики Псковского областного института повышения квалификации работников образования. С 2005 г. доц. кафедры философии Псковского государственного университета. В 1995 г. защитила кандидатскую диссертацию «Старость как культурно-исторический феномен». Стремится выявить основополагающие мировоззренческие принципы формирования историко-философских образов старости, представить старость как системный феномен, объединяющий важнейшие части человеческой природы (дух, душу и тело). Старость оказывается состоянием, зависящим не столько от биологических, психологических и социальных процессов, сколь ко от системы ценностей, детерминированной мировоззрением. Как индивидуально, так и антропологически старость рассматривается как мера требований человека к жизни. Выделяет и исследует особенности модусов старости, показывает, что она обладает как прогрессивной, так и регрессивной инверсией в другие возрасты жизни. Следует учитывать мобильность человека, которая проявляется в движении объектов, образов, символов, симулякров. Биопсихосоциокультурное измерение старости приобретает расширяющуюся символизацию. Исследует философские истоки и основания андрагогики – теории и практики образования взрослых, констатирует влияние интуитивизма, экзистенциализма и прагматизма на формирование и распространение андрагогики в современном мире.
Основные публикации Феномен старости. М.-Псков, 2000; Об античных истоках геронтогогики // Развитие личности в системе непрерывного гуманитарного образования. Екатеринбург, 2001; Проблема антропологического старения // Философская мысль. 2001. № 2; Философско-поэтическое слово о старости // Труды Псковского политехнического института. 2002. № 6; О философии старости Ф. Петрарки // Вестник Оренбургского госуниверситета. 2003. № 2; Проблема старости в европейской философии: от античности до современности. СПб., 2006; Проблема старости в историко-философском контексте // Полигнозис. 2009. № 1. В соавт.; Введение в этику. Псков, 2009; О духовно-эстетическом образе старости // Известия Саратовского университета. Философия. Психология. Педагогика. 2009. Вып. 3; Сократ: у истоков мудрости // Вестник Псковского госуниверситета. Социально-гуманитарные и психологопедагогические науки. 2013. Вып. 3.
Основные публикации Феномен старости. М.-Псков, 2000; Об античных истоках геронтогогики // Развитие личности в системе непрерывного гуманитарного образования. Екатеринбург, 2001; Проблема антропологического старения // Философская мысль. 2001. № 2; Философско-поэтическое слово о старости // Труды Псковского политехнического института. 2002. № 6; О философии старости Ф. Петрарки // Вестник Оренбургского госуниверситета. 2003. № 2; Проблема старости в европейской философии: от античности до современности. СПб., 2006; Проблема старости в историко-философском контексте // Полигнозис. 2009. № 1. В соавт.; Введение в этику. Псков, 2009; О духовно-эстетическом образе старости // Известия Саратовского университета. Философия. Психология. Педагогика. 2009. Вып. 3; Сократ: у истоков мудрости // Вестник Псковского госуниверситета. Социально-гуманитарные и психологопедагогические науки. 2013. Вып. 3.
Источник: Философы современной России. 2015 г.