РУССКИЙ РЕНЕССАНС

Найдено 1 определение
РУССКИЙ РЕНЕССАНС
общепринятое обозначение одного из значительных этапов в истории российской духовной культуры, относящийся в концу ХIХ—первым десятилетиям ХХ в. Распространение понятия Р. Р. связано с типологическими аналогиями между развитием русской и западноевропейской культуры, и в этой связи начало ХХ в. в России соотносится с важнейшими духовными завоеваниями эпохи Возрождения. К ним обычно относят небывалый взлет философии и искусства, утверждение ценности человека и синтез различных явлений духовной жизни в умственной, нравственной и художественной сферах. Р. Р., с одной стороны, стал возможен благодаря тому духовному и культурному потенциалу, который сложился в России на протяжении всего ХIХ в., а с другой — он оказался мощным и плодотворным выражением всеобщего порыва к будущему, преодолению характеризующих недавнее прошлое ограниченных, уродливых форм жизни и цивилизации во имя действенного преобразования жизни на благо человека. Недаром один из выдающихся представителей русской философии ХХ в. Н.А. Бердяев (1888—1948) в своей работе «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» (1916) писал: «В мире разлагается и кончается религия рода, религия материальная. Все материально-родовое, ветхо-органическое имеет футуристически-технический, механический конец». Как деятель Р. Р., он призывал к «сосредоточенной решимости освободиться от ложных, призрачных наслоений культуры» и встать на «путь духовного освобождения от «мира», освобождения духа человеческого из плена у необходимости». Бердяеву принадлежит развернутая и наиболее глубокая характеристика Р. Р., предпосылки которого он видел в осмыслении новым поколением значения и опыта русской литературы и религиозной философии ХIХ в., что придавало этому Р. не социальные, а преимущественно духовно-культурные, эстетические смысл и направленность. Наряду с этим Бердяев отмечал, что подобное развитие Р. Р. было свидетельством отхода от первоначального широкого увлечения идеями марксизма, когда «отношение к революции было тоталитарным, вся умственная и культурная жизнь была подчинена освобождению народа». В начале века, с одной стороны, произошло сужение сферы распространения марксистских идей и освобождения от них философии, искусства и духовной жизни вообще. С другой стороны, часть интеллигенции, первоначально увлекшаяся социальными историческими перспективами и свободомыслием, довольно быстро отошла от марксизма и стала участницей Р. Р. В результате главенствующее место в Р. Р. заняли проблемы духовной культуры и духовности: «Раскрылись целые миры. Умственная и духовная жажда была огромная. Прошло веяние Духа. Было чувство, что начинается новая эра. Было движение к новому, небывшему» (Н.А. Бердяев). На этих основах Р. Р. стал, как и в 1-й пол. ХIХ в., еще одним периодом глубокого творческого освоения и переживания философии и художественной культуры Западной Европы. Своеобразие Р. Р. определялось небывало самобытным синтезом вершинных проявлений российской духовной традиции ХIХ в., западноевропейских влияний со свойственными самой этой эпохе творческими достижениями в философии, религии, живописи, литературе и поэзии. Одной из особенностей Р. Р. стало признание самостоятельного значения культуры, искусства и красоты не только в художественном творчестве, но и в деле преображения человека и преобразования всего окружающего мира. Поэтому Р. Р. стал одной из выдающихся эпох эстетизма, синтезировавшего художественные, философские и нравственно-религиозные искания в их последовательности перехода от человека к миру: «идеал красоты — идеал человеческого существа; художественное творчество, расширяясь, неминуемо ведет к преображению личности», «последняя цель искусства — пересоздание жизни», «последняя цель культуры — пересоздание человечества» (А. Белый). Именно в Р. Р. с небывалой дотоле концентрацией и напряженностью проявилось многообразие философских, религиозных, художественных, эстетических течений и направлений при необычайно развитом стремлении к самопознанию и постижению других культур, что будет входить в перечень коренных характеристик духовной культуры всего ХХ в. В этот период российская философия подтвердила свою органическую связь с изучением истории мировой культуры, с эстетикой и художественным творчеством, что проявилось у таких представителей русского литературного символизма, как Д.С. Мережковский (1866—1941), А. Белый (1880—1934), Вяч.И. Иванов (1866—1949), которого Бердяев назвал «самой характерной и блестящей фигурой Р.». В свою очередь, появление с 1908 г. религиозно-философских обществ в Москве, Петербурге и Киеве знаменовало собой характерное лишь для России явление, когда «философия, которая очень процветала, приобретала религиозный характер, и исповедание веры обосновывалось философски» (Н.А. Бердяев). Ведущими фигурами в этом «религиозно-философском возрождении» (В.В. Зеньковский) стали П.А. Флоренский (1882—1943) и С.Н. Булгаков (1871—1944), которые развивали чрезвычайно характерные для русской философии идеи всеединства, когда «внутри мира органическая целостность и связанность его поддерживаются конкретно-идеальными сверхвременными и сверхпространственными началами» (Н.О. Лосский). Высокий уровень самопознания и напряженность духовной жизни Р. Р. выразились в появлении философских журналов (напр., «Новый путь», «Вопросы жизни»), а также изданий, посвященных проблемам философии, искусства и литературы («Весы», «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон», «Гиперборей»). В целом Р. Р., характеризуясь самобытным и всеохватным синтезом социальных, философских, религиозных и эстетических исканий и проектов преобразования мира и искусства, оказался одним из ярких периодов культурной и социальной активности людей, выразившейся в существовании множества различной направленности кружков, сообществ, печатных органов, художественных объединений, группировок, течений и стилей. В области развития русской литературы Р. Р. характеризовался новыми явлениями слияния философии, религии, эстетики и словесного искусства, а также появлением целого ряда выдающихся поэтов, чье творчество принято объединять понятием Серебряный век. К этому поколению относились В.Я. Брюсов (1873—1924), А. Блок (1880—1921), А. Белый (1880—1934), К. Бальмонт (1867—1942), Н. Гумилев (1886—1921), А. Ахматова (1889—1966), В. Хлебников (1885—1922). В то же время Бердяевым, активным участником философской и культурной жизни эпохи, было отмечено глубокое противоречие, которое привело к кризису Р. Р. Дело в том, что при всей глубине мысли, религиозных переживаний и прозрений, универсализме и утонченности культуры, при их очевидной творческой плодовитости, «у деятелей Р., открывавших новые миры, была слабая нравственная воля и было слишком много равнодушия к социальной стороне жизни». Культурный Р. был сорван, т.к. «русское революционное движение, русская устремленность к новой социальности оказались сильнее культурноренессансного движения» (Н.А. Бердяев). Поэтому в произведениях ведущих представителей художественной культуры было не только ожидание и предсказание нового мира, но и ощущение надвигающейся катастрофы. Наиболее проникновенно об этом писал великий русский поэт А. Блок: «Надо мной небосвод уже низок, / Черный сон тяготеет в груди. / Мой конец предначертанный близок, / И война, и пожар впереди». Последними явлениями Р. Р. оказалась деятельность российской интеллигенции в послереволюционную пору. В 1918 г. был подготовлен сборник статей «Из глубины», в котором был предпринят неортодоксальный социально-философский анализ причин и катастрофических результатов революции, из-за чего сборник был запрещен в СССР на долгие годы. В нач. 20-х гг. по инициативе Н.А. Бердяева в Москве была организована Религиозно-философская академия, а с 1919 по 1923 г. в Петрограде существовала Вольная философская академия (ассоциация) — Вольфила. Она объединила философов, историков, литераторов и ту часть творческой интеллигенции, которая была готова поддержать идеи цельности, единства науки, знания и мировоззрения, а также сохранить заветы единого человечества и единого человеческого идеала в объединении с народными массами, о чем писалось в первых документах Вольфилы. Одним из последних созданий представителей Р. р. стал напечатанный в 1922 г. сб. «О. Шпенглер и “Закат Европы”, в котором содержалась оценка драматических перспектив развития культуры ХХ в. Фактически Р. Р. завершился высылкой за границу в августе 1922 г. подавляющего большинства выдающихся представителей русской философской мысли и культуры.

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.