(р. 2.12.1948) — спец. по онтологии, теории познания, эпистемологии, филос. антропологии и аксиологии; д. филос. н., проф. Р. в д. Замогилье Гдовского р-на Псковский обл. В 1971 окончил физико-матем. ф-т Псковского гос. пед. ин-та, в 1977 — асп. по кафедре филос. при Ленингр. гос. пед. ин-те им. А. И. Герцена. С 1977 по 1993 работал на кафедре филос. наук Псковского гос. пед. ин-та, с 1985 по 1990 заведовал названной кафедрой. С 1993 заведует кафедрой филос. и социологии образования Псковского обл. ин-та повышения квалификации работников образования. С 1999 — проректор по науч. работе этого ин-та. С 2006 — зав. кафедрой филос. Псковского гос. пед. ун-та. Канд. дисс. — «Структура и категории эмпирического знания». Докт. дисс. — «Факт. Бытие. Познание» (1994). Р. разрабатывает теорию мировоззрения, различая микро- и макроуровни мировоззрения, анализируя их соотношение. Вводит понятие базовой интуиции мировоззрения и изучает проблему искусственного конструирования мировоззрения в совр. условиях. Опираясь на фундаментальный принцип аксиологии (мир ценен сам по себе — не в отд. своих частях, но в целом), отстаивает идею объективного существования ценностей, различая понятия смысла, значимости, значения и ценности. Опираясь на методол. целочастных отношений, Р. разработал концепцию факта, выйдя за рамки традиц. логико-гносеол. его анализа. Р. — д. ч. Акад. гуманит. наук, заслуженный работник высшей школы РФ.
Соч.: На перекрестках мировоззрений. (В соавт.). Псков, 1993; Познание как предмет философского исследования. Псков, 1993; Факт. Бытие. Познание. Екатеринбург, 1994; Н. О. Лосский: онтологическая теория ценностей // Апология русской философии. Екатеринбург, 1997; Логика и метафизика cogito // Декарт в канун XXI столетия. Тверь; М., 1998; Возвращение к диалектике // Преподавание философии: Проблемы дидактики и содержания. Калуга, 2000; Мир как тавтология // Современная социальная онтология: Итоги и перспективы. Уфа, 2001; Лекция 8. Мир знания // Двадцать лекций по философии. (В соавт.). Екатеринбург, 2001, 2002; Отношение Я-не-Я как выражение базовой интуиции мировоззрения // Труды Псковского политехи, ин-та. Естествознание и математика. Гуманитарные науки. СПб.; Псков, 2002. № 6; Образование и человек в информационном обществе // Философия образования XXI века. Новосибирск, 2002. № 3; Философия образования // Глобалистика: Энциклопедия. М., 2003; Метафизика образования в информационную эпоху // Гуманитарное образование в информационном обществе. Екатеринбург, 2003; Самость и самоопределение человека // Русский экон. вестник. Екатеринбург, 2005; Факт и ситуация // Ситуационные исследования. Вып. I: Ситуационный подход. Казань, 2005.
РЫБАКОВ Николай Сергеевич
РЫБАКОВ Николай Сергеевич
Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009
РЫБАКОВ Николай Сергеевич
Родился 2 декабря 1948 г. в дер. Замогилье Гдовского района Псковской области. Окончил физико-математический факультет Псковского государственного педагогического института (1971), аспирантуру кафедры философии Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена (1977). С 1977 г. ассистент, ст. преп., доц., заведующий кафедрой философии Псковского государственного педагогического института. С 1993 г. заведующий кафедрой философии и социологии образования, проректор Псковского областного института повышения квалификации работников образования. С 1996 г. проф. С 2006 г. заведующий кафедрой философии Псковского государственного университета. В 1978 г. защитил кандидатскую диссертацию «Структура и категории эмпирического знания». В 1994 г. защитил докторскую диссертацию «Факт. Бытие. Познание». Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации (1999). В 2002, 2009, 2012 гг. избирался членом Ревизионной комиссии РФО, в 2005-2009 гг. член Президиума РФО. Член редколлегий журналов «Вестник Псковского госуниверситета. Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки» и «Философия образования». Сфера научных интересов: история философии, онтология, эпистемология, философская антропология, философия образования, философия науки, логика, социальная философия, теория мировоззрения, аксиология. Разработал репрезентативную концепцию факта, осуществил его категориальную развертку от первичной интуиции до признанной символической представленности бытия в ином, транслятора смыслов бытия. Предложил параметрическую модель образования, согласно которой оно есть: а) вхождение человека в мир, б) постижение смыслов бытия, в) пробуждения и становления духовности, г) обретение человеком собственного образа. Разрабатывает теорию мировоззрения, выделяя микро- и макроуровни. Изучает исторические модификации базовой интуиции мировоззрения, проблему искусственного конструирования мировоззрения. Отстаивает фундаментальный принцип аксиологии, различая смысл, значимость, значение и ценность.
Основные публикации Факт. Бытие. Познание. Екатеринбург, 1994; О методологии цело-частных отношений // Полигнозис. 2000. № 1; Ценность и смысл // Философская мысль. 2001. № 1; Философия образования // Глобалистика: Энциклопедия. М., 2003; Логика. Псков, 2007; Cogito. Избранные работы по философии. Псков, 2008; Humanitatis studiis в системе образования: исчезающая мера и цельность человека // Профессиональное образование в современном мире. 2011. № 3; Проблема человека у раннего Маркса // Вестник Псковского государственного педагогического университета. Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки. 2009. Вып. 7; Контуры теории социальных технологий // Там же. 2012. Вып. 1; Humanitatis studiis в системе образования: страдания вокруг естествознания // Там же. 2013. Вып. 3; Образование как фактор трансформации социума // Образование в условиях интеграции мирового сообщества. СПб., 2014; Ergo. Избранные работы по философии. Псков, 2014; Мировоззренческая парадигма в философии: модусы и модальности теоретические и практические. Нижний Новгород, 2014. В соавт.
Основные публикации Факт. Бытие. Познание. Екатеринбург, 1994; О методологии цело-частных отношений // Полигнозис. 2000. № 1; Ценность и смысл // Философская мысль. 2001. № 1; Философия образования // Глобалистика: Энциклопедия. М., 2003; Логика. Псков, 2007; Cogito. Избранные работы по философии. Псков, 2008; Humanitatis studiis в системе образования: исчезающая мера и цельность человека // Профессиональное образование в современном мире. 2011. № 3; Проблема человека у раннего Маркса // Вестник Псковского государственного педагогического университета. Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки. 2009. Вып. 7; Контуры теории социальных технологий // Там же. 2012. Вып. 1; Humanitatis studiis в системе образования: страдания вокруг естествознания // Там же. 2013. Вып. 3; Образование как фактор трансформации социума // Образование в условиях интеграции мирового сообщества. СПб., 2014; Ergo. Избранные работы по философии. Псков, 2014; Мировоззренческая парадигма в философии: модусы и модальности теоретические и практические. Нижний Новгород, 2014. В соавт.
Источник: Философы современной России. 2015 г.