РУССОИЗМ

Найдено 1 определение
РУССОИЗМ
философское учение о соотношении между природой, духовным миром человека и общественными установлениями. Философия и социология Р. были сформулированы выдающимся деятелем французского Просвещения Ж.-Ж. Руссо (1712—1778). В основе Р. лежит противопоставление природы и цивилизации как искусственной, несущей человеку страдания, деспотизм и угнетение надстройки, в которой Руссо, в отличие от своих современников-просветителей, отказывался видеть действие разумных, направленных на благо людей законов. В результате «такие громкие слова, как общество, справедливость, законы, взаимная защита, помощь слабым, философия, прогресс разума, — не что иное, как приманки, придуманные ловкими политиками или льстивыми трусами для того, чтобы обманывать простаков» (Ж.-Ж. Руссо). В том, что касается самого человека, Р. выступил против свойственного Просвещению преклонения перед разумом и рациональным мышлением. Отказывая цивилизации в ее способности обеспечить прогресс в области нравственности и гражданских основ общества, а разуму — в его претензиях разрешить глубочайшие социальные противоречия, Руссо обосновал понятия «естественного человека» и «естественного состояния» его существования. Это позволило впервые последовательно разграничить цивилизацию — сферу экономики, техники, государственной власти, науки и собственно культуру, способствующую всестороннему свободному развитию человека. Наибольшее несогласие современников и неослабевавший интерес потомков вызвала центральная идея Р. о том, что только природа остается естественным состоянием человеческого существования и безусловное подчинение ее законам и разнообразным воздействиям позволяет человеку сохранить свое важнейшее отличие от животного мира — «способность действовать свободно». Только сохранение для человека возможности слышать «голос природы» в союзе с исконными естественными потребностями позволит ему преодолеть противоречие между естественным порядком жизни и отличающим людей от животных индивидуальным стремлением к совершенствованию, которое человек может реализовать только в сотрудничестве с себе подобными. Однако именно в обществе человек испытал неравенство, нищету, угнетение, деспотизм и другие бедствия, когда государственная власть, законы и сам человеческий разум не предотвратили проявлений жестокости, развращенности и соблазна со стороны одних извлекать выгоду для себя из страданий и несчастий других. Всему этому в Р. противопоставляется гармония «голоса природы» с естественными страстями каждого человека, «т.е. такого состояния духа, которое совместно с чувствами сострадания и жалости, запечатленными в сердце каждого, должно было позволить людям достаточно мирно жить в сообществе» (Ж.-Ж. Руссо). В результате «Руссо видит в чувстве не только самостоятельную, не только своеобразную, но и основную, первичную деятельность душевной жизни» (В.Ф. Асмус). Сделав чувствительность, а не разум основой нравственных сторон жизни человека, Руссо выделял два принципа естественного права — себялюбие, источником которого является инстинкт самосохранения, и сострадание, делающее человека существом общественным. Поэтому не искусственно созданные нормы морали, а сострадание признается в Р. единственной природной добродетелью, которая является надежным источником формирования таких общественных добродетелей человека, как великодушие, милосердие и человечность. Р. оказал свое непосредственное воздействие на развитие Просвещения в Европе. В частности, в Германии он оказал влияние на работы И.Г. Гердера (1744—1803) и постановку проблем человека в философии И. Канта (1724— 1804). Идеи Р. нашли свое непосредственное выражение в теории воспитания Руссо, которая была изложена в ставшей знаменитой кн. «Эмиль, или О воспитании» (1762). В основе педагогики Руссо — идея о естественном воспитании, т.е. о всестороннем формировании чувств и последующем развитии разума на базе других способностей ребенка. Поделив жизнь детей от рождения до восемнадцати лет на четыре периода, Руссо предложил свою последовательность становления человека от физического воспитания к воспитанию чувств, ума и, наконец, нравственности. Руссо считал совершенно необходимым начинать с развития физических сил и способностей, которые позволят поддержать непосредственный интерес к первоначальному постижению окружающего мира при помощи чувств. Назвав первыми учителями человека его ноги, руки и глаза, Руссо предложил различать первичный чувственный разум, доставляющий ребенку понимание его места в мире конкретных предметов и образов, и интеллектуальный разум, открывающий с двенадцати до пятнадцати лет путь для процессов мышления, значение которых определяется пользой, которую они могут принести человеку впоследствии. Применительно к теории воспитания Р. проявился в признании приоритета чувствования над другими формами духовной жизни и в выделении, наряду с чувством самосохранения, совести, т.е. естественного принципа справедливости и добродетели, которые имеют врожденный для всего человеческого рода характер. Значение теории воспитания заключается также в том, что Руссо обосновал необходимость самопознания, постижения своего Я и признания очевидными прежде всего тех сторон окружающего мира, которые находят отклик в душе и сознании личности. В целом педагогическая система Р. глубоко демократична и человечна: «Любите детство; поощряйте его игры, его забавы, его милый инстинкт. Кто из вас не сожалел иногда об этом возрасте, когда на губах вечно смех, а на душе всегда мир», — писал автор «Эмиля». Теория воспитания стала важной частью Р., предлагавшего видеть в ребенке образ естественного человека, а в детстве — разновидность естественного существования людей. Идеи Руссо о воспитании нашли свое выражение в педагогике И.Г. Песталоцци (1740—1827).

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.